Стивен Уилсон снова приглашает нас в свое приключение в жанре прогрессивного рока, и ожидания были высоки из-за качества его музыки в Porcupine Tree, Blackfield и его сольных альбомах. Музыка здесь очень атмосферная, почти кинематографическая, с разными настроениями и звуками, от меланхоличных до мечтательных и взрывных.
Исполнитель/артист: Стивен Уилсон
Альбом: "Hand. Cannot. Erase."
Дата выпуска: 27 февраля 2015 года на лейбле Scope.
Достижения: критики оценили альбом как шедевр, и в марте он занял 1-е место в британском чарте рок-альбомов.
В 2015 году я не смог оформить предварительный заказ на расширенную версию этого альбома, «нашу» так сказать его версию, содержащую синий диск с миксом 5.1, поэтому сосредоточусь на анализе объёмного звучания только сейчас, десять лет спустя его выхода в тираж.
Лучше поздно, чем никогда…
Исполнитель: Steven Wilson - Hand. Cannot. Erase. (2015, нео-прог)
Альбом только что отметил своё десятилетие, прошёл проверку временем, обрёл поклонников и, потому, достоин подробной рецензии.
Я думаю, он свидетельствует о великолепии Стивена Уилсона как артиста, способного к записи впечатляющих концептуальных произведений. Хотя я совершенно уверен, что всё это время фанаты мечтали о встрече с Porcupine Tree (что недавно в один прекрасный день и произошло), чёрно-пурпурный флагман Уилсона уже давно зарекомендовал себя.
"Сольный" этап артиста был не столько продолжением звучания «Дерева», сколько освобождением от ожиданий, которые фанаты могли бы питать к нему. Porcupine Tree - это синоним меланхоличного "альт-прога", который, как известно, популярен среди поклонников, имеющих поверхностное представление о музыке Уилсона. Но они должны знать, что это лишь часть творчества, интересов и достижений маэстро.
Его самые сногсшибательные мелодии попали в Blackfield. Его любовь к краут-року проявилась в Bass Communion и I.E.M., а его многолетнее сотрудничество с Тимом Боунессом (в роли No-Man) придало атмосфере уныния много оттенков серого. Для любого материала, который находился между этими формациями, проект под его собственным именем был идеальным.
Несмотря на многочисленные похвалы, которые Стивен Уилсон получил за свою эклектичную сольную работу, я уверен, что многие стилистические изыскания были бы отвергнуты, если бы альбом был выпущен с Porcupine Tree. Предубеждения и ожидания аудитории могут усложнить смену звучания; это то, что приятель Уилсона Микаэль Окерфельдт, возможно, принял во внимание, когда Opeth выпустили "Heritage" (вызвавший крайне полярную реакцию) ещё в 2011 году.
Усыпляющий альбом "Insurgentes" и - в еще большей степени – угнетающий "Grace for Drowning" вобрали в себя звуки из всех уголков творчества Уилсона. Однако в последних двух альбомах Уилсон позволил своей любви к классическому прогрессивному року определять собственный подход. Я не имею в виду, что "Hand. Cannot. Erase." это повторение альбома 2013 года "The Raven that Refused to Sing", здесь я слышу прекрасное и долгожданное разнообразие, охватывающее всю карьеру и, которое является частью сольного творчества Уилсона.
Это и стилизация под нео-прог-рок 80-х, каким был "The Raven", и сплав прогрессивного наследия 70-х и наработок тяжеловесных локомотивов жанра: Rush, King Crimson, Genesis… Продолжительные наблюдения Уилсона за развитием прогрессивного рока, подобные которым обычно можно увидеть и в альбомах Porcupine Tree, в сочетании с авторством поп-ориентированных песен (что тоже один из его лучших талантов) даёт потрясающие результаты.
"First Regret / 3 Years Older" изобилует вокальными гармониями в стиле Уилсона и удачно подобранными припевами, но величайшее очарование заключается в не очень утончённом намеке на Rush эпохи "Королей". Да, я бы никогда не подумал, что упомяну канадское трио в обзоре Стивена Уилсона (его классические мотивы, как правило, близки к психоделическому спектру), но точная игра басов и яркие пауэр-риффы требуют сравнения.
На этом сравнения тоже не заканчиваются. "Home Invasion / Regret #9" начинается с пыхтящего квази-металла (это не первый раз, когда любовь Уилсона к тяжмету находит отражение в его творчестве), а затем переходит в джазовое поле в стиле King Crimson.
С этого момента начинается время «длинных форм»: постепенное построение «сольной композиции» клавишника Адама Хольцмана и гитариста Гатри Гована. Опять же, такое холодное и проникновенное соло можно отнести к Pink Floyd, но с тех пор им пользовались так много прог-рок-групп, что оно вполне может считаться общим достоянием.
