Расскажу немного про историю Александровского дворца и покажу интерьеры, которые уже были отреставрированы за последние годы. Рассказ будет как про сами залы дворца, так и про историю дворца и его обитателей.
В 1792 году по указу императрицы Екатерины II на территории Александровского парка началось возведение Нового царскосельского дворца. Это здание строилось в честь свадьбы внука императрицы, великого князя Александра Павловича, который впоследствии стал императором Александром I, и его невесты, великой княжны Елизаветы Алексеевны.
Александр I провёл своё детство в Царском Селе, куда его привезли вскоре после рождения, в 1778 году. Поэтому для будущего императора Екатерининский дворец стал главным местом отдыха. Даже первая няня Александра I была из Царского Села.
В парке, который окружал дворец, маленький Александр Павлович гулял, купался в прудах и работал на своём садовом участке. Впоследствии эти летние занятия были включены в программу обучения всех молодых членов царской семьи.
Идея создания Александровского дворца (ранее он был известен как дворец в Новом Царском Селе, но был переименован в честь его владельца) не возникла внезапно. Архитектор Д. Кваренги создал несколько проектов, которые, однако, сохранили основные черты пространственного решения: здание было длинным и имело форму буквы «П». В итоге дворец представляет собой длинное двухэтажное здание с двумя крыльями по обе стороны.
Когда Александр Павлович вырос и стал молодым принцем, его бабушка-императрица устроила его брак и построила для молодожёнов новый дворец, который впоследствии получил название Александровский. Проект этого дворца разработал Джакомо Кваренги, которого так высоко ценила Екатерина II.
За ходом строительства наблюдал архитектор П. В. Неелов. Дворец был построен довольно быстро: работы начались осенью 1792 года и завершились летом 1796 года. Несмотря на то, что Александровский дворец оставался без должного внимания, за ним всё же присматривали. Из Кабинета ежегодно выделялись средства на содержание здания: в 1797 году на отопление было потрачено 742 рубля. Лакеям выплачивалось жалование, а также порционные и мундирные деньги. В то время в Александровском дворце работало всего 17 человек. Также проводились необходимые ремонтные работы.
Интерьеры, спроектированные Дж. Кваренги, соответствовали классическим канонам, в духе которых было построено здание. В конце XVIII — начале XIX века над оформлением дворцовых интерьеров трудились многочисленные русские и иностранные мастера.
Столярные работы выполнял И. Шпонгольц, лепные — под руководством Моклорда. Роспись плафонов и стен осуществляли художники-декораторы Дж. А. де ла Джакомо и Джакомо Феррари.
Залы Парадной анфилады, отделанные белым искусственным мрамором, располагались вдоль садового фасада дворца.
В центре анфилады находился зал с полуротондой, который был разделён на три части широкими арками. Средняя часть зала получила название «Полукруглый зал». С восточной стороны к нему примыкал Портретный зал, а с западной — Бильярдный зал, также известный как Малиновая гостиная.
Мебель приобреталась в зависимости от назначения помещений и статуса их владельцев. Для парадных залов и личных покоев Александра и Елизаветы была выбрана мебель с позолотой.
Крупный и важный заказ на мебель из красного дерева, украшенную позолоченной бронзой, был поручен любимому мастеру императрицы Х. Мейеру. Он поставил во дворец 180 предметов.
С левой стороны анфилады дворец заканчивался Угловой гостиной, которая соединялась с комнатами Библиотеки. С правой стороны анфилады располагалась дворцовая Церковь. В левом флигеле находился Концертный зал, который примыкал к Угловой гостиной. Также в этом крыле располагались жилые комнаты.
В мае 1796 года строительство было окончено, и 12 июня того же года великий князь Александр Павлович вместе с супругой въехал в новый дворец.
С Александровским дворцом связана жизнь всех российских императоров, начиная с Александра I. Здесь он провёл несколько лет, прежде чем переехать в Екатерининский дворец.
Николай I часто и подолгу жил в этом дворце, здесь же скончалась его супруга Александра Фёдоровна. Для Александра III дворец был местом пребывания великого князя.
