Вспомнила, что у меня прикопаны буквально 5 снимков от товарища, который посетил этот уникальный могильник три года назад и специально для меня сделал несколько кадров.
Вполне хватит, чтобы рассказать, тем более что история не такая уж и длинная. Но это уникальное, без сомнения, место, которое стоит отдельного рассказа.
Итак, Даргавский некрополь, или "Город мёртвых", — это комплекс погребальных сооружений XIV-XIX вв. в Северной Осетии, около селения Даргавс. По горной части Северного Кавказа там и сям раскиданы аналогичные строения, но столь крупное сохранившееся сосредоточение погребальных сооружение единственное: в Даргавсе находится 95 усыпальниц надземного и полуподземного типа.
Сразу прокомментирую правила на приведённом ниже информационном щите. Даргавский некрополь входит в туристические маршруты, и из-за поведения некоторых особенно выдающихся особей (Дзен не приветствует более крепкие выражения) администрации комплекса приходится ужесточать правила, вешать камеры, нанимать охрану. Ибо к некрополю приезжают люди, которые считают, что сфотографироваться с человеческими останками — это безмерно весело и оригинально. Можно ещё повыстраивать черепа пирамидкой или ещё что придумать. Как весело, ха ха (сарказм).
Руки бы поотрывала, вот честно.
Не смотря на относительно небольшую площадь комплекса, здесь находятся останки около 10 тысяч человек. Полуподземные усыпальницы (они в основном с плоской крышей) могут быть двухярусными, причём нижний ярус — до 8 м. в длину. Надземные усыпальницы-башенки многоуровневые. Сооружения выстроены из камней, скреплённых раствором и чаще оштукатуренных снаружи, толщина стен при этом от 0,5 до 0,75 м.
В древности похороны проходили просто: покойного заносили в усыпальницу через специально оставленный лаз и укладывали, порой поверх уже имеющихся в усыпальнице тел. Лазы закрывались специальными щитами. Правда, напоминает захоронения в дольменах?..
Благодаря климату и горному воздуху тела в этих усыпальницах в основном мумифицировались. Позднее появились захоронения в выдолбленных колодах, половинки которых скреплялись между собой скобами, и ещё позднее — в деревянных гробах, созданных из досок без использования гвоздей. Обычно рядом с усопшим оставляли предметы обихода, что, конечно же, привлекало и привлекает внимание историков и археологов.
Первой, кто исследовал Даргавский некрополь (и не только его) стала Прасковья Сергеевна Уварова, супруга Алексея Сергеевича Уварова. По итогам своих кавказских экспедиций она в 1900 году выпустила книгу "Могильники Северного Кавказа графини Уваровой". Полистать книгу можно тут, там очень много описаний найдённых в захоронениях вещей.
Большинство исследователей склоняется к тому, что подобные усыпальницы не стали внезапно возводиться предками осетин — аланами. Это было кочевое племя, в обычаи которого, как и у всех кочевых племён, не входило сооружение столь монументальных строений для захоронений. Спасаясь то от гуннов, то от монголов, остатки племён аланов постепенно осваивали горные массивы, сливаясь с местными племенами. Примерно в 1230х гг. аланы окончательно осели в горах, став предками современных осетин.
Археолог В.М. Морковин писал: "Склеповые постройки возникли на Северном Кавказе задолго до появления алан, а к моменту их расселения уже прошли длительный путь развития – от примитивных сооружений до гробниц, снабженных лазом и полками".
Здесь важно отметить, что в горах Северного Кавказа встречаются не только надземные сооружения подобно даргавским, но и каменные склепы, которые представляют собой по сути дольмены, но перевёрнутые камнями "вниз". Эти сооружения тоже никак не могли быть наследием кочевых племён.
Историк Г.А. Кокиев в 1928 году выпустил исследование "Склеповые сооружения горной Осетии", в котором указывал: "Кроме перечисленных склеповых сооружений, заслуживают быть отмеченными совершенно скрытые в земле склепы, служившие в своё время также для массовых погребений. Осетины их приписывают какому-то легендарному народу "царца", жившему, по преданиям, в этих местах в глубочайшей древности. Народ "царца", а по другим сведениям "нарты", якобы был сменён греками, а греки, в свою очередь, осетинами".
Кстати, и склепы, и тем более надземные усыпальницы в основном были родовыми. Даже свадьба могла расстроиться, если у будущих родственников не имелось своей усыпальницы или склепа. У ингушей до сих пор сохранилась пословица "Человеку при жизни необходима башня, а после смерти — склеп". Существовали и специальные склепы для "безродных" (конечно же, упокоиться там было совсем не почётным делом). Такие склепы сооружались на общественные деньги.
У упомянутого Кокиева можно встретить описания некоторых интересных обычаев. Прежде всего, похороны всегда проходили до захода солнца, так как ночью врата в царство мёртвых затворялись. А если у покойного оставалась вдова, то она отрезала свои косы и привешивала к гробница после помещения туда тела её супруга.
Ещё вроде как есть легенда, что люди, жившие здесь до прихода современных кавказских народов, вымерли в результате какой-то эпидемии. Как бы то ни было, но факт остаётся фактом: скорее всего, надземные усыпальницы и склепы были уже на склонах и в ущельях Северного Кавказа, когда предки современных жителей пришли сюда. А так как горы не располагают особым разнообразием для захоронений, то продолжить погребальные традиции предшественников было достаточно естественным процессом.
Не всем же, как на Тибете, устраивать "небесные погребения".
Кажется, рассказала что хотела. Совсем запуталась в различных горных древних народностях, поэтому перипетии с миграциями передала сокращённо.
Спасибо за внимание и традиционно зову в ТГ-канал.
Не знаю, сколько ещё протянет Дзен такими темпами (найти бы адекватную площадку да начинать потихоньку переносить все материалы...) Но через ТГ хотя бы можно отслеживать новые рассказы, поскольку показы мне площадка перестала давать вообще.