Найти в Дзене
Я вправе

14 раздражающих попутчиков в поезде, которые гарантированно испортят любую поездку. Учим самообороне: как с ними выжить и не нарушить закон

Оглавление

Путешествие на поезде – это целое приключение: мерный стук колес, проплывающие за окном пейзажи, возможность отдохнуть от суеты. Но иногда это приключение превращается в настоящий квест на выживание, и виной тому – наши соседи по вагону.

Мы составили собственный хит-парад самых раздражающих попутчиков и, конечно, предложим рекомендации, как на них реагировать по закону.

"Мамочка с Ребенком" (вариант "ЭтожеРебеночек!")

➡️ Как узнать? Ее чадо (часто не одно) превращает вагон в филиал игровой площадки. Ребенок кричит, носится по проходу, стучит по столикам, пристает к пассажирам с вопросами или просто требует внимания громким плачем.

Мама при этом либо поглощена телефоном, либо с умилением наблюдает за "развитием" своего отпрыска, на все замечания отвечая сакраментальным: "Ну что вы, он же просто ребеночек!".

-2

Пример из жизни:

Маленький Артемка три часа кряду испытывал терпение пассажиров, используя чемодан соседа как барабан, а потом принялся выяснять у всех, "почему дядя лысый". Мама лишь улыбалась и говорила, что "мальчик очень любознательный".

Комментарий. Дети – это святое, но ответственность за их поведение несут родители. Именно они должны следить, чтобы их ребенок не мешал другим.

➡️ Как действовать:

✅ Вежливо, но твердо обратитесь к родителям. Попросите успокоить ребенка, занять его тихими играми, объяснить, что нужно вести себя спокойнее.

✅ Если реакции нет – обращайтесь к проводнику. Он обязан следить за порядком в вагоне и может сделать замечание родителям.

В крайнем случае (если шум невыносим и продолжается долго, особенно ночью) – к начальнику поезда.

"Борец за Нижнюю Полку"

➡️ Как узнать? Купил билет на верхнюю полку, но считает своим долгом занять нижнюю, особенно днем, для сидения, еды, раскладывания вещей. Нижнеполочники - враги, потому что этот персонаж купил неудобный билет и теперь он активно ищет "жертву" для обмена, часто с аргументами "тебе ж не сложно" или давлением на жалость.

❌ Может быть настойчив или даже агрессивен.

Пример из жизни:

Пассажир с верхней полки весь день сидел на нижней, разложив свои вещи, и отказывался уходить, потому что ему неудобно наверху, когда владелец нижней полки хотел прилечь.

➡️ Комментарий: Обмен местами – дело сугубо добровольное. Никто не обязан меняться, если не хочет. Настаивание и давление – это нарушение вашего спокойствия.

Билет куплен на конкретное место.

Пассажир с нижней полки имеет преимущественное право пользоваться ею.

Пассажир с верхней полки может попросить разрешения присесть на нижнюю полку для приема пищи в установленное время (утром/вечером по 30 мин, в обед – 1 час).

Как действовать (если вы с нижней полки):

Вежливо, но твердо напомните о своем праве на место.

При отказе освободить место – проводник/начальник поезда.

"Ароматный Гурман"

➡️ Как узнать? Его трапеза превращается в испытание для обоняния всего вагона. Резко пахнущая рыба, чесночные деликатесы, яйца вкрутую, доширак с "термоядерными" специями – все это распространяет свои ароматы, от которых некуда деться. Сюда же можно отнести любителей щедро поливаться духами, которые превращают вагон в газовую камеру.

-3

Пример из жизни:

Мужчина в плацкарте разложил на столике копченую скумбрию и вареные яйца. Запах стоял такой, что даже у самых стойких слезились глаза.

➡️ Комментарий: Прямого запрета на определенные продукты в правилах нет. Однако, если запахи настолько сильные и неприятные, что создают явный дискомфорт и мешают другим пассажирам (например, вызывают тошноту или аллергическую реакцию), это можно трактовать как нарушение правил перевозки.

➡️ Как действовать:

✅ Очень деликатно (чтобы не спровоцировать конфликт) поговорить с пассажиром, но это редко помогает.

✅ Обратиться к проводнику с просьбой проветрить вагон или, если ситуация критическая и есть свободные места, попросить о возможности пересесть (хотя это не обязанность проводника).

К сожалению, юридически это самая сложная для разрешения категория.

"Меломан Без Наушников"

➡️ Как узнать? Этот индивид считает своим долгом поделиться своими музыкальными (или видео) предпочтениями со всем вагоном. Наушники? Не, не слышал. Звук его гаджета сотрясает воздух, заставляя вас невольно подпевать хитам 90-х или вздрагивать от спецэффектов боевика.

Пример из жизни:

Пассажир на верхней полке всю ночь смотрел сериал про криминальные разборки на максимальной громкости, периодически комментируя происходящее матом. На просьбы сделать тише отвечал, что "имеет право отдыхать".

➡️ Комментарий. Прямое нарушение п. 126 Правил – "не беспокоить других пассажиров". Громкий звук от персональных устройств – это создание дискомфорта.

➡️ Как действовать:

✅ Попросите воспользоваться наушниками или убавить громкость.

✅ При отказе – проводник/начальник поезда. Они обязаны отреагировать.

"Пустозвон"

➡️ Как узнать? Вся его жизнь – это один большой телефонный разговор, и вы невольно становитесь его слушателем. Он громко обсуждает рабочие моменты, семейные дрязги или просто "треплется за жизнь", не обращая внимания на время суток и окружающих.

-4

Пример из жизни:

Соседка по купе с 11 вечера до 2 ночи громко выясняла отношения с мужем по телефону, делясь интимными подробностями их ссоры со всеми невольными слушателями.

➡️ Комментарий: Аналогично "Меломану". Особенно недопустимо такое поведение в ночное время, когда люди пытаются спать.

➡️ Как действовать:

Тактично попросите говорить тише или перенести разговор в тамбур.

Если просьба игнорируется – стандартная схема: проводник, затем начальник поезда.

"Человек-Симфония или Храпун Обыкновенный"

➡️ Как узнать? Вы 100% не ошибетесь: его богатырский (или прерывистый, со свистом) храп не дает уснуть всему купе, а то и соседним.

Пример из жизни:

Классика жанра. Сосед снизу храпел так, что вибрировала полка. Наушники и беруши не спасали.

➡️ Комментарий: Храп – физиологическая особенность, и привлечь человека к ответственности за это невозможно. Правила это не регулируют.

➡️ Как действовать:

Запастись качественными берушами и наушниками с шумоподавлением.

Попробовать аккуратно разбудить человека или попросить его перевернуться на другой бок (но будьте готовы к разной реакции).

Если есть свободные места – просить проводника о возможности пересесть. Это единственный реальный выход, если храп невыносим.

"Хозяин Купе"

➡️ Как узнать? Его многочисленные сумки, чемоданы и баулы занимают не только его багажное место, но и ваше, а также проход и все свободное пространство. Его вещами, едой, завален весь столик...

Пример из жизни:

Дама с тремя огромными чемоданами и несколькими пакетами заставила ими всю нижнюю багажную полку и часть верхней, оставив соседям минимум места.

➡️ Комментарий: Существуют нормы провоза ручной клади (по количеству и габаритам). Если багаж пассажира им не соответствует или мешает другим, это нарушение.

➡️ Как действовать:

✅ Вежливо попросите пассажира разместить свой багаж более компактно или убрать излишки в багажное отделение (если оно есть).

✅ Если не помогает – проводник. Он должен проследить за правильным размещением багажа.

"Человек-Радио или Душевный Собеседник"

➡️ Как узнать? Этот человек решил, что вы – его лучший друг на ближайшие сутки, и готов поделиться с вами всей своей биографией, проблемами и взглядами на жизнь, не замечая ваших попыток уткнуться в книгу или наушники.

-5

Пример из жизни:

Пожилая дама без умолку рассказывала о своих внуках, болезнях и соседях по даче и активно делилась рецептами заготовок, игнорируя все намеки на то, что собеседник хочет тишины.

➡️ Комментарий: Прямого нарушения здесь нет, если разговор не переходит в агрессию или оскорбления. Это скорее вопрос личных границ и этикета.

➡️ Как действовать:

✅ Используйте "язык тела": наденьте наушники, откройте книгу, отвернитесь к окну.

✅ Вежливо, но прямо скажите, что вы хотели бы отдохнуть/почитать/поработать в тишине.

К сожалению, если человек не понимает намеков, с правовой точки зрения тут мало что можно сделать, кроме как максимально дистанцироваться.

"Веселая Компания"

➡️ Как узнать? Группа людей, решивших отметить начало (или конец) отпуска прямо в вагоне. Громкий смех, песни, распитие алкоголя, часто переходящее в буйное поведение.

Пример из жизни:

Компания молодых людей в плацкарте устроила "вечеринку" с алкоголем и громкой музыкой, мешая спать всему вагону.

➡️ Комментарий:

Распитие спиртных напитков (кроме как в вагоне-ресторане) и нарушение общественного порядка – это уже административное правонарушение.

