Найти в Дзене

ЕГЭ по Химии 2025. Анализ реальных заданий. Найдена страшная 34-я злодейка, виновница "завалов"!

Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55 Репетитор Богунова В.Г. ВК Телеграмм-канал репетитора Богуновой В.Г. Дзен-канал репетитора Богуновой В.Г. Сегодня начали приходить результаты ЕГЭ по Химии. Вой слышен аж до Луны! И что же на этот раз стало основной причиной "завалов"? Пришло время постепенного и спокойного анализа реальных задач ЕГЭ с раскладыванием по полочкам всех фишек 2025 (и не только). Спешить некуда - все лето впереди. Совмещаю полезное с приятным (не удивляйтесь, для меня решение задач - удовольствие и отдых). Одновременно делаю методические выводы - как все эти "интересные мозгоплавительные и зубодробительные элементы" донести до голов желторотиков. Выскажу крамольную м
Вы хотите познавать химию и профессионально, и с удовольствием? Тогда вам сюда! Автор методики системно-аналитического изучения химии Богунова В.Г. раскрывает тайны решения задач, делится секретами мастерства при подготовке к ЕГЭ, ДВИ, олимпиадам
Хочешь сдать ЕГЭ по химии и биологии на 90+? WhatsApp репетитора Богуновой В.Г. +7(903)186-74-55
Репетитор Богунова В.Г. ВК
Телеграмм-канал репетитора Богуновой В.Г.
Дзен-канал репетитора Богуновой В.Г.

Сегодня начали приходить результаты ЕГЭ по Химии. Вой слышен аж до Луны! И что же на этот раз стало основной причиной "завалов"?

Пришло время постепенного и спокойного анализа реальных задач ЕГЭ с раскладыванием по полочкам всех фишек 2025 (и не только). Спешить некуда - все лето впереди. Совмещаю полезное с приятным (не удивляйтесь, для меня решение задач - удовольствие и отдых). Одновременно делаю методические выводы - как все эти "интересные мозгоплавительные и зубодробительные элементы" донести до голов желторотиков.

Выскажу крамольную мысль, за которую, вероятно, "сетевые репетиторы" сошлют меня в Ад!

Далеко не каждый, кто хорошо решает задачи по химии - может вас научить!

Сейчас на просторах Интернета "каждый суслик в поле - агроном":

"Я сдал(а) ЕГЭ в 202_ году на 100 баллов, поступил(а) в _ Университет на бюджет! Подготовлю вашего ребенка к ЕГЭ!"
"Я - выпускник Медицинского, закончил с красным дипломом, подготовлю вашего ребенка к ЕГЭ!"

Даже комментировать не хочется. Печально... Пироги печет сапожник или даже... ученик сапожника!

Знаете, чем обычно это заканчивается? В феврале-марте меня забрасывают просьбами взять ребенка на подготовку. Но... упущено драгоценное время, образовательный процесс проходил в "изуродованной форме", в голове ребенка - каша вместо четких логических конструкций.

Переучивать гораздо сложнее (и затратнее), чем научить с нуля!

Меня всегда удивляло, почему выпускники медицинских ВУЗов берутся готовить к ЕГЭ? Неужели учить может любой, а лечить - только дипломированный специалист?! Если не нравится медицина, зачем занимал место в ВУЗе?! За Державу обидно! Деньги на образование - потрачены, а толку никакого! В поликлиниках не хватает врачей. Вместо наших специалистов там работают "ценные кадры" из дружественных государств. А горе-медики "готовят к ЕГЭ", штампуя недоучек.

Считаю, наступило время проверить выпускников-бюджетников: работают ли они по специальности, отработали или нет положенные 3-5 лет. Если нет, обязать их выплатить государству деньги, потраченные на образование.

Достаточно бурчаний, перейдем к задаче, которая мне очень понравилась! Хотя, что для меня - "конфета", для абитуриента - "место в меню" (шучу).

Хочешь научиться решать задачи по Химии?!
Пиши на WhatsApp +7(903)186-74-55

34 задача ЕГЭ по Химии 2025 (реальная)

При нагревании образца нитрата алюминия часть вещества разложилась. В результате образовался твердый остаток, который разделили на две части. Первую часть твердого остатка массой 73,2 г добавили к 15%-ному раствору карбоната натрия массой 663,6 г. При этом массовая доля соды в растворе уменьшилась в полтора раза. Вторую часть твердого остатка массой 24,4 г растворили при нагревании в 20%-ном растворе серной кислоты массой 245 г. Вычислите массовую долю серной кислоты в получившемся растворе.
Реальная 34-я задача (3) ЕГЭ по Химии 2025. Решает репетитор Богунова В.Г.
Реальная 34-я задача (3) ЕГЭ по Химии 2025. Решает репетитор Богунова В.Г.

