Найти в Дзене

Бог меня бережёт

Контрактник из Новосёлово с честью несёт службу на передовой

Новосёловец Иван Пихтарь с позывным «Коба» в мае 2023 года подписал контракт с Министерством обороны Российской Федерации и отправился на спецоперацию. За это время он получил три ранения. На днях срок его контракта истёк, но после очередного отпуска 27-летний парень вновь вернулся туда, «за ленту», где служит заместителем командира взвода в миномётной батарее первого мотострелкового батальона.

О своей службе в зоне СВО, о вере в чудо и людей, о взаимоподдержке земляков, а также о том, почему после окончания контрактов наши мужчины по собственному желанию возвращаются назад, на передовую – он поделился с читателями «Граней».

ОТ РЯДОВОГО

ДО ЗАМКОМВЗВОДА

– История моя как у многих сельских мальчишек: школа, армия, работа. Родился и жил до 2014 года в Новосёлово. Потом поступил в Красноярское командное речное училище, но учёба как-то не задалась и уже в декабре 2015 года ушёл в армию на срочную службу. Проходил её в Хабаровском крае, в понтонно-переправочном батальоне. Был мотористом буксирно-моторного катера – «БМК-460» и даже принимал на нём участие в международных спортивных играх «Открытая вода: Муром-2015».

До СВО почти 5 лет работал вахтовым методом в родном Красноярском крае машинистом бульдозера в золотодобывающей компании. А 26 мая 2023 года заключил контракт с Министерством обороны РФ: подписал сразу на 2 года, знал, что быстро это не закончится.

Почему такой позывной? «Коба» – всем известный ранний псевдоним Сталина. Меня сначала Сталин называли, а потом как-то прилипло «Коба», хотя я хотел себе позывной «Хулап»: у меня друга зовут Алексей Хулап, его мобилизовали из нашего района, думал мало ли, где в радиоэфире услышит свою фамилию и найдёмся.

Можно сказать, я и пошёл на СВО помогать своему лучшему другу. Когда проходила мобилизация, был на больничном, поэтому отправился позже добровольцем, но по контракту. Никому не говорил о своём решении, все сами узнали и приняли как есть. Были, конечно, и те, кто отговаривал, но я уже решил для себя и проходил медкомиссию. Помню, нас собрали четыре человека и отвезли в Красноярск: я, Алексей Халевин, Василий Сухацкий (Царство Небесное) и Алексей Рудаков. Но попали мы все в разные подразделения. Три месяца нас готовили к боевым действиям: подготовка была в Москве на полигоне Алабино. Лето, жара, весь в снаряжении. С непривычки многие поначалу даже до полигона не могли дойти (около 8 км). Мы копали, стреляли, штурмовали, изучали тактическую медицину, инженерно-сапёрное дело. Из нас делали универсальных солдат, плюс отдельно занимались по военно-учётной специальности. И в августе 23-го мы уехали за ленту. Не жалею. Многое, конечно, потерял из прошлой жизни. Но СВО многое дало понять мне, осознать, посмотреть на обычные вещи совсем другими глазами, научиться ценить их.

Пришёл рядовым, номером расчёта в мотострелковый батальон. Сначала попал на 120-миллиметровый миномёт, снаряжал мины (вес снаряда 16 кг, дальность стрельбы до 8 км). После стал наводчиком на этом же миномёте. Дальше рос и стал командиром 82-миллиметрового миномёта (вес снаряда 2800, максимальная дальность стрельбы 4 км). В данный момент я заместитель командира взвода в миномётной батарее первого мотострелкового батальона. Основные задачи – батальонная артиллеристская поддержка нашего штурма, подавление штурма противника. В остальном – работаем с разведкой и только по целям: живая сила противника, техника, в том числе легкобронированная, командные, опорные пункты противника, блиндажи... Бывало и по танкам стреляли. В тыловых районах провожу обучение командиров, наводчиков. А на линии боевого соприкосновения работаю с 2Б14 «Поднос» – советским 82-миллиметровым миномётом. Нынешний характер войны очень усложнил работу миномётов обилием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА) противника, но мы находим выход из любой ситуации.

И НА ВОЙНЕ

ЕСТЬ МЕСТО ЧУДУ

– Первое ранение я получил при завозе боеприпасов на линию боевого соприкосновения. Были вдвоём: я – старший машины и водитель. Не доехав около километра до точки, нас атаковал дрон противника «Баба Яга» снарядами «ТБГ-7В». Это термобарические (объёмно-детонирующие) гранаты, которые поражают любую легкобронированную негерметичную технику, а также живую силу противника в радиусе 10 метров вне укрытий и в негерметизированных укрытиях. Первый сброс она сделала в метрах 20 от нас. Мы даже и не поняли, что произошло и просто ехали дальше. Вторым сбросом она повредила нам все четыре колеса, машина практически остановилась и стала неуправляема. Я сказал: «Едем дальше, чем дальше боеприпасы завезём, тем пацанам ближе таскать». И в этот момент она произвела третий сброс, и вот уже от него мы съехали с дороги. Двигатель был повреждён. Никогда не забуду этот запах – запах разорвавшегося снаряда. В ушах звон, пыль, дым, ничего не видно, ничего не понятно. У меня лопнули барабанные перепонки с обеих сторон: БПЛА противника я уже не слышал. И тут оператор «Бабы Яги» произвёл четвёртый сброс: прямо на крышу и конкретно в тот момент, когда мы выходили из машины. Снаряд не сработал и просто скатился с крыши и упал рядом. Выходя из машины, я ещё и на нем поскользнулся, и он откатился в сторону. Это уже потом стало всё понятно, как и что было. Но в тот момент, включаются инстинкты, начал соображать, искать укрытия, которых не было: деревья, словно зубочистки, прятаться негде. Водитель залёг и звал меня, но я ничего не слышал. Когда его нашёл, он сообщил, что у меня всё лицо в крови. Мне залетел всего один осколок и прямо в бровь. По сей день со мной. Мы с водителем эвакуировались. Ранение было, слава Богу, лёгким. Водитель не пострадал, все сбросы были с правой стороны. В тот день нам крупно повезло: буквально через 20 минут начался очень сильный туман и мы нормально вышли, пройдя 5 километров пешком.

