Найти в Дзене

Европейские и американские бренды автомобилей, которые производят в Китае

Оглавление

Мировые бренды авто всё активнее переносят производство за пределы родины. Одним из ключевых направлений стал Китай — гигант как по объёму рынка, так и по производственным мощностям. Почему европейские и американские автоконцерны выбирают Китай и какие модели собираются на его заводах. Это вторая часть публикаций про Китай, про японские бренды читайте здесь.

Изображение сгенерировано ИИ.
Изображение сгенерировано ИИ.

BMW

Производственные модели: В Китае BMW представлена СП BMW Brilliance. На 2024 год здесь выпускаются: купе 2 Series Gran Coupe, седаны 3‑й серии (G20/G28, локальная версия LWB), 5‑й серии (G68, включая гибрид i5), и кроссоверы X1, X3 и X5. Ранее выпускались X2, X1 (старой генерации), а также 1‑я серия и X3 предыдущих поколений. Многие китайские BMW имеют увеличенную колёсную базу (у серий 3 и 5), специальную отделку и локально комплектуемые опции. Все модели BMW, как правило, оснащены двигателями и трансмиссиями, собранными в Китае.

Заводы и партнёры: BMW Brilliance – СП BMW и автоконцерна Brilliance, основан в 2003. Действуют два завода в Шеньяне общей мощностью около 700 тыс. машин/год. К 2026 г. BMW планирует локализовать и новые EV на базе архитектуры Neue Klasse – по заявлению BMW, с 2026 года новая «классика» EV будет выпускаться в Шеньяне. Кроме того, BMW Brilliance инвестирует в сборку литий-ионных аккумуляторов: создан крупный завод по производству HV-батарей.

Локализация: Более 90% компонентов BMW Brilliance локализовано: двигатели, АКПП, панели кузова и электронные блоки поставляются китайскими заводами (Brilliance, BOSCH China, CATL и др.). Литий-ионные батареи к гибридным BMW производятся на местном заводе. Несмотря на это, премиальное оснащение (например, литые колёса, мультимедиа Alpine, части топовой архитектуры iDrive) импортируется из Германии. BMW уделяет внимание локальным материалам отделки – например, китайские модели часто имеют рукоятку КПП и накладки дверей из дерева, а не пластика, в отличие от «американок». Также применяются локальные софтверные функции (поддержка китайских навигационных карт, китайский голосовой ассистент).

Отличия китайских версий: Помимо увеличенной колесной базы у седанов, китайские BMW могут иметь иной передний бампер (специально для LHD/правого руля), раскраску по заказу, и дополнительные комплектации (черный потолок, раздельные кресла заднего ряда в 5‑й серии). Так, G20/G28 выпускается только в «длиннобазной» LWB-версии. Кроссоверы чаще комплектуются третьим рядом сидений (напр., X5 в Китае доступен и с 7 местами), чего нет в «европейцах» по умолчанию.

BMW X1, сделанный в Китае
BMW X1, сделанный в Китае

Стратегия бренда: BMW продолжает укреплять локальное производство электромобилей. На 20-летие СП BMW Brilliance (2023) BMW объявил, что новые EV‑модели семейства NEUE KLASSE (будущие компактные и CUV-модели) будут собираться в Китае с 2026 года, а также инвестирует в новый завод по сборке батарей высокого напряжения. В общей стратегической повестке — достижение «углеродной нейтральности» и перевод 100% продажи на EV к середине 2030-х, используя местную цепочку поставок. BMW также разрабатывает с китайскими партнёрами системы управления батареями и ПО для EV, адаптируя глобальные продукты под китайские рыночные требования (например, более энергоэффективный теплообменник для батарей, настроенный на жаркий климат Китая).

Mercedes-Benz

Производственные модели: В Китае Mercedes-Benz выпускает как легковые автомобили, так и коммерческие фургоны через два основных СП. Beijing Benz (BBAC) – СП BAIC и Daimler: производит седаны и кроссоверы марки Mercedes-Benz. На 2024 год список включает: седаны C‑Class L, E‑Class L, S‑Class L; компактные кроссоверы GLA, GLB (т. н. «длиннобазные» китайские версии GLA L, GLB) и GLC. Fujian Benz (FDJS) – СП с Fujian Motor – специализирован на лёгких коммерческих фургонах. Fujian Benz производит фургоны Mercedes-Benz Vito, V-Klasse и Sprinter. Эти модели (микроавтобусы и пассажирские фургоны) поставляются под марками Vito, V-Class, Sprinter.

Заводы и партнёры: Beijing Benz Automotive Co., Ltd. основана с BAIC, с заводами в Пекине и Ченду. Fujian Benz Automotive — СП Daimler с Fujian Motor и BAIC (общая мощность ~40 тыс. в год), завод под Фучжоу. В 2023 г. Mercedes‑Benz также совместно с Geely начал электрифицированный СП Smart Automobile, а с BYD – бренд Denza для EV.

Сборка авто на заводе Beijing Benz Automotive Co.
Сборка авто на заводе Beijing Benz Automotive Co.

Локализация: Для легковых моделей MB большая часть кузова и узлов выпускается в Китае: двигатели (отдельно делается моторный завод BAIC-Benz), трансмиссии (автоматы от Aisin/BAIC) и почти все агрегаты (ходовая, электроника) локальны. Например, блоки предохранителей, датчики, панели приборов привозятся с малого китайского рынка электротехники. В коммерческих фургонах Fujian-Benz почти все детали смешанные, но также локализируются. Китайские Mercedes практикуют подключение локальных сервисов (навигация Baidu, поддержка китайских стандартов).

Отличия китайских версий: Китайские Mercedes часто предлагают расширенный список опций. Например, в кузове «L» (удлинённая база) уже входят люк, улучшенная акустика, тогда как импортные версии просят доплаты. Китайская S‑Class L имеет сразу два экрана на задних сиденьях и электроприводы подголовников в базовой комплектации, чего на западе нет. Дизайн экстерьера обычно совпадает с глобальными моделями, но буквы «L» на багажнике подчёркивают локализацию. Кроме того, Mercedes представил в Китае эксклюзивные гибридные версии (S-Class, GLE PHEV), которых нет в других регионах. В интерьере могут использовать местные материалы отделки (например, вставки бамбука или лакированного дерева).

Изображение с официального сайта Beijing Benz Automotive Co.
Изображение с официального сайта Beijing Benz Automotive Co.

Стратегия бренда: Mercedes-Benz в Китае делает ставку на электрификацию и цифровизацию. В Китае активно продвигаются электромобили EQE, EQC (производятся в Шэньчжэне СП с BYD под брендом Denza), а также долгосрочно – EQS. Кооперация с BYD по бренду Denza (гибридные и чисто электрические кроссоверы) уже вышла на рынок. Кроме того, Mercedes через Geely развивает бренд Smart (третья модель Smart #3 EV выпускается локально). К 2030 Мерседес планирует иметь 10+ BEV в Китае и доля электромобилей поднимется до >50%. По заявлению Daimler (Mercedes-Benz), Китай станет приоритетным рынком для EV и AV-технологий, GM сконцентрируется на локальной разработке EV версий существующих моделей.

Audi

Производственные модели: Audi выпускается в Китае СП FAW-VW: ориентируясь на китайский спрос, здесь делают «удлинённые» седаны и кроссоверы. На конец 2024: Audi A3L, A4L, A6L, Q3 и Q5L, а также электрические модели e‑tron, Q4 e‑tron. Кроме того, в производство запущены компактные Q2L и новейшие E‑trон S/GT. Импортируется лишь верхушка линейки (R8, Q7/Q8, RS-модели).

Заводы и партнёры: FAW-Volkswagen JV. Производство сосредоточено на нескольких площадках: Чанчунь и Тяньцзинь – седаны и паркетники Audi (A4L, A6L, Q5L, A3/Q3); завод в Фошане – Audi Q2L, Q4 e‑tron, а также модели марки VW. Audi в Китае локально производит двигатели и электронику практически полностью на месте.

Завод FAW-Volkswagen Automotive Co., Ltd.
Завод FAW-Volkswagen Automotive Co., Ltd.

Локализация: Уровень локализации Audi близок к «полному»: китайские поставщики делают 80–90% компонентов – кузова, сиденья, элементы отделки, электроника. В частности, Audi локально производит уже 2.0‑литровые бензиновые TSI и 2.5‑литровые моторы (компания Shanghai Volkswagen Engine Co.). Батареи e‑tron поставляет местный завод CATL. Импортируются лишь некоторые высокотехнологичные модули (например, датчики ADAS, модули Matrix LED производства OSRAM, головные лампы).

Китайская Audi A6L e-tron
Китайская Audi A6L e-tron

Отличия китайских версий: Клиенты привыкли к удлинённой базе (A4L, A6L имеют прибавку в ~60–90 мм), а также к «богатому стандарту»: например, система ночного видения, кресла с вентиляцией и массажем часто идут серийно. Иногда китайские версии имеют иные колесные диски (большие радиусы) и мультимедиа с китайскими приложениями. Кроме того, Audi адаптировала прошивку навигации под Baidu карты, добавила локальные голосовые ассистенты.

Стратегия бренда: Audi в Китае ведёт «комбинацию сил»: развивает электрику (e‑tron выпускается с 2019 г., постепенно расширяется линейка Q4 e‑tron, Q5 e‑tron) и кроссоверы, ориентируясь на «premium-SUV» тренд. Планируется добавить ещё модели EV (Q6/Q8 e‑tron в 2025–2026 гг.). Одновременно Audi укрепляет позиции в сегменте LWB-седанов и развивает онлайн-продажи через китайские платформы. Стратегия VW Group China предусматривает и дальнейшую экспансию Audi в средний класс за счёт локальных суб-брендов (как Audi L) и выпуска электромобилей по локальным требованиям.

Volkswagen

Производственные модели: В Китае VW Group оперирует тремя основными СП: SAIC-Volkswagen, FAW-Volkswagen и с 2021 г. Volkswagen Anhui (производство с JAC).

  • SAIC-Volkswagen выпускает массовые модели марки VW: Polo, Santana, Lavida с семейством (обычная и Cross-версии), Lamando, Passat с вариациями, Phideon, Tiguan с удлинённой L-версией, Teramont/Atlas, Tharu, T-Cross, Touran, Viloran. Кроме того, здесь производятся электромодели серии ID. Family: ID.4 X, а также гибридные версии: e-Lavida, Passat PHEV, Tiguan L PHEV.
  • FAW-Volkswagen выпускает Audi (см. раздел выше) и модели VW: VW Magotan, Sagitar, CС, Tayron (C-Trek, Tayron X) – основные семейства седанов и кроссоверов. На заводе Фошань и Ухань производятся кроссоверы ID.4 Crozz, ID.6, а также новый Golf VIII.
  • Volkswagen Anhui (JAC-VW) – запущен в 2021 для электромобилей MEB: первый бренд Seetrum и модели Cupra Tavascan производятся на китайских площадках.

Электромодели серии ID. Family
Электромодели серии ID. Family

Локализация: VW в Китае локализует практически всю продукцию: двигатели (в т.ч. 1.5–2.0 TSI/TDI), трансмиссии (DSG от китайского завода), электроника и кузовные детали производятся партнёрами SAIC/FAW. Сборка кузовов на платформе MEB (электрокары) также идёт на местных заводах. Локальные модификации включают добавление «китайских» функций – например, защита от кражи с помощью WeChat, китайские платёжные опции в медиасистеме. Особое внимание – бренд Jetta создан FAW-VW для производства недорогих седанов (VA3 – версия Polo для провинций).

Отличия китайских версий: Китайские VW адаптированы к местному рынку: модели чаще длиннее европейских (Passat Lingyu, Lavida Gen, Teramont длиннее Atlas). Салон полагает иное разделение приборной панели (большие экраны, другие материалы). Хэтчбэки почти исчезли (кроме Polo), акцент – на седанах и кроссоверах. Электромобили ID.4 X/ID.6, разработанные в Китае имеют бОльшую ёмкость батарей и иной зарядный порт, чем евро‑версии.

Фотография с официального сайта SAIC VOLKSWAGEN AUTOMOTIVE CO.
Фотография с официального сайта SAIC VOLKSWAGEN AUTOMOTIVE CO.

Стратегия бренда: Volkswagen Group China делает ставку на электрификацию и локальную разработку EV. Уже сегодня в Китае выпускаются все модели семейства ID на платформе MEB (ID.4X, ID.6, ID.7 планируется). Консорциум строит собственные производства батарей (завод VW Group China в Ухани) и инвестирует в локальных поставщиков. Внутренний бренд Jetta (捷达) позволяет конкурировать в бюджетном сегменте: SAIC-VW создал дочерний бренд Jetta, выпускающий недорогие седаны VA3 и электрический Model 3‑конкурент SEAT eMii. Также компания планирует выводить совместно с партнёрами новые электромарки (например, Sol by Volkswagen с JAC) и расширять портфель гибридов (Passat GTE, магистральный Tayron PHEV и др.).

Ford

Производственные модели: В Китае Ford представлен двумя СП.

  • Changan Ford выпускает легковые автомобили и внедорожники: текущий портфель включает Explorer, Escape/Kuga, Mondeo, Fusion, Edge L, Mustang Mach-E. Кроме того, выпускается две новых модели под маркой Lincoln (американский люкс-суббренд Ford): Corsair, Aviator, Nautilus и электрическая лифтбек-лимузин Lincoln Z.
  • Jiangling Ford (JMC-Ford) – выпускает коммерческие автомобили и пикапы. В Китае производится Ford Ranger и новая линейка JMC-Dadao – собственные пикапы на базе Ranger. Также планируется локализация будущего электропикапа F-150 Lightning (под брендом JMC) и фургона Transit.

Рекламный баннер с сайта Changan Ford
Рекламный баннер с сайта Changan Ford

Заводы и партнёры: Changan Ford – штаб в Чунцине, заводы в Чунцине, Ханчжоу и Харбине. Среди мощностей – отдельные площадки по двигателям и трансмиссиям. Jiangling Ford – заводы в Ухане и Сяньси. В 2024 г. JMC-Ford открыл новую гибкую линию сварки для сборки пикапов разных моделей. Оба завода активно локализуют производство: двигатели EcoBoost (1.5L, 2.0L) делают в Китае, импортируется минимум.

Локализация: Ford локализовал большую часть компонентов: кузова Focus/Mondeo, шасси Escape, дверные панели и приборные панели производятся на месте. Инвестиции Changan Ford в НИОКР (Наньцзин) позволяют тестировать локальные нормы выбросов и безопасности. JMC-Ford совместно с JMC разрабатывает электропикапы с китайскими батареями. Китайские поставщики делают для Ford сиденья, приборные панели, переднюю оптику и т.д. Импорт остаётся лишь для особо тонких «запчастей» (электрические турбины, защита капота Made in USA).

Отличия китайских версий: Китайские Ford-версии адаптированы к местным требованиям. Например, седан Mondeo предлагается только как длиннобазовый пятидверный лифтбек, а устаревшие модели (Fiesta, старый Focus) постепенно списываются. Оснащение китайских Фокусов/Мондео включает «паркетниковые» опции: полный привод, мультимедиа на базе Baidu, панораму. Внедорожник Escape в Китае чаще комплектуется модернизированным интерьерам (кожа на панели, улучшенный автопилот). В случае спортивных моделей (Mustang) особенные опции (проекционный HUD, жесткий адаптивный кузов) поставляются по желанию, а в базовом наборе добавлен подогрев задних сидений (при расчетах на холодный сев. Китай).

Ford Bronco. Фото с официального сайта https://www.ford.com.cn
Ford Bronco. Фото с официального сайта https://www.ford.com.cn

Стратегия бренда: Ford переориентируется на SUVs, пикапы и электрификацию. На презентации «Go Further» (Шанхай 2017) Ford объявил о планах вывести на китайский рынок 2 электрифицированных новых модели к 2025 году. Также к 25 году 70% модельного ряда Ford в Китае будет иметь гибридные или электрические версии. Changan Ford уже запустил Mondeo Energi (PHEV) и готовит Mach-E (BEV) для Китая.

К 2030 Ford стремится значительно увеличить долю NEV-продаж, поскольку Китай – крупнейший рынок NEV. Для этого СП Ford локализует производство аккумуляторов и расширяет НИОКР в Китае. В сегменте пикапов Ford ставит на запуск F-150 Lightning (планируется серийное производство в Китае под брендом JMC) и расширение Ranger/Dadao. Фокус на внедорожниках (Explorer, Edge) и электрике отражает общее направление — «Ford+мобильность» в крупнейшей стране по числу покупателей новых авто.

🚀 Подписаться | Ассоциация автомаркетологов