Найти в Дзене
Кинопоиск

Фильмы про Дэвида Линча, The Beatles и Франсуа Трюффо: гид по Beat Film Festival 2025

С 5 по 15 июня в Москве пройдет Beat Film Festival — фестиваль документального кино о новой культуре. Откроется он фильмом Вима Вендерса «Ансельм. Шум времени», посвященным творчеству немецкого художника Ансельма Кифера. Рассказываем обо всех участниках международной программы, куда вошли ленты про Дэвида Линча, Лайзу Миннелли, Джанни Версаче и огромные воздушные шары из Бразилии. Медитативный автопортрет Линча, в котором он рассказывает о своем детстве, юности и первых шагах в искусстве и кино. Режиссеры Джон Нгуен, Рик Барнс и Оливия Нергор-Холм снимали этот фильм в течение четырех лет, записав более 20 бесед с режиссером. Основное место действия — студия Линча в Голливуд-Хиллз, где он работает над своими картинами, курит, пьет кофе и вспоминает моменты из жизни, которые повлияли на его творчество. Коллекция короткометражек Дэвида Линча не просто приложение к фильмографии, а самостоятельный ключ к его художественной вселенной. Здесь и ранняя анимация о зловещих мужских фигурах и тошн
Оглавление

С 5 по 15 июня в Москве пройдет Beat Film Festival — фестиваль документального кино о новой культуре. Откроется он фильмом Вима Вендерса «Ансельм. Шум времени», посвященным творчеству немецкого художника Ансельма Кифера. Рассказываем обо всех участниках международной программы, куда вошли ленты про Дэвида Линча, Лайзу Миннелли, Джанни Версаче и огромные воздушные шары из Бразилии.

Кино

«Дэвид Линч: Жизнь в искусстве»

-2

Медитативный автопортрет Линча, в котором он рассказывает о своем детстве, юности и первых шагах в искусстве и кино. Режиссеры Джон Нгуен, Рик Барнс и Оливия Нергор-Холм снимали этот фильм в течение четырех лет, записав более 20 бесед с режиссером. Основное место действия — студия Линча в Голливуд-Хиллз, где он работает над своими картинами, курит, пьет кофе и вспоминает моменты из жизни, которые повлияли на его творчество.

«Линч: Начало»

-3

Коллекция короткометражек Дэвида Линча не просто приложение к фильмографии, а самостоятельный ключ к его художественной вселенной. Здесь и ранняя анимация о зловещих мужских фигурах и тошноте, и детский кошмар, где буквы алфавита превращаются в пугающий хор, и сюрреалистическая история о мальчике, который выращивает себе бабушку из земли. Есть и совсем редкие работы, например телевизионный скетч о ковбое и французе, снятый уже во времена известности Линча, где появляются любимые актеры постановщика вроде Гарри Дина Стэнтона.

«Добро пожаловать в Линчлэнд»

-4

Увлекательное погружение в творческий мир Дэвида Линча. Здесь звучат воспоминания его постоянных соратников — Лоры Дерн, Кайла Маклоклена, Наоми Уоттс и Изабеллы Росселлини. Они рассказывают о совместной работе и попытках понять режиссерский метод. Стефан Гез прослеживает, как Линч, изначально художник, перенес визуальное мышление в кино, создав авторский язык, где стирается граница между сном и реальностью.

«Цепные реакции»

-5

Фильм посвящен влиянию культового хоррора Тоуба Хупера «Техасская резня бензопилой» на деятелей искусства — от писателя Стивена Кинга и режиссеров Такаси Миике и Карин Кусамы до кинокритика Александры Хеллер-Николас и комика Пэттона Освальта. Лента исследует, как этот низкобюджетный слешер стал культурным феноменом. В 2024 году «Цепные реакции» выиграли приз за лучший документальный фильм на фестивале в Венеции.

«Хищники»

-6

Документальный фильм Дэвида Осита, премьера которого состоялась на фестивале «Сандэнс» в январе 2025 года, погружает в историю наследия скандального телешоу To Catch a Predator («Поймать хищника»), выходившего на NBC с 2004 по 2007 год. В рамках программы взрослые мужчины, подозреваемые в попытках встретиться с несовершеннолетними, попадали в ловушки, организованные журналистами, и подвергались публичному разоблачению. Осит анализирует этические и юридические аспекты шоу, в частности случаи, когда права подозреваемых нарушались, что ставит под сомнение допустимость используемых методов. Фильм также поднимает более широкие вопросы о границах между правосудием и развлечением, а также о влиянии подобных проектов на массовую культуру и представления общества о справедливости.

«Марли Мэтлин: Больше не одна»

-7

Проект о первой и долгое время единственной слабослышащей актрисе, получившей «Оскар», — Марли Мэтлин («Дети тишины», «CODA: Ребенок глухих родителей»). Режиссером выступила Шошанна Штерн («Сверхъестественное», «Анатомия страсти», «Эхо»), одна из немногих в индустрии женщин-режиссеров с нарушениями слуха. Ее подход к съемке построен так, чтобы в первую очередь просмотр был удобен для слабослышащих зрителей: она использует разделенный экран, язык жестов и цветные субтитры. Фильм откровенно рассказывает о личной жизни и карьере актрисы, ее борьбе за видимость и равные права в Голливуде, но при этом не давит на жалость и не манипулирует зрителями. Перед нами умная, дерзкая, харизматичная и успешная женщина.

«Франсуа Трюффо: Сценарий моей жизни»

-8

Создатели картины использовали найденные письма и неопубликованные интервью Трюффо с его другом Клодом де Живре, в которых режиссер надиктовывал наброски автобиографии. Благодаря этому фильму удалось буквально озвучить воспоминания Трюффо о юности и бурных любовных историях. Такой откровенный формат подчеркивает неразрывную связь между его биографией и творчеством. Особенно запоминаются фрагменты, связанные с трудным детством, они позволяют заново взглянуть на режиссера и увидеть в его фильмах тонкую, личную хронику взросления, поисков близости и постоянного стремления к свободе.

Искусство, архитектура и дизайн

«Ансельм. Шум времени»

-9

Визуальное погружение в мир Ансельма Кифера, одного из самых мрачных и масштабных художников Германии. Вим Вендерс показывает его огромные полотна и скульптуры из свинца, пепла и соломы — все, через что Кифер осмысляет вину, память и прошлое страны. Это не просто фильм о художнике, а кино-арт-инсталляция о том, как жить с тяжестью истории и превратить ее в искусство.

«Два стула»

-10

Новый проект студии Bang! Bang! — авторов фильмов «100 лет дизайна» и «33 слова о дизайне» — посвящен мебели как точке пересечения эстетики и функциональности. Это взгляд на дизайн без снобизма и скуки. Здесь даже стул становится не просто предметом интерьера, а поводом задуматься о том, как мы обустраиваем свою жизнь и что именно нас окружает. Это фильм о повседневности, в которой дизайн перестает быть чем-то элитарным. Диалог со зрителем ведется на примере привычных вещей, на которых мы сидим и отдыхаем.

«Время брутализма»

-11

Фильм рассказывает об архитектурной истории Скопье, сосредотачиваясь на периоде модернизма и брутализма. Режиссер Игор Иванов прослеживает, как город менялся с начала XX века и как после разрушительного землетрясения 1963 года его облик радикально преобразился. К реконструкции тогда подключилась международная команда архитекторов, в том числе Кэндзо Тангэ (он же руководил перестройкой Хиросимы после бомбардировок), предложивший смелые и масштабные решения в духе брутализма. Это не только ретроспектива архитектурных достижений, но и размышления о символических ценностях этих построек и их влиянии на современный облик города.

«Модернизм, Inc.»

-12

Документальный байопик архитектора и дизайнера Элиота Нойеса, который сыграл ключевую роль в формировании корпоративного модернизма в США. Нойес, ученик Вальтера Гропиуса (одного из основателей и директора Баухауса) и первый руководитель отдела промышленного дизайна в MoMA, разработал для IBM и Mobil комплексные программы, объединив архитектуру, графику и продуктовый дизайн в единую визуальную стратегию. Фильм исследует, как его философия «хороший дизайн — это хороший бизнес» повлияла на облик американских корпораций и предвосхитила эстетические принципы таких компаний, как Apple.

Музыка

«The Beatles: О чем говорил Нью-Йорк»

-13

Экспериментальный фильм Андрея Ужикэ о том, как приезд The Beatles в Нью-Йорк в августе 1965 года стал точкой пересечения поп-культуры и социальных потрясений. Пока фанаты теряли сознание на стадионе Shea, на другом побережье Америки вспыхивали расовые беспорядки в районе Уоттс в Лос-Анджелесе — одни из самых кровопролитных протестов эпохи. Ужикэ собирает яркий коллаж из архивных кадров, анимации и воспоминаний реальных людей, показывая, как музыка становится частью истории и отражает противоречия своего времени (а послушать плейлист с песнями из фильма можно в Яндекс Музыке).

«Electronic Body Music: Тело, бит, машина»

-14

Любителям электроники хорошо знакомы такие жанры, как индастриал и синти-панк, но где-то между ними существует EBM. Режиссер Пьетро Антон называет его «дисциплинированной клубной музыкой» — танцевальной, но агрессивной. Ранее Антон уже исследовал итало-диско, а теперь переключается на более нишевое, но не менее влиятельное направление. Он прослеживает развитие жанра от панк-сцены начала 1980-х в Германии до современных рейвов, где EBM переживает второе рождение. В фильме звучат голоса ключевых фигур: Front 242, D.A.F., Nitzer Ebb, Liaisons Dangereuses и других.

«Метод Pavement»

-15

Алекс Росс Перри («Звезда на грани», «Послушай, Филип») давно стал важной фигурой в мире независимого кино, а группа Pavement блистала на рок-сцене 1990-х. Их объединение — одно из самых ярких и нестандартных музыкальных высказываний последних лет. Перри стремится создать максимально полное и многослойное высказывание о группе, которую называет «самой важной и влиятельной в мире». Зритель понимает, что это преувеличение, но режиссер подходит к своим героям с масштабом, достойным мейнстрим-звезд. Сюжет построен вокруг турне воссоединившегося коллектива в 2020-х. Также фильм рассказывает о создании музея группы, открытого в 2022 году, и спектакле Slanted! Enchanted! , который тоже поставил Перри.