➡️ Как действовать:

✅ Сразу обращайтесь к проводнику и начальнику поезда. Не пытайтесь урезонить их самостоятельно, это может быть небезопасно.

✅ Персонал поезда обязан принять меры, вплоть до вызова транспортной полиции на ближайшей станции для снятия дебоширов с поезда.

"Человек-Проблема"

➡️ Как узнать? Ему все не так: дует кондиционер, жарко, громко тикают часы, скрипит полка, не тот чай. И своими претензиями он достает не только персонал, но и соседей.

Пример из жизни:

Мужчина постоянно жаловался проводнику на все подряд, громко возмущался и требовал к себе особого внимания, создавая напряженную атмосферу.

Комментарий: Если его претензии не переходят в оскорбления или нарушение порядка, юридически сделать что-то сложно.

➡️ Как действовать:

Старайтесь не вовлекаться в его "драму".

Если его поведение становится откровенно мешающим (например, он постоянно вас отвлекает или создает конфликтные ситуации) – можно обратиться к проводнику с просьбой урегулировать ситуацию.

"Поросенок"

➡️ Как узнать? Его жизненное пространство в поезде напоминает филиал свалки. Оставленная еда, фантики, шелуха от семечек, огрызки, использованные салфетки и даже подгузники – все это либо остается на его полке/столике, либо небрежно запихивается в ближайшую урну (часто уже переполненную), либо просто бросается под сиденье. Ему искренне лень дойти до мусорного контейнера в конце вагона или хотя бы собрать свой мусор в пакет.

-6

Пример из жизни:

После того, как семья с двумя детьми покинула купе, на столике осталась гора упаковок от чипсов, кожура от бананов, липкие салфетки и несколько использованных подгузников, аккуратно свернутых, но источающих характерный аромат. Урна была забита до отказа их же объедками.

➡️ Комментарий: Прямой статьи в Уголовном или Административном кодексе за "оставление мусора на своем месте в поезде", конечно, нет. Однако, это явное нарушение санитарно-гигиенических норм и элементарных правил поведения в общественном транспорте.

Более того, это можно трактовать как создание антисанитарных условий, что потенциально нарушает право других пассажиров на комфортную и безопасную поездку (особенно если речь идет о пищевых отходах, привлекающих насекомых, или о сильно пахнущем мусоре). Проводники обязаны поддерживать чистоту в вагоне, но это не значит, что пассажиры могут превращать свои места в мусорные баки.

➡️ Как действовать:

Если это происходит "здесь и сейчас" и вам мешает: * Вежливо, но твердо сделать замечание. Иногда люди просто не задумываются. Фраза вроде: "Извините, не могли бы вы убрать за собой мусор, здесь все-таки едут и другие люди" может сработать. Но будьте готовы к разной реакции. *

Обратиться к проводнику. Это его обязанность – следить за чистотой и порядком в вагоне. Он может (и должен) напомнить пассажиру о необходимости убирать за собой мусор и о расположении мусорных контейнеров. Проводник также отвечает за своевременную уборку урн.

"Вандал"

➡️ Как узнать? После его визита в туалет там что-то сломано или работает не так. На сиденьях появляются царапины или надписи, крючки для одежды отломаны, а ручки окон или дверей подозрительно шатаются. Иногда он действует из хулиганских побуждений, иногда – по неуклюжести или незнанию, как пользоваться оборудованием. Итог один – испорченное имущество.

Пример из жизни:

После того, как группа подростков вышла из вагона, обнаружилось, что в нескольких туалетах вырваны держатели для туалетной бумаги, а на одном из столиков выцарапано нецензурное слово.

➡️ Комментарий: Это не просто неаккуратность, а порча имущества перевозчика (РЖД/ФПК).

В зависимости от размера ущерба, действия "вандала" могут квалифицироваться как административное правонарушение (например, мелкое хулиганство, если сопровождается нарушением общественного порядка – ст. 20.1 КоАП РФ). В любом случае, перевозчик имеет право требовать возмещения причиненного ущерба.

➡️ Как действовать:

Немедленно сообщите проводнику о замеченной поломке или порче имущества. Укажите, если вы видели, кто это сделал.

✅ Проводник обязан зафиксировать факт повреждения и, при необходимости, сообщить начальнику поезда.

✅ Если ущерб значительный или вандал ведет себя агрессивно, персонал поезда обязан вызвать наряд транспортной полиции на ближайшей станции.

✅ Не пытайтесь самостоятельно "воспитывать" или задерживать вандала, это может быть небезопасно. Ваша задача – проинформировать ответственных лиц.

"Воришка"

➡️ Как узнать? К сожалению, часто о его присутствии узнают уже по факту пропажи. Он может действовать незаметно, пока вы спите или отлучились.

Его "добычей" могут стать как ваши личные вещи (телефон, кошелек, ноутбук), так и "сувениры" из вагона – знаменитые подстаканники, ложечки, иногда даже одеяла или подушки.

Пример из жизни:

Пассажир оставил на столике телефон и отошел в туалет на пару минут. Вернувшись, телефона не обнаружил. Позже выяснилось, что его "прихватизировал" сосед, который сошел на ближайшей остановке. Или: После прибытия поезда проводница недосчиталась нескольких фирменных подстаканников.

➡️ Комментарий:

Кража чужого имущества – это уголовное преступление, предусмотренное статьей 158 Уголовного кодекса РФ ("Кража").

Неважно, украли у вас кошелек или у РЖД подстаканник – это противозаконно.

➡️ Как действовать:

Бдительность – ваше всё! Не оставляйте ценные вещи (деньги, документы, гаджеты) без присмотра, особенно когда спите или выходите из купе/вагона. Держите их при себе или в надежном, закрытом месте.

Избегайте излишней откровенности с незнакомыми попутчиками, не демонстрируйте крупные суммы денег или дорогие вещи.

Не выпивайте с незнакомцами и не играйте в азартные игры – это классические ситуации, когда можно потерять не только деньги, но и бдительность.

При пропаже личных вещей – немедленно сообщите проводнику и начальнику поезда. Опишите ситуацию, пропавшие вещи, возможные приметы подозреваемого (если есть). Они обязаны оказать содействие и вызвать сотрудников транспортной полиции на ближайшей станции.

✅ Помните, что проводники несут материальную ответственность за имущество вагона (постельное белье, посуда и т.д.). Если вы стали свидетелем кражи вагонного имущества, сообщите об этом проводнику.

"Казанова"

➡️ Как узнать? Он начинает с навязчивых попыток познакомиться, делает двусмысленные комплименты, задает слишком личные вопросы, предлагает "продолжить общение" в более "располагающей" обстановке или просто не понимает слова "нет". Особенно часто его внимание направлено на одиноких женщин. Его поведение вызывает дискомфорт, неловкость, а иногда и страх.

-7

Пример из жизни:

Девушка, ехавшая одна в купе, всю дорогу отбивалась от навязчивых ухаживаний соседа, который предлагал ей выпить вместе, рассказывал сальные анекдоты и пытался приобнять "по-дружески".

➡️ Комментарий: Граница здесь тонкая, но она есть. Простое желание познакомиться – это одно. А вот навязчивое поведение, переходящее в домогательства, оскорбления или угрозы, – это уже серьезное нарушение общественного порядка и ваших личных границ.

В зависимости от конкретных действий, это может подпадать под административную ответственность (например, мелкое хулиганство, если есть оскорбительное приставание – ст. 20.1 КоАП РФ) или даже уголовную (ст. 119, 131-132 УК РФ).

➡️ Как действовать:

Четко, ясно и недвусмысленно дайте понять, что вы НЕ заинтересованы в общении или более близком знакомстве. Иногда прямого и твердого "нет" бывает достаточно.

Если навязчивость продолжается, не терпите – немедленно обращайтесь к проводнику. Опишите ситуацию, попросите принять меры. Проводник может сделать замечание навязчивому пассажиру.

Попросите пересадить вас в другое место, если есть такая возможность (особенно если вы едете в купе и чувствуете себя небезопасно).

Лайфхак "про мужа/друга/брата в соседнем вагоне" (упомянуть, что вы не одна и вас скоро встретят или к вам подойдут) действительно иногда помогает охладить пыл непрошеного ухажера.

В случае агрессивных домогательств, угроз – немедленно к начальнику поезда и требуйте вызова транспортной полиции. Ваша безопасность – превыше всего. Постарайтесь привлечь внимание других пассажиров, не оставайтесь с агрессором один на один.

Вместо выводов

В любой непонятной или конфликтной ситуации – не терпите и не пытайтесь "разрулить" все силовыми методами. Ваше главное оружие – знание правил, вежливость и обращение к официальным лицам (проводник, начальник поезда). Фиксируйте нарушения (если это безопасно), не стесняйтесь писать жалобы перевозчику по прибытии.

Помните, вы заплатили за билет, и это дает вам право на безопасную и относительно комфортную поездку.

Пусть ваши путешествия будут приятными, а соседи – адекватными!.