"Routine", возможно, единственная «длинная форма», которая не поддаётся сравнениям с классическим прогом (разве что с Genesis?). Вещь мягкая, разнообразная и удивительно динамичная. Возможно, для меня было бы преувеличением назвать её одной из моих любимых, но, следуя прекрасному минимализму "Perfect Life", это освежающее переключение передач.
Слышать, как Уилсон вводит в музыкальную программу такой испытанный приём, как длинные «эпики», одновременно впечатляет и… разочаровывает. Природные писательские таланты Уилсона в сочетании с его энциклопедическим интересом к жанру, его душевная теплота как продюсера и состав блестящих музыкантов (некоторые из них сами по себе легенды) создают самые непринужденные моменты.
По случайному совпадению (и, возможно, мои слова могут вызвать возражения) все эти "наименее волнующие" моменты приходятся на те промежутки времени, когда Уилсон передаёт бразды правления своим бэк-вокалистам. Гатри Гован считается одним из лучших гитаристов на сегодняшний день (его дебют "Erotic Cakes" - тому подтверждение), но я замечаю, что моё внимание теряет фокус всякий раз, когда звучит очередное продолжительное гитарное соло.
С технической точки зрения Гован (и клавишник Адам Хольцман) достигли всех высот, но в композициях сохраняется извечная проблема в создании дополнительного пространства для соло, без создания динамичного антуража, который позволил бы ощутить нечто большее, чем выражение (по общему признанию, превосходного) технического мастерства музыкантов.
Когда дело доходит до некоторых из этих слабых инструментальных пассажей, я невольно возвращаюсь к воспоминаниям о том, как Уилсон мастерски раскрыл "Ворона - The Raven" песней "Luminol".
"Luminol" обладает одной из лучших музыкальных композиций, которые я когда-либо слышал в этом жанре, и, несмотря на свою длину, неизменно привлекает внимание. Тогда не было необходимости создавать длинные сольные пассажи, и я не думаю, что в этом здесь была необходимость.
Если, только, только ребята сознательно не затягивали время с целью раздуть длительность диска…
Я знаю, что мог бы остановиться, просто сказав "тут слишком много солирования", и рискнул бы показаться таким же занудой, но талант каждого участника стоит гораздо большего, чем прибегать к таким старым трюкам, как этот. За исключением этого, любые проблемы в "Hand. Cannot. Erase." незначительны.
До этого момента (2025) концепциями, которые действительно что-то значили для меня, были "The Future Bites" 2021 года, "Storm Corrosion" (одноимённого проекта) и пластинка Porcupine Tree "Fear of a Blank Planet". Пожалуй, "Deadwing" и "The Incident" - тоже концептуальные работы, но в них не так много повествовательного или символического смысла.
В случае с "Hand. Cannot. Erase.", особенно с фотографическими образами, сопровождающими треки, концепция более-менее ясна, хотя Уилсон оставил определённые лирические смыслы для интерпретации их аудиторией.
Достаточно сказать, что концептуальная основа альбома (о женщине, которая на три года изолировала себя от общения с людьми) соответствует постоянным тревогам Уилсона по поводу современности. Даже если героиня повествования - женщина, тексты песен кажутся слишком личными, чтобы исходить из чего-либо, кроме личного опыта Уилсон.
Что мы можем сказать о том, как заканчивается история? Женщина, наконец, возвращается в общество, но видит, что за время её отсутствия ничего не изменилось. Это горько-сладкий способ расстаться с персонажем, который настолько лишён гражданских прав из-за изоляции, присущей современной жизни.
Тем не менее, это кажется более ярким финалом, чем тот, который был у вдохновителя концепции из реальной жизни: Джойс Винсент (Joyce Vincent - женщина, подвергшаяся насилию, жившая в Лондоне) была обнаружена в своей квартире через три года после её смерти. Учитывая тревогу, которую Уилсон испытывал перед "Пустой планетой", неудивительно, что он был настолько тронут, что создал произведение искусства, основанное на этой истории.
Интересно, что подумала бы реальная Джойс Винсент, если бы она осталась жива и услышала эту печальную историю?
Главная прелесть искусства и музыки в том, что они позволяют людям делиться своими эмоциональными переживаниями, раскрывая скрытые глубины души другому человеку, которого они, вероятно, никогда раньше не встречали.
Сейчас люди чувствуют себя более изолированными, чем где-либо, и особенно в городах. Идею, которую такой артист, как Стивен Уилсон, привносит в свою музыку, ещё никогда не было таким важным. Нет, я не испытываю такого благоговейного трепета от "Grace for Drowning" или другими его лучшими работами, но в случае с "Hand. Cannot. Erase.". Этот посыл звучит отчётливо и мощно.
