Найти в Дзене
TVcenter ✨️ News

"Браслетик безопасности": как Абдулов едва не сжег американский театр

Оглавление

Мы держим в руках мемуары легендарного Александра Абдулова "Хочу остаться легендой" и не можем оторваться от одной совершенно безумной истории. Та, что случилась во время зарубежных гастролей легендарной "Юноны и Авось" и чуть не довела американских организаторов до обморока.

Представьте себе картину: начало восьмидесятых, железный занавес еще не рухнул, а советские артисты уже покоряют западную публику. Марк Захаров везет свой театр Ленком с рок-оперой Алексея Рыбникова и Андрея Вознесенского за океан. В главных ролях - Николай Караченцов и Александр Абдулов. Два красавца, две звезды, два таланта, которые заставляли млеть не только советских поклонниц.

Когда русский темперамент встречается с американской перестраховкой

Мы не раз были свидетелями того, как наши артисты шокируют западную публику своей безоглядностью и искренностью. Но история с Абдуловым и "браслетиком безопасности" превзошла все наши ожидания по абсурдности.

Саша играл в спектакле сразу несколько ролей. То он американец испанского происхождения, лихо выкрикивающий что-то по-испански и танцующий в паре с Караченцовым, то пылающий еретик с факелами в руках. И именно эти факелы довели американских организаторов до нервного срыва.

-2

Сейчас, когда мы смотрим на современные шоу - те же концерты Филиппа Киркорова с пиротехникой или спектакли Константина Райкина в Сатириконе, - использование огня на сцене кажется обычным делом. Но в те времена русская лихость и американская осторожность столкнулись лоб в лоб.

"У вашего артиста безумный взгляд!"

Захаров в своих воспоминаниях передает диалог с американскими коллегами почти дословно. И мы представляем себе эту сцену: степенные американские продюсеры смотрят на репетицию и видят Абдулова с двумя факелами в руках. В то время как сейчас в том же театре Ленком артисты прыгают с одним горящим факелом, Саша тогда манипулировал сразу двумя!

"Весь этот открытый огонь категорически запрещен всеми законами, - заявили американцы. - Мы всё понимаем, но у вашего артиста безумный взгляд."

Можете представить себе реакцию Захарова? Человек, который ставил "Оптимистическую трагедию" и "Диктатуру совести", вынужден объяснять заокеанским коллегам особенности русского театра:

"Да, так и должно быть, ведь он еретика играет!"

Но американцы не сдавались:

"У него настолько безумный взгляд, что он может забросить этот факел в зрительный зал!"

-3

Когда комсомольский билет не помогает

Мы до сих пор смеемся над ответом Захарова:

"Нет, этого не может быть. Он - комсомолец!"

Представляете, как это звучало для американского уха? Комсомолец с факелами и безумным взглядом - это же почти оксюморон для западного обывателя того времени.

Но заокеанские партнеры были непреклонны:

"Йес, йес! Комсомолец! Но бросить может. Давайте ему металлический такой ошейничек сделаем, ну, не ошейник, а такой браслетик, чтобы в какой бы раж он ни вошел, а бросить бы не смог."

И вот здесь начинается самое интересное. Наши артисты, включая самого Абдулова, с удовольствием согласились на эту театральную перестраховку! Саша действительно играл с металлическим браслетом на руке, который должен был физически помешать ему швырнуть факел в публику.

Русская душа против американской логики

Мы понимаем логику американских организаторов. Страховка, безопасность, юридические риски - все это святое для западного шоу-бизнеса. Вспомните хотя бы, сколько ограничений сейчас накладывается на концерты Григория Лепса или Дениса Майданова при выступлениях за рубежом.

Но тогда, в начале восьмидесятых, столкновение культур было особенно острым. С одной стороны - русский артист, который готов сгореть на сцене ради искусства. С другой - западные продюсеры, которые видят в каждом факеле потенциальную угрозу для театра.

И Абдулов в этой истории предстает именно таким - настоящим русским артистом, который может в любой момент перейти грань между игрой и реальностью. Не случайно ведь американцы говорили о его "безумном взгляде". Они чувствовали ту огненную энергию, которая исходила от Саши на сцене.

-4

Что бы сказал Абдулов сегодня?

Мы часто думаем: как бы отреагировал Саша на современные реалии шоу-бизнеса? На бесконечные ток-шоу с участием Ксении Собчак, на скандалы вокруг Моргенштерна, на споры о том, нужна ли цензура в искусстве?

Наверное, он бы посмеялся над тем, что американцы когда-то боялись его факелов, а сейчас на каждом концерте Димы Билана или Сергея Лазарева пиротехника льется рекой. Но главное - он бы остался верен своему принципу: настоящий артист должен быть готов на все ради искусства.

Та история с "браслетиком безопасности" - это метафора всей творческой судьбы Абдулова. Человек, который мог в любой момент "забросить факел в зрительный зал", но при этом оставался достаточно профессиональным, чтобы принять любые условия игры. Даже если эти условия включали в себя металлический браслет на руке.

Мы храним эту историю как напоминание о том, что настоящее искусство всегда немножко опасно. И что иногда самые абсурдные ситуации рождают самые яркие воспоминания.

Мы делимся с вами самыми интересными новостями, а вы можете угостить нас виртуальной чашечкой кофе! Поддержите нас — и мы продолжим радовать вас свежими историями!