С воцарением Екатерины II в России начался новый этап территориального роста. После победы в турецких войнах и разделов Речи Посполитой в состав Российской империи вошли Крымский полуостров, Северное Причерноморье и Приазовье, Правобережная Украина, земли между Бугом и Днестром (Дикое поле), часть восточной Белоруссии, часть Литвы. Большая часть этих земель была малозаселенной. В этих условиях мало было присоединить земли, надо было их освоить.
Отсутствие внутренних ресурсов
В условиях крепостнической системы, когда основная часть российских крестьян была закреплена за помещиками и не имела права свободно передвигаться, освоение новых русских территорий оказалось под большим вопросом. В связи с этим возникла идея: для освоения пустующих территорий пригласить иностранцев. В связи с этим появился утвержденный Екатериной II документ:
Манифест от 25 октября 1762 года: «О позволении иностранцам селиться в России и свободном возвращении русских людей, бежавших за границу».
Манифест был переведен на французский, немецкий и английский языки и разослан дипломатическим агентам, которые действовали на территории Западной Европы. Документ публиковали в местных газетах для ознакомления населением, а на местах стали работать вербовщики, приглашающие европейцев отправиться в далекую Россию.
Это было не так просто. В ряде европейских стран эмиграция населения была запрещена законом с целью борьбы с оттоком населения. Поэтому русским вербовщикам приходилось действовать очень аккуратно, чтобы не вызвать «нарекание двора». Но и из тех стран, где запрета не было, жители не стремились отправиться в далекую «варварскую» Россию.
Екатерина понимала, что нужны дополнительные стимулы. И в следующем году вышли еще два документа:
Манифест от 22 июля 1763 года: «О дозволении всем иностранцам, в Россию въезжающим, поселяться в которых губерниях они пожелают и о дарованных им правах».
Указ от 22 июля 1763 года: «Об учреждении Канцелярии опекунства иностранных колонистов».»
Манифест определял условия переезда иностранцев на постоянное жительство и те льготы, которые они получали, а Указ говорил о том, что делами переселенцев-колонистов будет заниматься специальное учреждение. Президентом Канцелярии императрица сделала своего фаворита, генерал-адъютанта графа Григория Орлова.
Льготы, которые получали переселенцы
Переселенцы в соответствие с Манифестом получали много привилегий и льгот:
- Средства на переезд и путевые расходы.
- Право выбора места поселения.
- Гарантированное выделение земли.
- Личную свободу.
- Освобождение от всех налогов на продолжительное время: в городах на пять лет, в сельской местности — до тридцати лет.
- Беспроцентные ссуды на десять лет на обзаведение жильем, хозяйством, на покупку скота, сельскохозяйственного инвентаря или инструментов для ремесленников, даже на покупку продовольствия до первого урожая.
- Переселенцам, открывшим своё производство, разрешалось вести беспошлинную торговлю, в том числе за границей.
- Колонисты получали право свободы вероисповедания, им разрешено было возводить свои культовые сооружения. При этом им категорически запрещалось вести миссионерскую деятельность.
- В местах компактного проживания переселенцы получали право на собственные органы местного самоуправления, государственные чиновники не имели права вмешательства в их дела.
- Переселенцы были освобождены от воинской повинности.
- При желании переселенцы имели право выезда из Российской империи.
Таким образом, новые граждане-иноземцы получали множество преимуществ и льгот, какими не обладали русские и другие коренные жители Российской империи. Учитывая перенаселенность Европы и большие ограничения, действующие, особенно, на территории германских государств, колонисты на новой Родине выигрывали очень много.
Начало массового переселения
Получив такие привилегии, европейские колонисты стали охотно переезжать в Россию, и заселение малообжитых районов пошло активно. Так, с 1763 по 1766 годы в Россию прибыло около 30 тыс. колонистов.
При этом перед вербовщиками ставилась задача заключать контракты не с кем попало, а с теми, кто может быть полезным для Российской империи, и не выдавать деньги сомнительным лицам. Так как наиболее интересовало правительство освоение пустующих территории, то приоритет отдавался колонистам-земледельцам, имеющим навыки обработки земли. Таких следовало незамедлительно переправлять в Россию.
К тем желающим переехать, кто собирался открыть в России фабрику, подход был более строгий. Агентам-рекрутерам следовало сначала выяснить ряд вопросов. Их интересовало, на свои деньги они собираются основать фабрику или получить ссуду от государства, желают они переселиться только своей семьей или могут привлечь еще ряд специалистов, готовы ли они обучить российских ремесленников, необходима ли перевозка специального оборудования и другие вопросы.
Собранную информацию отправляли в Санкт-Петербург и ожидали вынесения решения Канцелярии. Среди таких желающих переехать отказов было много, так как эта категория переселенцев требовала больших затрат, и правительство должно было быть уверено, что вложенные немалые средства окупятся. Поэтому прежде всего разрешение получали те колонисты, которые собирались развивать производства, отсутствующие в России.
К тому же члены Канцелярии, принимающие решение, понимали, что открытие фабрик не ускорит процесс освоения новых территорий, хотя и внесет разнообразие в экономическую структуру поселений.