Второе ранение получил в октябре 2024 года. Только вернулся с отпуска и отправился на линию боевого соприкосновения. При ротации были атакованы артиллерией противника. Все залегли и осколки одного из прилётов по касательной от дерева прилетели мне в голову. И опять лопнули перепонки. Благо эвакуация прошла быстро.

Третье ранение случилось уже в феврале 2025-го. Силами третьей штурмовой роты и миномётной батареи первого мотострелкового батальона штурмовали опорный пункт противника «Кнут». Наш миномёт был обнаружен разведчиком БПЛА противника. Задача была взять опорный пункт, и миномёты были просто очень необходимы, продолжали работать и бить по опорнику. На подавление моего расчёта был отправлен дрон-камикадзе с неустановленным отравляющим веществом. Он просто аккуратно упал рядом, мы увидели, что он пустой. Это потом уже под ним нашли разбитую стеклянную колбу. Война – штука хитрая. Каждый раз что-то новое. Мы продолжили работу, а это оказалась химическая атака. Песок уже был заражён, а мы ногами поднимали пыль и дышали ей. В тот день я потерял наводчика. Царство ему Небесное. Вечная память Герою. Сам получил 20% поражения лёгких.

Каждый раз, когда после ранения лежал в госпитале и прокручивал в голове произошедшее, я всегда приходил к одному и тому же выводу – это чудо, что я так легко отделался. Это Бог меня бережёт.

СИБИРЯКИ-ЗЕМЛЯКИ

– А сколько я там друзей нашёл! У нас сибирская бригада: Красноярский, Алтайский края, Республика Алтай, Новосибирская, Томская, Омская области… Там людям веришь и там никто не обманывает. Предатели – большая редкость.

Хотелось бы отметить и земляков, которые в моей бригаде и хорошо работают на благо Отечества, чтобы наши люди знали СВОих.

Это Алексей Халевин из Толстого Мыса – позывной «Медведь», седьмая штурмовая рота. Неоднократно был ранее при штурмах. Имеет государственные награды, в том числе орден Мужества. В бою и правда медведь!

Новосёловец Владимир Шикунов – позывной «Чугун», изобретатель от Бога. Сделанное им оружие 9П132 «Партизан» 120мм, стреляющее снарядами РС122 с системы РСЗО «Град», несколько месяцев доставляло противнику серьёзные проблемы и значимый ущерб. А сделано их было больше десятка! И это только одно из его творений!

Радик Валеев – позывной «Алмаз», внёс огромный вклад в работу целого батальона. Подвоз боекомплектов, продовольствия, пехоты, штурмовых групп – всё это его большая заслуга.

Артём Чумажов – позывной «Чума», из легендарной девятой штурмовой роты. Их было 130 бойцов, осталось шесть и он один из них!

Это наши земляки, которыми точно стоит гордиться! Мы из одной бригады. Фронт большой, знаю, что новосёловцы работают везде и отважно. Это просто пример тех, кого я знают лично и хочу отметить, чтобы знали и земляки.

КТО, ЕСЛИ НЕ МЫ?

– Хочу поблагодарить всех жителей Новосёловского района, кто помнит, ждёт, верит в нас. Всех, кто помогает нам, чем может. Передаю слова благодарности ученице 6 класса Анашенской школы Марине Лалетиной за её письмо-открытку с поздравлениями и тёплыми словами: письмо было в посылке из дома, в подарке от администрации Новосёловского района. Огромное спасибо им, что не забывают нас, каждый праздник отправляют нам на фронт подарки. Особая благодарность – главе района Николаю Николаевичу Филимонову: каждый отпуск мы с ним встречаемся и мне очень приятен его интерес к фронту, к землякам, которые там находятся. Спасибо школьникам, юнармейцам, их наставникам, молодёжному центру, всем, кто делает что-то для фронта! Не так давно, выйдя с линии боевого соприкосновения, получил ну просто высшего качества маскировочные сети с малой родины, – за это спасибо Владимиру Давыдовичу Газенкамфу и его команде! Спасибо всем и каждому за помощь!

Если вернуться на два года назад, не изменил бы я своего решения по поводу контракта на СВО? Нет, однозначно. Я отношусь к этому, как к своей работе и просто выполняю поставленные мне задачи. Да, работа необычная. Да, опасная. Но благодаря этой работе понимаешь, что не так много и надо: покушать, воды в жару попить, поспать, когда тепло, уютно, тихо. На гражданских смотришь совсем другими глазами. И в целом боевые действия меняют человека. Другой взгляд на мир, другие ценности. Когда кого-то «трёхсотит», ранит, это дело одно, но, когда самого тряхнёт, совсем другие ощущения. Я терял боевых товарищей, на руках у меня умирали от ранений несовместимых с жизнью, вытаскивал, помощь оказывал. Насмотревшись всего этого, пришёл к выводу, как важен мир во всём мире. Ведь если не мы сейчас, то кто? Наши дети? Наши внуки? Нет, нужен мир на долгие-долгие годы вперёд. И в этом – наша сейчас работа.

Автор Ольга КАЛИНИНА