Вы знаете, откуда пошло слово «обыденный», то есть «повседневный, заурядный»? Его происхождение связано с древнерусским выражением «объ инъ день» («в один день»). Первоначально оно обозначало «однодневный» - сделанный в течение одного дня (от восхода солнца до заката). Именно таким чудесным, я бы даже сказал, незаурядным образом была построена в 1612 году Спасо-Пробоинская церковь в Ярославле.
Её возведению предшествовали драматические обстоятельства. В марте того года нижегородская рать во главе с Мининым и Пожарским прибыла в Ярославль. Здесь вожди Второго ополчения обучали полки, запасались снаряжением и оружием, рассылали письма в города и веси о сборе подкреплений. Войска постоянно подходили в Ярославль и постепенно это привело к скученности народа, а потом и вспышке моровой язвы.
Для избавления от эпидемии прибегли к испытанному способу – крестному хождению по городу с иконой Толгской Богоматери. Накануне назначенного дня Илье, протоиерею Успенского собора, было видение, в котором повелевалось взять в крестный ход древнюю икону Спаса Нерукотворного из часовни близ деревянной церкви Афанасия и Кирилла. 24 мая (3 июня) участники процессии взяли образ, дотоле находившийся в забвении... Когда по совершении крестного хода шествие проходило мимо часовни, направляясь в Успенский собор, неведомая сила остановила несущих образ. Вдобавок прозрел слепец, мимо которого пронесли икону Спасителя.
Ярославцы решили во славу сего чудотворного образа построить рядом особый храм. И уже на следующий день - 25 мая (4 июня), то есть ровно 413 лет назад, деревянная церковь была построена ярославцами и ополченцами, а затем освящена ростовским митрополитом Кириллом IV.
Во время освящения храма многие страждущие получили выздоровление, а главное - эпидемия вскоре пошла на убыль! По преданию, в этой церкви перед чудотворной иконой в числе первых молились Дмитрий Пожарский и Козьма Минин. По словам ярославского искусствоведа Нила Первухина, «последняя надежда Руси — ополчение чуть было не по¬гибло» в Ярославле, но, «укрепленное чудесным знамением, двинулось спасать Москву и родину».
Как и другие церкви, построенные за один день, Спасскую называли «обыденной». А в связи с тем, что на протяжении всей своей истории она была бесприходской и содержалась на подаяния горожан и ругу (выплату) из городской казны, её также именовали «ружной». Для отличия от находившейся поблизости церкви Спаса на Городу этот храм со временем стали называть Спасо-Пробоинским, по нахождению на Пробойной улице.
В 1615 году земский староста Гавриил Мякушкин при поддержке «других усердных ревнителей святого дела» обратился к ростовскому митрополиту Кириллу за благословением к основанию обители на священном для горожан месте, где была обретена икона. Так рядом со Спасо-Пробоинским храмом возник Афанасиевский монастырь.
На протяжении XVII века Спасо-Пробоинская церковь горела трижды – в 1614-м, 1658-м и 1683 годах. Икона Спаса все три раза чудом уцелела! А в 1696-1705 годах на пожертвования горожан была возведена каменная холодная церковь с 28-метровой шатровой колокольней над входом. По преданию, новый храм освятил митрополит Димитрий Ростовский, будущий святой. В XIX веке колокольню перестроили по проекту знаменитого ярославского архитектора Петра Панькова.
24 мая 1912 года в Ярославле прошли торжества в честь 300-летия обретения чудотворной иконы Спаса Нерукотворного и пребывания в Ярославле ополчения Минина и Пожарского. Накануне городская общественность обратилась к императору Николаю II с просьбой сделать 24 мая 1912 года праздничным. Государь пошёл навстречу ярославцам и объявил этот день неприсутственным для Ярославля.
В 1918 году Спасо-Пробоинская церковь сильно пострадала от огня красной артиллерии при подавлении Ярославского восстания. Прямым попаданием снаряда был повреждён верхний ярус колокольни, а на самом храме был разрушен один из барабанов. В 1929 году колокольню вообще разобрали, а в церкви разместили производственные мастерские. Тогда же пропала и чудотворная икона.
И только в 2017 году Спасо-Пробоинский храм и Кирилло-Афанасьевский монастырь были возвращены православной церкви. А год спустя заведующая отделом древнерусского искусства Ярославского художественного музея Виктория Горшкова обнаружила пропавшую икону! Оказывается, всё это время образ Спаса Нерукотворного хранился в запасниках музея.
О фамилиях и прозвищах ярославцев XVII века рассказывает старший научный сотрудник Ярославского музея-заповедника Алексей Зубатенко.