С 1904 года Александровский дворец стал постоянной резиденцией императора Николая II. Здесь проходили приёмы послов и иностранных делегаций, а также отмечались важные события, такие как 300-летие Дома Романовых и 200-летие Царского Села.
С 1918 года Александровский дворец стал доступен для посещения в качестве государственного музея. В левом крыле дворца был организован дом отдыха для сотрудников НКВД, а на втором этаже правого флигеля — детский дом имени Юных Коммунаров.
До начала Великой Отечественной войны в здании музея была представлена экспозиция, которая демонстрировала реакционную политику российского самодержавия. В служебных помещениях дворца располагался дом отдыха.
Поскольку Александровский дворец был задуман как летняя резиденция, его использовали только в самые тёплые месяцы. Все официальные и жилые помещения членов императорской семьи находились на первом этаже левого крыла дворца. Из окон открывались живописные виды.
Из огромного углового кабинета великого князя Александра Павловича можно было выйти в Собственный садик, а затем в парк, который также был частью жилого пространства. На втором этаже левого крыла располагалась ближайшая свита, а в подвале жила прислуга. Эта планировка сохранялась до 1917 года, несмотря на многочисленные перестройки.
Кончина императрицы Екатерины II в ноябре 1796 года прервала все работы по отделке дворца. С приходом к власти Павла I Александровский дворец постепенно утратил своё былое величие, уступив первенство Павловскому дворцу.
Немного про эту гостиную:
Угловая гостиная, расположенная в Александровском дворце, изначально была частью парадной анфилады, спроектированной Джакомо Кваренги в конце XVIII века. Название гостиной связано с её местоположением в углу дворца.
После того как Николай II взошёл на престол, началась перестройка дворца, и угловая гостиная стала частью личных императорских покоев, но при этом сохранила своё парадное назначение. Изначально стены гостиной украшали пять зеркал, которые были сняты во время переделки помещения.
Позже интерьер гостиной был дополнен мебелью в стиле Людовика XVI, а также предметами, изготовленными на фабриках Свирского и Мельцера. В гостиной стояли два небольших концертных рояля и фисгармония. Стены украшали многочисленные медальоны с изображением русских императоров и императриц, картины.
Это было одно из самых любимых мест Александры и Николая, где пересекались их личная и официальная жизнь.
В угловой гостиной Александровского дворца проходили важные государственные мероприятия, которые влияли на события в стране и мире. Здесь Николай II принимал послов из других стран. В мае 1902 года здесь же был принят президент Франции Эмиль Лубе, который посетил Россию с официальным визитом.
В Угловой гостиной несколько раз проходили заседания Императорского исторического общества. 20 августа 1915 года Николай II принял командование армией и флотом. Это судьбоносное решение было принято в Угловой гостиной Александровского дворца. Историки и современники позже назвали его роковым.
В Угловой гостиной императрица проводила встречи с послами, министрами и другими официальными делегациями. В период русско-японской и Первой мировой войн она также принимала руководителей благотворительных организаций, которые находились под её покровительством.
В состав апартаментов императриц входила угловая гостиная. Именно здесь в 1895 году, после крещения, Александра Фёдоровна принимала поздравления с первыми именинами. Поздравления поступали не только от родных и близких, но и от прислуги.
В этом месте собирались близкие друзья императорской четы. Семья часто проводила здесь завтраки и обеды, а также устраивала домашние концерты, в которых нередко выступали звёзды петербургской оперы и другие известные артисты императорских театров. Среди них были Фёдор Шаляпин и Надежда Плевицкая, которая была любимой певицей Николая II.
До наших дней чудом уцелел французский шерстяной ковёр XIX века, который был специально приобретён для этой комнаты. Его площадь составляет 182 квадратных метра, а вес — 400 килограммов. Во время Второй мировой войны ковёр удалось эвакуировать.
В годы Великой Отечественной войны внутреннее убранство Угловой гостиной Александровского дворца было практически полностью разрушено.
В ходе реставрационных работ были восстановлены искусственный мрамор, паркет, лепнина, мебель, портьеры и оконные рамы.