Переезд немецких земледельцев в Поволжье
Таким образом, приоритет среди желающих отправиться в Россию отдавался земледельцам. Но среди крестьянского населения Европы грамотность была невысокой, газет, в которых печатался Манифест, они не читали. Поэтому было принято решение отправлять в сельские местности специальных агитаторов, которые и будут разъяснять положения Манифестов. Этих агитаторов находили из местного населения.
Особенно много было переселенцев из Германии, что было связано в том числе и с экономическим кризисом в стране после Семилетней войны. В городе Любек, который находится недалеко от Балтийского моря, был создан единый пункт отправки. Сюда колонисты добирались своим путем, здесь они ожидали подходящего судна и далее их переезд оплачивался полностью, в том числе, они получали «суточные» на питание. Таких завербованных агитаторами и отправленных организованно колонистов называли коронными.
По прибытии в Россию сначала переселенцев размещали в Ораниенбауме – пригороде Петербурга. Здесь в течение 1-2 месяцев их знакомили с российскими законами и традициями. После этого переселенцы принимали присягу на верность русскому государю и их отправляли в места поселения.
Перед немецкими колонистами правительство ставило задачу освоения Поволжья, куда их и перевозили речным транспортом. Именно здесь оказалась основная часть немецких переселенцев. В 1765 году на Волге было основано 12 колоний, в 1766 году их было 21, в 1767 году - 67, в 1769 году уже 105. Здесь поселилось около 25 000 человек.
Немецкие поселенцы занимались выращиванием ржи, льна, табака, конопли и других культур. Выращивали они и картофель. В XIX веке в Поволжье начала развиваться и колонистская промышленность: производство муки и масла, шерсти и полотна, изготовление сельскохозяйственных орудий. Также развивались ткачество и кожевенное производство.
Заселение других территорий
Занималось Екатерина II заселением и других территорий. Так, в Сибирь приглашали беглых староверов, а также легализовали общины, которые скрывались подальше от населенных пунктов. Сибирское население увеличивали также за счёт ссыльнопоселенцев, так называемых «посельщиков».
Большое внимание правительство уделяло заселению степей Дикого поля с плодороднейшим черноземом – присоединенных новых территорий Северного Причерноморья и Приазовья. Здесь методы использовались иные. Шла русско-турецкая война 1768-1774 годов, в этой ситуации Екатерина обратилась к православным, которые находились под игом Османской империи, с призывом поступить на русскую службу. Призыв нашел отклик – на него откликнулись около 5 000 человек, жителей Греции, Сербии, Македонии, островов Эгейского моря, Крыма. Из них было сформировано «Греческое войско», принимавшее участие в боевых действиях. Служили они под началом графа Алексея Орлова. После окончания войны воины-добровольцы не захотели возвращаться домой. Через графа они обратились к русской императрице, чтобы им вместе с семьями позволили поселиться на территории России.
Такое разрешение были им дано, а местом для поселения была определена Азовская губерния. Этот указ явился «спусковым крючком» для исхода греков из Крыма. Христиане в Крыму были людьми второго сорта. Они были ограничены в правах, не имели права состоять на государственной службе, так как крымские татары считали их неблагонадежными. Много христиан подверглось гонениям, кого-то обратили в ислам, самых стойких убивали.
Крымские греки, узнав о разрешении, полученном соплеменниками селиться на юге России, и о тех привилегиях, что получали переселенцы, также решили переехать в Россию. Их представителем выступил митрополит Готский и Кафский Игнатий (Мариупольский), который провел ряд переговоров с князем Потемкиным и князем Прозоровским. После этого на имя императрицы ушло прошение с просьбой о переходе крымских христиан в русское подданство и о выделении земли для организации их поселений.
Прошение было благосклонно принято Екатериной II, это отвечало ее интересам, зато крымский хан Шагин-Гирей был просто в бешенстве. Христиане в Крыму, это были преимущественно греки и армяне, составляли почти 8% населения. При этом именно они приносили большую часть доходов в казну хана. Отъезд крымчан начался в 1778 году. На новые русские территории переселилось более 18 000 человек, им выделили земли в Мариупольском уезде Азовской губернии. Основными их занятиями стали земледелие и овцеводство.
В 1783 году Крымский полуостров вошел в состав Российской империи, и теперь уже туда стали направлять колонистов: русских, немцев, армян, греков, болгар. Греческие переселенцы, выехавшие ранее, в основном остались на своих новых землях.
Среди переселенцев были представители и других национальностей - французы, итальянцы, шведы, голландцы, швейцарцы. Но их было значительно меньше.
Иноземцы приезжали в Россию и раньше. Это были военные и купцы, врачи и ученые, инженеры и ремесленники. Особенно их поток усилился при Петре I. Кто-то из них оставался в России насовсем, кто-то, заработав, уезжал на родину. Но именно при Екатерине II переселение иностранцев в Россию стало массовым - за время ее правления в Российскую империю переселилось около 100 000 жителей других государств.
Другие статьи на канале, связанные с темой публикации: