В кадре едут два грузовика. И тут внезапно появляется закадровый голос, которого и близко не было в первой серии. «В этой стройной гудящей колонне едут лучшие снайперы страны: самые зоркие, меткие, чуткие».
Это удивляет. Во-первых, как можно назвать колонну из двух машин стройной? А, во-вторых, к чему весь этот пафос?
На вопрос о машинах нам никто не ответит, а вот с пафосом прояснится где-то в середине серии: там опять вернётся этот высокопарный рассказчик, а в кадре будет сидеть капитан, корреспондент из «Красной Звезды», и что-то писать карандашиком в своём блокноте.
И первая же сцена меня страшно разозлила. А если я злюсь, фильм по моим меркам переходит из разряда безобидной халтуры в халтуру вредную.
Дело в том, что снайперы прибыли на передовую в мрачном состоянии. Они заходят в блиндаж, где им предстоит жить, и уныло говорят: «Да, это тебе не комната с печеньем и простынями!»
И все с ненавистью смотрят на Самогона, которому принадлежала идея пострелять по немцам. Когда же Самогон пытается занять нары, все, как один, его не пускают: «Занято!» (Привет автобусу из «Форреста Гампа»).
Снайперы с презрением заявляют, что таким, как Самогон, место в проходе, так как он, цитирую, «испортил всю малину».
И это озвучивает не только отрицательный хвастун Семён Валяев, это общее мнение! Один Пушкин пытается заступиться за товарища, но понимания не находит.
Напомните, у них слёт лучших снайперов или лучших дезертиров?
Самогон выходит на улицу и ложится на снег.
Вскоре в кадре появляется непонимающая физиономия Лысого.
Лысый – вы не поверите – тоже высказывает Самогону претензии! «Заварил, понимаешь, кашу, а все остальные – расхлёбывай!»
Лысый докладывает генералу, что все двадцать девять снайперов поставлены на довольствие и готовы действовать. И, раз уж всё в порядке, не разрешит ли ему генерал вернуться в тыл? Генерал похлопал Лысого по плечу и сказал, что место его - здесь.
Из всех двадцати девяти снайперов офицер был всего один – тот самый капитан, который рассказывал муть про то, как рассчитать баллистику при выстреле. Он делился опытом, проводил занятия. Капитан спросил: какие у снайпера первоочередные цели?
Участники слёта начали наперебой перечислять: командиры, офицеры и артиллерийские расчёты. «Вижу, вы опытные!» - заулыбался капитан Очевидность.
В первом же бою снайперы продемонстрировали свою «опытность». Казалось бы: впереди немецкие позиции, куча вражеских солдат, а посредине строчит пулемёт. Но, так как на слёте никто не указал пулемётчика, как первоочередную цель, его никто не трогает! Все стреляют в кого попало, кроме пулемётчика! Сказочные самогоны.
Хорошо, что Пушкин слушал невнимательно, поэтому, всё-таки, он снял пулемётчика.
В тот день снайперы настреляли очень много немцев.
Немецкий генерал был очень озабочен большими потерями, поэтому созвал совещание из двух малахольных лейтенантов и одного гауптмана.
Остальных офицеров немецкой армии, скорее всего, прикончили Самогон и его товарищи.
По сценарию генерал встревожен и ругается, но добряка-актёра явно плющило от смеха. Возможно, Двояк с ним поделился какой-то радостью.
В итоге, генералу доложили, что у русских «сльот», и все лучшие снайперы приехали на этот участок фронта. Генерал задумчиво взялся за подбородок: «То есть, все остальные участки остались без снайперов? Мне необходимо об этом срочно доложить!»
Да, как-то не продумали этот момент наши командиры. Всех двадцать девять снайперов, которые были на тот момент в Красной Армии, свезли в одно место. Теперь на остальных участках фронта воевать совсем некому.
Немецкая пресса назвала «сльот» снайперским шабашем. «То есть, мы ведьмы или черти?» - хохочет Пушкин.
Конечно, черти, вместе со сценаристом и режиссёром.
Были среди снайперов две девушки. Одна из них, Мария, положила на Самогона свой глаз.
Самогон тоже как-то странно смотрел на неё.
Мария спросила: «Ты что, язык проглотил?»
Вы не поверите, но Самогон испуганно проверил, на месте ли его язык, после чего доложил: «Не проглотил!»
Потом он встал по стойке смирно и торжественно заявил: «Хочу сказать! Понравилась! Ты!»
Мария несколько напряглась: «Чудик!»
Самогон тут же отреагировал: «Я нормальный!»
Да, действительно, парень мечты. И язык при нём.
Очередной день боёв, Пушкин получает лёгкое ранение в голову. На следующий день он уже об этом забудет и будет ходить без повязки.
Вечером Пушкин с Самогоном вспоминают Зойку-пэпэжойку из первого сезона. Самогон рассказывает, что раньше писал ей письма, но она так и не ответила. А теперь она ему часто снится, в основном, голая.
Я не шучу!!!
Пушкин ухмыляется, мол, он тоже не прочь посмотреть на голую Зойку!
Самогон добавляет: «Ещё потом надо гладить, потом целовать, потом ложиться!»
Двояк, твою дивизию! Остановись!!!
И тут раздаётся крик: «Коля!!!» (Если вы вдруг забыли, Самогошу по сценарию зовут Колей).
А это Зойка-пэпэжойка нарисовалась, собственной персоной! Пушкин от неожиданности даже разродился очередным стихотворением: «Про Маньку речи – она навстречу!»
Со времён первого сезона Зойка изменилась: получила старлейское звание и сменила свою белую шапку на каракулевую. Видимо, связи помогли (как вы помните, она была связисткой).
Зойка рассказывает Самогону, что соскучилась. А что не отвечала на письма – не хотела душу бередить.
Поговорили они, и пошла Зойка по своим пэпэжойским делам. Тут же рядом с Самогоном возникла Мария и гневно заявила: «Не думала, что ты такой ядрыга!»
Открываем словарь: «Ядрыга – плотолюбец, бабник». Ну, из плотолюбцев я только Юрия Лозу знаю.
Интересно, откуда Двояк таких словечек нахватался?
Лысый на общем собрании доложил, что немецкие газеты окрестили «сльот» снайперским шабашем, и предложил это коллективно осудить. Все были не прочь осудить немецкие газеты.
Все, кроме Самогона. Лысый аж поперхнулся, но тут ниоткуда возник капитан Очевидность и сказал, что такое название означает, что немцы боятся наших снайперов, а это хорошо! Что же думал по этому поводу сам Самогон, мы так и не узнаем, но не потому, что он был очень воспитанным, а потому, что он был отсталым.
Капитан из «Красной Звезды» после очередного удачного рейда Самогона пристаёт к герою с расспросами: «Коля, расскажи, как тебе удалось почти в одиночку уничтожить противника?»
Старшина-мачо Семён Валяев с презрением заявляет корреспонденту из Москвы: «Так уж и в одиночку? Вы думайте, что говорите, товарищ балабол!»
Ну а что, Двояк наверняка ситуацию из жизни взял, ему в офисе коллеги так же говорили!
А старенькая мама Самогона дома разглядывала очередную газету с портретом сына. Портрет ей не понравился: «Смурной, как сикарашка».
Сикарашка, товарищ Двояк, это ваш сценарий. Четырёхсерийная сикарашка.
Для тех, кто не согласен с тем, что мама Самогона старенькая, рекомендую посмотреть четвёртую серию первого сезона: там об этом заявляется открытым текстом. Видимо, режиссёр об этом забыл, шутка ли - два года прошло!
Как-то раз Самогон сидел в сторонке и рассказывал Зойке о том, как сбежал со своей свадьбы. В это время к его товарищам подошёл Лысый и спросил, где Самогон. Пушкин указал на парочку и выдал: «Где бабёнка, там и мужичонка!»
Лысый потребовал, чтобы Самогон срочно написал заметку для боевого листка.
Он смеётся, что ли? Спросил у мёртвого здоровья! Боевой листок от отсталого – это как раз то, чего не хватало бойцам! Ну, разве что поржать!
Самогон нахмурился: «Муть это, показуха!»
Лысый опешил, мол, а для чего он тут распинается, тоже ради показухи?
Самогон пожал плечами: «А как будто нет?»
От такой наглости Лысый задохнулся и побежал докладывать генералу об умственно отсталом и политически неблагонадёжном снайпере. Но генерал его опередил: он сказал, что есть у них такой Самогон, нужно его окружить заботой. Хоть парень и со странностями, но он очень талантливый. Лысый сразу и сдулся со своим докладом.
Сидел как-то Пушкин, грустил. И подвалил к нему Семён Валяев, мол, о чём кручинишься, детина?
Пушкин и поделился обидой: сколько раз он предлагал Самогону работать в паре, тот всё время отказывается!
Тогда Семён предложил свою кандидатуру напарника, и глупый Пушкин с радостью согласился. Что-то мне подсказывает, стихов в финале четвёртой серии не будет.
А Лысый раздал снайперам различные подарки. Кто стал спонсором этой акции, не вполне понятно. Например, Пушкин получил новенькую винтовку со снайперским прицелом и тёплые носки. Валяеву достался немецкий бинокль. А Самогон получил зажигалку.
Пушкин удивился: мол, не любит тебя Лысый, всего лишь зажигалка! А мне кажется, что во время войны зажигалка была шикарным приобретением. Это Двояк привык к тому, что всегда можно купить китайскую пластмассовую зажигалку за пять рублей. А так ведь было не всегда!
Скинулись бойцы и надарили Самогону конфет. А Пушкин подарил носки.
Мария учит Самогона, как правильно шутить. Для этого после шутки нужно скорчить физиономию.
Привет «Терминатору-5».
От этого занятия его отрывает Зойка, которая отводит Самогошу в сторонку и заставляет с собой целоваться. Мария не одобряет.
Немцы выписали было на этот участок фронта своих лучших снайперов, но наши черти их перебили. И тогда приехал таинственный нестриженный эсэсовец Ляйдель.
Я уж было думал, что это всё тот же легендарный немецкий снайпер, которого Самогон два раза убил в первом сезоне, но авторы решили не наглеть и прислали нового легендарного немецкого снайпера.
Ночь. Самогон пробирается по каким-то разбитым зданиям и вдруг слышит сзади громкий окрик с чётко выраженным русским акцентом: «Хенде хох!»
Продолжение следует!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Статья содержит кадры из фильма «Самогон. Снайперский шабаш» (2025).