Для оформления гостиной были использованы предметы мебели, предоставленные из других дворцов. Они точно соответствуют стилю и цветовой гамме начала XX века. Такая композиция и расположение мебели характерны для стиля модерн, в котором работала фирма Мельтцеров. Мебель была воссоздана по их рисункам, эскизам и чертежам.
Большая библиотека Александровского дворца.
В соответствии с данными, зафиксированными в музейных описях перед началом войны, в библиотеке дворца насчитывалось почти девятнадцать тысяч томов.
Помимо этого, около семи тысяч книг хранилось в личных покоях императорской семьи в Александровском дворце. В коллекции были представлены произведения выдающихся писателей, а также книги на самые разные темы: от географии до религии.
Большинство книг были посвящены истории, теологии, политическим и социальным наукам, а также содержали мемуары и художественную литературу.
В период оккупации Пушкина книги из царскосельских дворцов были вывезены в Германию, а после окончания войны в СССР вернулась примерно четверть книжного собрания.
В настоящее время в обоих залах находятся 5,5 тысячи книг из личной библиотеки императорской семьи. Многие из них имеют пометки, оставленные Александром I и Николаем II.
В марте 1801 года, когда Павла I убили в результате дворцового переворота, его сын Александр I стал императором. Вместо того чтобы вернуться в Александровский дворец, он поселился в Старом (Екатерининском) дворце, который ранее принадлежал его бабушке.
В первые годы своего правления Александр I редко посещал Александровский дворец, который позже был назван в его честь. Дворец фактически пустовал до 1817 года. Лишь иногда, с разрешения императора, в летние месяцы там размещали высокопоставленных чиновников.
При Павле I в Александровском дворце служили всего девять слуг, но к 1813 году их число сократилось до трёх. Несмотря на это, Александр I считал важным поддерживать дворец в хорошем состоянии. В 1809 году по его приказу было выделено 135 010 рублей на ремонт Александровского дворца и его территории в Царском Селе. Это был первый капитальный ремонт дворца.
Хотя после ремонта Александровский дворец сдавался покомнатно, Александр I продолжал заботиться о нём и об Александровском парке.
В 1811 году, когда Александр I находился в Царском Селе, он отдал распоряжение: «2. Напротив дворца, со стороны Кузьминского парка, от одного угла дворца до другого, установить небольшой деревянный забор, который не должен быть выше чугунной ограды, окружающей цветочный сад императрицы Елизаветы Алексеевны».
В декабре 1816 года по приказу Александра I его юношескую библиотеку, собранную Екатериной II и хранимую в Александровском дворце, передали в Императорский Царскосельский лицей.
Расскажу про сам кабинет!
Кабинет Николая II, как и Кленовая гостиная Александры Фёдоровны, были возведены в начале XX столетия на месте, где ранее располагался Концертный зал. Эти помещения использовались для проведения заседаний Совета министров и различных комиссий, а также для официальных встреч.
Николай хотел, чтобы его кабинет был оформлен в морском стиле и напоминал капитанскую каюту.
Предполагается, что дизайн кабинета выполнен в стиле модерн и воссоздаёт интерьер салона любимой яхты Николая — «Штандарт». В отделке преобладает полированное красное дерево. Тёмные цвета подчёркивают строгость и деловой характер интерьера.
Лестница из красного дерева ведёт на антресоль, которая соединялась переходом над коридором с антресолью Кленовой гостиной императрицы Александры Фёдоровны. Это позволяло императрице тайно присутствовать на совещаниях императора.
На втором этаже располагались угловые диваны и библиотека. Туда поднимались только члены императорской семьи! В личном дневнике Николая II, датированном 3 мая 1903 года, есть запись о первом заседании в кабинете, который впоследствии стал известен как Парадный.
Николай II тщательно подготовился к встрече с докладчиком. На рабочем столе всё было разложено по местам, документы и предметы находились в идеальном порядке. В целях безопасности окна в кабинете Николая II всегда были занавешены! Даже членам семьи было запрещено входить в рабочий кабинет императора. Это правило стало особенно строгим в годы Первой мировой войны, когда на столе императора лежали военные карты.