«Лайза Миннелли: Невероятная, но правдивая история»

-16

Лайза Миннелли, дочь Джуди Гарлэнд и Винсента Миннелли, с детства жила в тени родительской славы, но сумела вырваться из нее благодаря харизме, таланту и цепочке судьбоносных знакомств. Фильм подчеркивает, что Лайза постоянно искала для себя ярких наставников, будь то Боб Фосси, Кэй Томпсон или Шарль Азнавур. Каждая из этих связей по-своему повлияла на ее сценическую карьеру. В фильме звучит множество теплых и искренних воспоминаний ее друзей и коллег: Миа Фэрроу, Джоэла Грея, Джона Кэндера. Стиль картины живой и лиричный, с очевидной симпатией к героине, и даже тяжелые эпизоды, связанные с зависимостью и потерей близких, поданы с теплотой и легкой иронией — в духе самой Миннелли.

«Монк в деталях»

-17

Документальный портрет Мередит Монк — композитора, хореографа и одной из ключевых фигур американского авангарда, чье новаторское искусство повлияло на Бьорк. Авторы фильма рассказывают о Монк через мозаику архивных съемок, интервью с коллегами и эпизодов из повседневной жизни. Она универсальная художница, создающая проекты для музеев и галерей, а ее постановки — это гипнотический перформанс, в котором синхронизируются голос и движения.

Мода и фотография

«Империя грез Джанни Версаче»

-18

Гибрид документального и игрового фильма, воссоздающий путь Джанни Версаче от детства в Реджо-ди-Калабрия до статуса иконы мировой моды и народного дизайнера Италии. Лента объединяет в себе интервью с близкими, архивные кадры показов и инсценировки ключевых моментов его жизни. Особое внимание уделено раннему увлечению Версаче античной культурой и наблюдениям за работой матери-портнихи. Среди интервьюируемых — Карла Бруни, Наоми Кэмпбелл, Педро Альмодовар и Элтон Джон.

«Я — Мартин Парр»

-19

Фильм о британском фотографе Мартине Парре, известном своими ироничными, насыщенными цветом снимками, посвященными повседневной жизни — пляжному отдыху, семейным торжествам, супермаркетам и туристическим поездкам. Авторы объясняют, как Парр радикально изменил визуальный язык документальной фотографии, сделав его высказыванием одновременно политическим, человечным и доступным широкой аудитории. В фильме представлены его знаковые работы и интервью, в которых сам Парр рассказывает, как из кажущейся банальности наблюдения рождается портрет современного общества.

«Том Браун: Скроить мечты»

-20

Том Браун пришел в моду после неудачных попыток сделать актерскую карьеру в Лос-Анджелесе. Его подход к дизайну — это тонкий баланс строгости и театральной игривости. Об этом говорят и осеннее шоу 2022 года, вдохновленное плюшевыми мишками, и весенняя коллекция 2023 года с твидом, сумками в форме игрушек и элементами спортивного нижнего белья. Фильм прослеживает путь Брауна от детства в Пенсильвании до статуса одного из самых ярких и эксцентричных дизайнеров современной моды. Сегодня он любимец Met Gala, чьи образы носят Жанель Моне, Карди Би и Билли Айлиш, и один из немногих американцев, представленных на Неделе высокой моды в Париже.

Субкультуры

«Баломания: секретная субкультура фавел»

-21

Режиссер Сиссель Морелл Даргис погружает зрителя в закрытую субкультуру бразильских балойрос — мастеров, создающих гигантские бумажные воздушные шары. Эти конструкции, достигающие 70 метров в высоту и украшенные изображениями поп-культурных икон, запускаются в небо в рамках запрещенной, но глубоко укоренившейся традиции. Даргис провела более десяти лет внутри сообщества, преодолевая недоверие и опасения, что она может оказаться полицейской осведомительницей. Фильм сочетает интервью, съемки ночных запусков и сцены из подпольных мастерских. Несмотря на запрет 1998 года, введенный из-за экологических и пожарных рисков, балойрос продолжают свое дело. Сиссель не только фиксирует визуально захватывающее зрелище, но и исследует темы свободы самовыражения, социального неравенства и значения искусства на периферии закона.

Также в секции Best of Beat покажут хиты прошлых лет: «Мишель Гондри: DIY» — фильм о режиссере «Вечного сияния чистого разума» и его изобретательном подходе к кино; «Аалто» — портрет одной из ключевых фигур скандинавского модернизма, архитектора Алвара Аалто; а также документальную ленту «Двадцать лет со Смешариками» о команде, стоящей за культовым анимационным сериалом.

Лучшие фильмы прошлых фестивалей доступны на Кинопоиске в Плюсе, а премьеры этого года можно будет посмотреть онлайн здесь в дни проведения фестиваля.

Автор: Кира Голубева