Найти в Дзене

ИОАКИМОВСКАЯ ЛЕТОПИСЬ И КНИГИ ПО ИСТОРИИ ВНЕ ЗАКОНА

Иоакимовская летопись. В исторической литературе неоднократно встречаются ссылки на эту летопись. Кто же был на самом деле этот «летописец»? В Энциклопедическом словаре находим: «Иоаким (в миру Иван-Большой Петрович Савелов) (1620-1690), патриарх Московский и всея Руси с 1674. Противник старообрядцев (автор «Слова против Никиты Пустосвята», 1684). Способствовал подчинению Киевской митрополии Московскому патриархату. Поддержал Петра I в его борьбе с Софьей Алексеевной. Поддерживал сторонников «греческого» направления в просвещении, в т.ч. Епифания Славинецкого». В Церковно-историческом словаре (под редакцией протоиерея Леонида Петрова, изданного в СПб в 1889): «Иоаким Савелов, вызванный из Киева патр. Никоном, с 1657 г. митрополит Новгородский, с 1673 до 1690 – патриарх Московский, писал поучения и грамоты, вел в Грановитой Палате прения с раскольниками и составил «Увет духовный». Опять ничего существенного или проливающего свет на летописное творчество патриарха. В этом словаре в стать

Иоакимовская летопись.

В исторической литературе неоднократно встречаются ссылки на эту летопись. Кто же был на самом деле этот «летописец»?

В Энциклопедическом словаре находим: «Иоаким (в миру Иван-Большой Петрович Савелов) (1620-1690), патриарх Московский и всея Руси с 1674. Противник старообрядцев (автор «Слова против Никиты Пустосвята», 1684). Способствовал подчинению Киевской митрополии Московскому патриархату. Поддержал Петра I в его борьбе с Софьей Алексеевной. Поддерживал сторонников «греческого» направления в просвещении, в т.ч. Епифания Славинецкого».

В Церковно-историческом словаре (под редакцией протоиерея Леонида Петрова, изданного в СПб в 1889): «Иоаким Савелов, вызванный из Киева патр. Никоном, с 1657 г. митрополит Новгородский, с 1673 до 1690 – патриарх Московский, писал поучения и грамоты, вел в Грановитой Палате прения с раскольниками и составил «Увет духовный».

Опять ничего существенного или проливающего свет на летописное творчество патриарха.

В этом словаре в статье о житие Феодосия Сафоновича говорится: «…наставник и проповедник Киева, с 1665 игумен Михайлова Златоверхого монастыря; в 1668 году написал сочинение о церкви и ее таинствах, осужденное патриархом Иоакимом за неверное учение о пресуществлении Св. Даров. Его летопись, доведенная до 1290 года, взята из Киевских и Волынских летописей».

Вот этот Феодосий Сафонович и был автором списка (копии) с Киевской и Волынской летописей, в своей работе соединивший некоторые события. Его труд попал на рецензию к патриарху Иоакиму, после чего никто не упоминает о судьбе самого летописца. Имеются только предположения о его кончине в монастыре после закрытого содержания.

В комментариях некоторых отечественных ученых, начиная с М.Ломоносова и Е.Классена, имеются ссылки на работу А.Лызлова, как очень объективного и многогранного исследователя. Наверное, его труды сильно отличались от официальной линии, что привело к изъятию их и запрету.

В этом и заключается участие Иоакима в работе над летописью: прочитал, осудил, запретил. После смерти Иоакима подобное случилось в 1792 году: смоленский священник Андрей Лызлов написал очень интересную книгу «Скифская история», собранную из польских источников и изданное дважды Н. Новиковым: в СПб. в 1776 г. и в Москве в 1787 г. Оно содержит сведения о названии Скифии и границах ее; о народах скифских, о начале и умножении Золотой орды и о царях, бывших там; о Казанской орде и царях ее и о взятии города Казани; о Перекопской орде или Крымской и о царях их; о Магомете прелестнике Агарянском и о прелести, вымышленной от него, и о начале турок, и о султанах их, с приложением повести о поведении и жительстве турецких султанов в Константинополе, об истории взаимоотношений татар и христиан, историю взаимоотношений древних и средневековых русских княжеств. Содержание его книги не устроили идеологов нарождавшейся империи и по указу Петра труды А.Лызлова были запрещены, а потом и забыты. Предшественники А.Лызлова и зачинатели отечественной исторической науки митрополит Сибирский Игнатий Римский-Корсаков и монах Сильвестр Медведев поплатились жизнью за безпристрастное описание событий древности: Игнатий Римский-Корсаков был объявлен сумасшедшим и закончил свои дни в темнице, а Сильвестра казнили как опасного государственного преступника на Лобном месте в Москве.

В 1711 году Петр I по пути в Европу делает остановку в столице масонства Кенингсберге, где ему показали летопись, принадлежавшую князю Радзивиллу. Петр захотел приобрести ее, но ему не продали, предложив сделать с нее список (копию), который и был получен в 1721 году. Носит эта книга название Радзивилловская или Кенингсбергская летопись. Книга не сохранилась, по официальной версии она сгорела в Москве при нашествии Наполеона. Это и следовало ожидать, как и с Иоакимовской летописью и еще многими летописями, не вписавшимися в родную историю позднего периода: пожар или забвение. Вспомните пожар в библиотеке Академии наук СССР в Ленинграде в ночь на 15 февраля 1988 года, в результате которого огнём и водой был нанесён огромный ущерб книгам. Колоссальный урон был нанесён Фонду академика РАН Д. С. Лихачёва (1906—1999): выгорело свыше 100 тысяч книг. Сложно говорить об общей ценности утраченного библиотечного фонда во время пожара в библиотеке ИНИОН РАН. В результате пожара было утрачено 5,42 млн экземпляров изданий. С учётом дубликатов, малоценных и подлежащих списанию изданий, трудно восстановимые потери фундаментальной библиотеки ИНИОН РАН составляют 2,32 млн экземпляров. По предварительной оценке, которую озвучил президент РАН Владимир Фортов, в результате пожара утрачено 20 % библиотечных фондов. Разумеется виновники пожара найдены не были, хотя некоторые руководители понесли административные наказания.

Если понравился материал - жмите лайк. Есть мысли? Пишите в комментариях. Ну, а чтобы не пропускать новое — подпишитесь. Спасибо, друзья!