Толстой без бороды, да еще и в танце. О сочетании несочетаемого и программе поговорим сегодня с Ольгой Глазуновой, координатором молодежного проекта фестиваля «Толстой без бороды» Музея Ясная Поляна. Действительно, сочетание несочетаемого, и танец, и при этом классическая русская усадьба. Как вы в себе решили соединить очень несочетаемые вещи в одном месте, в один час.
Да, нам нужен был этот эффект, нам нужна была эта дистанция. Дистанция — это, в общем-то, пиетет. И вы знаете, последние годы, к сожалению, не только мы, многие музеи и заповедники почувствовали, что массовые посетители относятся немножко к заповедникам, как к паркам аттракционов. Это как раз от отсутствия этой дистанции. И вообще, чтобы понять суть вещей, именно со стороны мы и смотрим, издалека мы смотрим, чтобы понять действительно на глубину.
И поэтому можно писать на входе, на панно там, что нельзя топтать, мять, рвать, жечь, ни то, ни это. Мы всё это делаем, но, вероятно, этого недостаточно. Вероятно, нужен разрыв шаблона. И вот мы его и хотим дать, соединив такие далёкие друг от друга вещи. Во-первых, танец и литература не слишком близки, а потом современный танец и Толстой, современный танец, который не существовал в его время.
Нам кажется, что это адекватный инструмент для того, чтобы обратить внимание зрителя на ценность заповедника, на ценность этой зеленой лаборатории толстовской.
И мы верим, что это адекватный инструмент, что он сработает. И что зритель, который приедет в Ясную Поляну и увидит этот спектакль, современный танец, эту краску восприятия заповедника сохранит на долгие годы.
А как же танцевать, а не топтать? Как сделать это экологично?
Ой, мы вчера ходили с нашими мастерами из Санкт-Петербурга, которые, собственно, и ставят на тульских танцовщиках этот спектакль. Они строго сказали, будем только на дорожках танцевать. Благо, у нас широкие дорожки, там есть, где развернуться.
Расскажите поподробнее, что будет на лаборатории природы танца.
Приехало три хореографа из Санкт-Петербурга, из Государственной консерватории Римского-Корсакова, кафедра режиссёра балета. Приехал их руководитель, который будет сводить спектакль в единое целое – Александр Любашин. Каждый взял себе по коллективу тульскому, который мы выбрали путем конкурсного отбора. И уже вчера поехали знакомиться с коллективами.
Каждый хореограф ставит свою часть трехчастного спектакля. Вероятно, может быть, это будет променад, может быть, это будут три части, показанные на одной площадке, они еще это определяют.
Но совершенно точно этот спектакль, который получится, он будет очень деликатно вписан в ландшафты Ясной Поляны. И позволит взглянуть на заповедник, наблюдая за спектаклем, по-другому.
Это третий сезон фестиваля, и при этом все участники традиционно из Тулы. Как вам кажется, этот формат до федерального дорастет однажды?
Вы знаете, мы и задумывали фестивали именно для туляков. Потому что туляки ближе всего к Ясной. И нам так чувствуется, была некоторая усталость от бренда, от того, что вот такая великая ужасная Ясная Поляна рядом, она там есть, пускай будет, в ней всё хранится, мы всё там знаем, мы там были в школе, там ничего не поменялось. Мы и хотели именно встряхнуть тульское восприятие. Но мы потихоньку раскрываемся, во втором сезоне были москвичи, не говоря уже о том, что мастера у нас, как правило, Москва, Петербург, это всегда приглашенные звезды, большие звезды своих индустрий. Может быть, и раскроемся. Для этого, правда, нужно финансирование, уж простите за прозаичность. Появятся ресурсы, раскроемся обязательно. Но нам главное, вот этот пул туляков вокруг Ясной Поляны, молодых туляков, активных, творческих, сформировать и держать, и подпитываться этим потенциалом, и взаимодействовать с ними, для нас это очень важно.
Кстати говоря, что говорит сама молодежь о фестивале? У вас получается говорить с ними на одном языке?
Нам кажется, что нам удалось, что мы не как взрослые, которые пытаются освоить сленг молодежный. Мы действительно говорим с ними их языком, о понятных вещах любому возрасту, любому человеку. И вы знаете, нам очень ценны обратные их реакции. И когда они говорят: «Спасибо, что вы нас позвали, мы не ожидали, что Толстой такой кинематографичный, мы не ожидали, что он так на комикс перекладывается». Когда они становятся нашими волонтерами, когда они приезжают в Ясную просто помочь, когда мы их приглашаем, когда они посещают наши другие мероприятия яснополянские, мне кажется, что у нас хорошо с ними до сегодня и дальше будет получалось работать.
А сотрудники музея-усадьбы как отнеслись к такой подаче Толстого, что говорят настоящие корифеи?
Пришлось немножко скепсис преодолеть, но вы знаете, такая тонкая грань, можно в какое-то заигрывание впасть.
Но я могу сказать, что Ясной Поляне удается держать тонкую грань между позволительно-непозволительно, тонко-нетонко, потому что мы очень глубоко в предмете, и мы, и молодежь,
когда приглашаем ее и предлагаем ей переложить Толстого на язык комикса, например, мы же им предлагаем глубоко проработать текст, мы их погружаем в эпоху, мы им очень многое рассказываем, показываем, коллекционные вещи достаём, для них фондовые.
И вот эта проработка бережёт нас от преодоления этой ненужной грани, когда ради эффекта, не ради глубины, а ради эффекта что-то делается. Вот, мне кажется, мы пока хорошо балансируем.
Давайте пофантазируем. Что бы сказал Лев Николаевич Толстой, окажись он на этом фестивале?
О, Илья Николаевич первым бы пошел танцевать, я убеждена. Это был человек, который как раз рвал шаблоны, выходил за границы. Это как раз то самое, что мы пытаемся делать, стремимся делать в этом проекте. Разрыв шаблона, создание чуда. Я убеждена, что люди, которые приходят в Ясную не шаблонно, а вот становятся свидетелями такого чуда, для них она раскрывается совершенно иначе. Это очень правильный эффект. И Толстой по-другому играет для них.
Напомните, где, когда можно принять участие в фестивале?
Мы приглашаем всех 8 июня в 5 часов вечера, в 17:00, в Ясную Поляну. Обязательно будут флайеры на входе, где будут обозначены площадки, на каких точках происходит наш спектакль. Очень приглашаем зрителей насладиться Ясной Поляной под новым углом, под новым ракурсом. И насладиться настоящим современным танцем, вот таким классическим, выверенным, санкт-петербуржским, таким столичным, скажем.