В кабинете Николая II был установлен фотоаппарат. Все члены царской семьи были увлечены фотографией и имели свои камеры. Они создавали фотолетописи, которые позволяют нам увидеть повседневную жизнь того времени.
Ну и продолжаю про сам дворец.
В первый день лета 1817 года в главном соборе Зимнего дворца состоялось венчание прусской принцессы Шарлотты, которая приняла православие и стала Александрой Фёдоровной. Она вышла замуж за великого князя Николая Павловича.
В начале 1817 года император Александр I решил передать Александровский дворец молодожёнам. Летом того же года архитектор В. П. Стасов провёл косметический ремонт во дворце.
Александр I был предан своему любимому Царскому Селу. Он лично контролировал работу хозяйственных подразделений Дворцового управления Царского Села. Это решение было принято 23 апреля 1817 года, когда император решил вывести Царскосельское Дворцовое управление из-под контроля Гоф-интендантской конторы. Он сделал это, чтобы управление находилось в его личном ведении.
Немного про Кленовую гостиную.
В интерьере покоев императрицы Александры Фёдоровны особое внимание привлекает отделка Кленовой гостиной, выполненная по проекту Мельцера. Она выделяется на фоне других помещений своим архитектурным решением в стиле модерн.
Центральным элементом интерьера является обширная антресоль из серого мореного клёна, которая соединяет Кленовую гостиную с парадным кабинетом императора. Клён, из которого изготовлена антресоль, был предварительно выдержан в специальном растворе в течение пяти лет. Государыня, расположившись на антресолях, предавалась своему увлечению — рукоделию или рисованию. Иногда она незаметно наблюдала за совещаниями своего супруга.
В прошлом на месте, где сейчас находятся Кленовая гостиная императрицы, Парадный кабинет императора и детские комнаты, располагался Концертный зал, построенный по проекту Джакомо Кваренги. Однако этот зал никогда не использовался по своему прямому назначению.
В 1902–1904 годах Роман Мельцер, занимавшийся перестройкой дворца, объединил Кленовую гостиную Александры Фёдоровны и Парадный кабинет Николая II, создав антресоли.
Кленовая гостиная в Александровском дворце была началом личных покоев императорской семьи. Здесь Александра Фёдоровна принимала своих близких и доверенных гостей, среди которых был Григорий Распутин. Обычно по вечерам семья собиралась в Кленовой гостиной.
После того как в декабре 1825 года на престол взошёл Николай I, Александровский дворец стал одним из главных загородных мест проживания императорской семьи, которое использовалось для регулярных переездов.
При Николае I Александровский дворец, наряду с другими резиденциями — Коттеджем в Петергофе и Гатчинским дворцом, — стал одним из основных мест пребывания императора. Великий князь Николай Павлович фактически стал первым владельцем Александровского дворца, проводя в нём почти каждый год два сезона: с апреля по июнь и с сентября по ноябрь.
В 1827 году в Александровском дворце возобновились ремонтные работы. В частности, на первом этаже левого флигеля. В ходе этих работ Угловой кабинет Александра I был передан в распоряжение императрицы Александры Фёдоровны, и интерьер был соответствующим образом изменён.
В 1827 году в Александровском дворце провели работы по утеплению. Отделка продолжалась три летних сезона — с 1826 по 1828 год. Комнаты княжны Марии Николаевны обставили мебелью из редкого дерева акажу. В комплект вошли кровать с решеткой, обтянутая зеленым и розовым атласом, с возвышением для занавесок. Матрацы были покрыты красным сафьяном и желтой кожей, а также белым материалом. Валики украшали розовым атласом. Подушки были кожаными, а корзинка для подушек — из розового левантина и белой тафты. Среди мебели были маленький квадратный столик и стул, обитый зеленым сафьяном. Также в комнате находилась вешалка для одежды и, как положено для ее возраста, судно, обитое красным сафьяном.