Анализ алгоритма:

Основные элементы:
1) Задача - комбинированная, включает четко выраженные две части
2) Связь между частями - одинаковая массовая доля компонента смеси
3) Масса конечного раствора: "не все растворяется, что добавляется"
4) Модель алгоритма в каждой части задачи - "Σധ" (авт.)
• Первая часть задачи
"При нагревании образца нитрата алюминия часть вещества разложилась. В результате образовался твердый остаток, который разделили на две части. Первую часть твердого остатка массой 73,2 г добавили к 15%-ному раствору карбоната натрия массой 663,6 г. При этом массовая доля соды в растворе уменьшилась в полтора раза"
Составляем уравнение термического разложения нитрата алюминия. По условию - разложение неполное, значит, в твердом остатке имеется нитрат алюминия (растворяется в воде) и оксид алюминия (не растворяется в воде).
При добавлении части твердого остатка к раствору карбоната натрия, растворился (и прореагировал) только нитрат алюминия (его масса увеличила массу конечного раствора).
Оксид алюминия не растворился и не прореагировал (его масса не внесла изменений в массу конечного раствора).
Реакция между нитратом алюминия и карбонатом натрия протекает по механизму необратимого гидролиза (я специально представила подробное написание такого вида уравнения реакции).
Определяем количество нитрата алюминия за Х и делаем предварительные расчеты для всех участников процесса.
Модель алгоритма 1-й части - универсальная "Σധ" (авт.). Я публиковала много статей на эту тему (читайте мои статьи по растворам или приходите ко мне на занятия). Это одна из моих самых любимых моделей алгоритма, позволяющая проводить четкий анализ системы.
При расчете массы конечного раствора не забываем - его масса увеличится только за счет массы нитрата алюминия (это всего лишь часть первого твердого остатка) и уменьшится за счет массы образовавшегося осадка гидроксида алюминия и улетевшего углекислого газа.
Составляем алгебраическое уравнение, решая которое, находим Х - количество вещества нитрата алюминия.
Определяем массу нитрата алюминия в твердом остатке и массу оксида алюминия.
Находим массовую долю оксида алюминия. Это - важнейшая точка в решении задачи, поскольку твердый остаток был исходно - один, который разделили на две (неравные) части. Массовая доля оксида алюминия во второй части задачи будет такая же!
• Вторая часть задачи
"Вторую часть твердого остатка массой 24,4 г растворили при нагревании в 20%-ном растворе серной кислоты массой 245 г. Вычислите массовую долю серной кислоты в получившемся растворе"
При добавлении части твердого остатка к раствору серной кислоты оба компонента растворились. Оксид алюминия - растворился (и прореагировал), нитрат алюминия - просто растворился (не прореагировал). Оба компонента твердого остатка увеличили массу конечного раствора.
Делаем предварительные расчеты. Количество оксида алюминия определяем, зная его массовую долю (она такая же, как в первой части твердого остатка). По условию, серная кислота осталась, значит оксид алюминия - в недостатке (по его количеству вещества делаем расчеты по уравнению реакции)
При расчете массы конечного раствора не забываем - его масса увеличится за счет масс обоих компонентов второго твердого остатка.
Модель алгоритма 2-й части - все та же универсальная "Σധ" (авт.). Здесь решение прямое, т.е. мы находим массовую долю серной кислоты в конечном растворе.

NB! Как я смотрю на задачу до начала подробного анализа

• Пишу первое уравнение реакции. Понимаю, что при неполном разложении в твердом остатке - два вещества (смотри выше).
• Читаю условие второй части, обращая основное внимание на вопрос задачи.
• Понимаю, что из двух компонентов с серной кислотой будет реагировать только оксид алюминия.
• Напрашивается вывод: если будет известно количество вещества оксида алюминия во втором твердом остатке, задача решится моментально.
• Дальнейший анализ - смотри решение 1-й части.

Представленную задачу решили ЕДИНИЦЫ абитуриентов! Почему? Задача не сложная. Да, необходим тщательный анализ и скрупулезные расчеты. Впрочем, выводы делать вам - взрослые люди как-никак!

Хочешь научиться решать задачи по Химии?!
Пиши на WhatsApp +7(903)186-74-55

Понравилась статья? Скоро будет продолжение. Самое интересное, как всегда, впереди! Успехов и удачи! До встречи на Яндекс Дзен! Не забывайте подписаться на мой канал и поставить лайк!

Репетитор по химии и биологии кбн В.Богунова