В начале XX столетия в Александровском дворце разворачивались ключевые события, имевшие значение для государственной жизни России. Здесь принимали послов и иностранных деятелей, отмечали важные даты — 300-летие династии Романовых и 200-летие Царского Села.
Немного про саму спальню.
В Александровском дворце в Пушкине была комната, которая служила спальней для гостей. В 1873 году в этой комнате останавливалась мать Александры Фёдоровны, принцесса Алиса, когда приезжала на свадьбу своего брата, герцога Эдинбургского, и великой княжны Марии Александровны.
Комната не претерпела значительных изменений. Стены и перегородку архитектор отделал английским чинцем, который выбрала Александра Фёдоровна. Это была набивная лощеная хлопчатобумажная ткань с рисунком, поверхность которой напоминала натертый воском материал. Такой материал считался очень гигиеничным, так как он не впитывал грязь и не смачивался водой, что делало его идеальным для отделки стен.
В декоре стен половины Александры Фёдоровны доминируют текстильные материалы. Альбомы с образцами тканей, которые удалось сохранить в период эвакуации, стали ценным источником информации для восстановления тканевого убранства комнат императрицы.
Благодаря одному из фрагментов ткани, который удалось обнаружить, удалось восстановить тканевую обивку стен в спальне. Также были воссозданы альков и портьеры. Из личных покоев дворца можно было попасть сюда, пройдя через комнату с отделкой из палисандра и кабинет с отделкой в сиреневых тонах.
Чтобы разбудить императора и императрицу, один из слуг трижды стучал в дверь кабинета серебряным молоточком. К этому времени Николай II обычно уже просыпался, а Александра Фёдоровна часто просыпалась поздно и, если чувствовала себя плохо, оставалась в своих покоях.
В одном из помещений императорских покоев был спрятан тайник. Его так тщательно замаскировали, что он оставался незамеченным с 1 августа 1917 года. Тайник обнаружили только в 1944 году, когда советские войска освободили город Пушкин. Вернувшиеся хранители увидели открытую дверцу тайника, который был встроен в стену одного из помещений императорских покоев.
После революции 1917 года Александровский дворец стал государственным музеем. В нём можно было увидеть исторические интерьеры на первом этаже в центральной части здания, а также жилые комнаты семьи Романовых в правом флигеле.
Позднее в левом крыле здания обосновался санаторий для работников НКВД, а на втором этаже правого флигеля, там, где раньше были комнаты детей Николая II, открылся детский дом, названный в честь юных коммунаров.
В начале Великой Отечественной войны из Александровского дворца-музея были вывезены люстры, ковры, некоторые предметы мебели, а также мраморные и фарфоровые изделия XVIII века. Однако основная часть дворцовых ценностей осталась в залах.
В период военных действий Александровский дворец пострадал не так сильно, как Екатерининский, но всё же нуждался в серьёзном восстановлении. После окончания войны дворец был временно закрыт для посещения. Снимал я интерьер Мавританской уборной и для реставрационной мастерской. Немного про саму уборную.
В мае 1896 года император Николай II и императрица Александра Фёдоровна отправились в Москву на церемонию коронации. В это время в Александровском дворце начались масштабные работы. В Уборной императора возводили бассейн, который должен был стать точной копией того, что был в Беловежском дворце у Александра III. Николай II хотел, чтобы у него в Александровском дворце был такой же личный бассейн, как у его отца.
Для обустройства бассейна и обновления интерьера Уборной был приглашён специалист, который ранее занимался проектированием Беловежского дворца. Им стал архитектор граф Николай Иванович де Рошефор. Он разработал сложную систему подачи воды из цокольного этажа в помещение, а также спроектировал душ шарко и оформление ванной комнаты.
Ванная комната императора, предназначенная для плавания, была оформлена в мавританском стиле. Её особенностью был бассейн, способный вместить до 7000 вёдер воды. Бассейн наполнялся водой за несколько минут, а её температура регулировалась с помощью системы подогрева. Вода поступала из цокольного этажа, где находились три бака и водогрейный котёл.
На территории, прилегающей к бассейну, был расположен камин. Камин и стены вокруг бассейна были декорированы изразцами с восточным орнаментом. Пол был выложен метлахской плиткой. Мавританская уборная была единственной комнатой для отдыха Николая II.
В период Великой Отечественной войны, когда город Пушкин был оккупирован, в Александровском дворце располагался немецкий штаб и гестапо. В его подвалах находилась тюрьма. Площадь перед дворцом стала местом захоронения солдат СС.
После завершения боевых действий здание было законсервировано, а в 1946 году передано Академии наук СССР. Его использовали для хранения коллекций Института русской литературы и размещения экспозиции Всесоюзного музея А. С. Пушкина.
В 1947–1951 годах во дворце начались реставрационные работы. Планировалось восстановить интерьеры, созданные Д. Кваренги, а также уцелевшие фрагменты убранства. Кроме того, предполагалось воссоздать интерьеры времён императоров Николая I и Николая II.
Однако в ходе работ были уничтожены многие элементы отделки Кленовой и Палисандровой гостиных императрицы Александры Фёдоровны, а также Уборной (Мавританской) Николая II. Эти залы восстанавливались по проекту архитектора Л. М. Безверхнего (1908–1963) «в соответствии с архитектурными нормами периода Кваренги и Пушкина».
Полисандровая гостиная.
В 1896–1897 годах Роман Мельцер занимался оформлением этого интерьера. Стены были покрыты французским шёлком, а нижняя часть и камин — панелями из палисандра, редкой и дорогой древесины, которую привозили из-за границы. Из того же материала была выполнена мебель.
Палисандр — это ценная древесина, получаемая из тропических деревьев рода дальбергия, произрастающих в Южной Америке. Для работы используется только сердцевина дерева, что делает его уникальным. Древесина устойчива к влаге, износу и гниению. Она легко поддаётся обработке, имеет красивый внешний вид, но стоит дорого, так как деревья растут очень медленно. Полный цикл роста составляет 200 лет. Этот материал использовался для отделки дворцов и царских покоев. Для реставрации также использовался палисандр.
В начале своего пребывания в Александровском дворце Николай II и Александра Фёдоровна часто проводили время в Палисандровой гостиной. Позже эта комната стала местом, где царская семья завтракала и обедала. Во дворце не было специальной столовой, и император предпочитал менять обстановку во время трапез. Поэтому стол накрывали в разных комнатах, в зависимости от настроения.
В будние дни в гостиной часто устраивали завтраки и обеды, на которые приглашали близких родственников или избранных гостей. Это было знаком особого расположения. Обед начинался в 8 часов и длился 40 минут. Эта традиция была установлена ещё Александром I.
В 1951 году по решению правительства Александровский дворец был передан в ведение Военно-морского флота. А коллекция дворца, которая была эвакуирована вместе с другими предметами и находилась в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, была передана в Павловский дворец-музей.
В 1996 году Всемирным фондом памятников (WMF) был выделен грант на реставрацию Александровского дворца. Начались работы по восстановлению кровли здания.
Изначально это пространство было спроектировано архитектором Мельцером как место для трапезы. Перед кабинетом императора была обустроена зона ожидания. Здесь постоянно дежурили флигель-адъютанты.
В 1899 году комната была оформлена дизайнерами братьями Мельцерами. Стены украшены высокими панелями из массивного дуба с полками. Потолок выполнен в виде кессонированной конструкции из дуба.
Особое внимание привлекает большой камин из тёмно-зелёного итальянского мрамора, который расположен в углу комнаты. Камин выполнен в дубовом корпусе и имеет пирамидальное завершение.
Удивительно, но интерьер Приёмной не претерпел изменений после немецкой оккупации в 1941–1944 годах. После окончания войны было решено сохранить интерьер этого помещения, а также Парадного кабинета императора.
В Приёмной сохранились дубовые панели на стенах и потолке, камин из зелёного мрамора и даже люстра с плафонами, украшенными бахромой из жёлтого бисера. Люстра была эвакуирована во время войны в 1941 году, а в 1949 году её вернули на своё место после реставрации.
В 1951 году по решению правительства Александровский дворец был передан в ведение Военно-морского флота. А коллекция дворца, которая была эвакуирована вместе с другими предметами и находилась в Центральном хранилище музейных фондов пригородных дворцов-музеев, была передана в Павловский дворец-музей.
В 1996 году Всемирным фондом памятников (WMF) был выделен грант на реставрацию Александровского дворца. Начались работы по восстановлению кровли здания.
Изначально это пространство было спроектировано архитектором Мельцером как место для трапез. Приёмная находилась непосредственно перед кабинетом императора, что обеспечивало удобство доступа. Здесь же находилась личная библиотека Николая II. В её коллекции было примерно тысяча произведений из различных сфер: военной, исторической, политической, художественной литературы, а также периодические издания — журналы, альбомы, рукописи.
В кабинете Николая II располагалась просторная тахта, покрытая роскошным персидским ковром. На ней император отдыхал, когда работа затягивалась допоздна или когда он возвращался в Царское Село из Санкт-Петербурга в неурочный час и не хотел беспокоить свою семью. Теперь же на месте рабочего стола стоят стеллажи с парадными мундирами детей Николая Александровича. С самого рождения они становились членами определённого полка и становились его почётными гостями. Цесаревич Алексей часто посещал полки и наблюдал за военными тренировками. В годы фашистской оккупации была уничтожена отделка рабочего кабинета Николая II. Однако специалисты смогли воссоздать шкафы, деревянные панели из орехового дерева, мебель из ореха и угловой камин с зелёными изразцами и порталом из ореха.
Новые портьеры были созданы по образцам, которые сохранились в фондах.
Планируется воссоздание письменного рабочего стола г-образной формы с конторкой, который у императора был заполнен семейными фотографиями и различными безделушками, включая аксессуары заядлого курильщика. В семье Николая II курили все, кроме цесаревича Алексея и оттоманки, обитой персидским ковром.
Спустя ещё один год в правом крыле здания, где раньше располагались личные покои Николая II и Александры Фёдоровны, открылась постоянная экспозиция «Воспоминания в Александровском дворце». Она была создана музеем-заповедником «Царское Село» из предметов музейного собрания.
На выставке представлены предметы интерьера и личные вещи последнего русского императора и его семьи. Экспозиция организована в частично сохранившихся исторических интерьерах и залах, которые утратили художественную отделку во время войны.
В сентябре 2015 года Александровский дворец-музей был закрыт на реставрацию.
Комната, оформленная в сиреневых тонах, была любимым местом Александры Фёдоровны в Александровском дворце. Несмотря на то, что на рубеже веков в моде были другие цвета, кабинет сохранил свой изначальный облик.
Для отделки интерьера архитектор использовал шёлк розовато-лилового оттенка с узором из переплетённых вертикальных нитей. Этот материал был заказан у парижской фирмы Шарля Бурже.
Цвет «мов» (от французского «mauve» — розовато-лиловый) был любимым цветом императрицы. По легенде, Александра Фёдоровна помогла архитектору Роману Мельцеру выбрать цвет для кабинета, предложив ему веточку сирени.
Комната, оформленная в сиреневых тонах, была любимым местом Александры Фёдоровны в Александровском дворце. Несмотря на то, что на рубеже веков в моде были другие цвета, кабинет сохранил свой изначальный облик. Для отделки интерьера архитектор использовал шёлк розовато-лилового оттенка с узором из переплетённых вертикальных нитей. Этот материал был заказан у парижской фирмы Шарля Бурже.
Цвет «мов» (от французского «mauve» — розовато-лиловый) был любимым цветом императрицы. По легенде, Александра Фёдоровна помогла архитектору Роману Мельцеру выбрать цвет для кабинета, предложив ему веточку сирени. Здесь была ее библиотека, в которой было около тысячи книг.
В обстановке Сиреневого кабинета Александровского дворца преобладали семейные фотографии и картины на религиозные сюжеты.
Дворец снимал 2 раза с разным светом, поэтому цвет на фото гуляет!