Уилсон, возможно, и использует традиционные «прогрессивные ценности», но, в отличие от ваших Flower Kings и Transatlantic, он никогда не поддаётся им ради них самих. К этому моменту сольное творчество Стивена Уилсона стало памятником, всё более независимым от легендарного престижа его старой группы.
Большая часть поклонников его творчества дождалась, было того прекрасного дня, когда "Дикобразово дерево" возродилось в 2023 году, как он снова пошёл во все тяжкие, представив нам 14 марта 2025 года очередную соло-работу "The Overview":
Steven Wilson - The Overview Album Teaser 4K - Out 14th March 2025
Надеюсь, в скором времени мне представится возможность купить многоканальную версию, на которую я напишу рецензию.
Не думаю, что оценка будет ниже 8 баллов. Это моё предсказание, если хотите!
А теперь давайте займёмся расследованием инцидента, произошедшего с героиней этой городской легенды.
Steven Wilson "Hand. Cannot. Erase." CD + Blu-ray – Audio
Blu-ray: LPCM 96/24 5.1, DTS-HD MA 96/24 5.1, LPCM 96/24 2.0
+ Instrumentals
+ Versions
+ Extras
Total Time 65:44
Человек-оркестр:
Steven Wilson - vocals, electric (3-7,10) & acoustic (2,4-6,8,10) guitars, banjo (7), keyboards, Mellotron M4000, bass (1,2,5-7), hammered dulcimer (9), shaker, Fx, programming, choir (5,10,11) & strings (9,10) arrangements, producing & mixing
Группа поддержки:
Leo Blair - vocal solo (5)
Guthrie Govan - lead guitar (1,2,5-7,9,10)
Dave Gregory - guitar (2,10) & 12-string guitar (3)
Adam Holzman - piano, Hammond B3, Fender Rhodes, celesta (3,5,9), Wurlitzer (7), Moog solo (7)
Theo Travis - baritone saxophone & flute (9)
Nick Beggs - bass (3,9), Chapman Stick (4,6,10), backing vocals (2,4-6,9,10)
Marco Minnemann - drums
Chad Wackerman - drums (10)
Ninet Tayeb - backing vocals (3,5,9)
Katherine Jenkins - voice (4)
Dave Stewart - choir (5) & strings (9) arrangements
Schola Cantorum of The Cardinal Vaughan Memorial School - chorus vocals (5,10,11)
London Session Orchestra - strings (9,10)
Производство:
Written, produced and mixed by Steven Wilson
Artwork: Hajo Mueller with Carl Glover (design) and Steven Wilson (concept)
CD+Blu-ray: Kscope (KSCOPE 554) © 2015
Понятно, что история на час с плюсом предстоит невесёлая, но с учётом мастерства главного по звуку, надеюсь, он сделает всё правильно и одержит победу. Садимся и слушаем!
1. Баланс. Да в треках 1, 11; почти баланс в треках 2, 5, 9, 10; нет в треках 3, 4, 6, 7, 8.
2. Статика. При всей слышимой воздушности саунда, вы знаете, внутри его тут кучно. Инструменты локализуются, в принципе, по стандартной схеме (центр отдан под ритм секцию и лидер-вокал), однако, другие участники ВИА рассредоточены по углам и флангам всей системы. Их много и потому появления и исчезновения происходят перманентно.
Тыл – равноправный с фронтом источник статических партий. Здесь прекрасно себя чувствуют клавишные, гитарные риффы, все виды вокальных партий и ударных.
Совершенно нескучно!
3. Динамика. Да, подвижные эффекты начинают радовать с самого старта программы. Нельзя сказать, что всё летает, меж тем, ряд треков следует отметить: 1, 2, 5, 6 (во всех синтезаторы в роли НЛО).
Вывод
Перед нами грамотное позиционирование инструментов в очень непростых, меняющихся аранжировках. Это даёт прекрасную прозрачность (если хотите), чёткость и слышимость всех партий.
Недостаток только один: несоблюдение баланса в отдельных треках. Оно и повлияло на рейтинг:
1. First Regret (2:01) = 10
2. 3 Years Older (10:18) = 9/10
3. Hand Cannot Erase (4:13) = 8
4. Perfect Life (4:43) = 8
5. Routine (8:58) = 9/10
6. Home Invasion (6:24) = 9
7. Regret #9 (5:00) = 9
8. Transience (2:43) = 9
9. Ancestral (13:30) = 9/10
10. Happy Returns (6:00) = 8/9
11. Ascendant Here on... (1:54) = 10
Средний балл = 9
Отличный результат и мои настойчивые рекомендации к приобретению этой интересной работы!
Резюме
В четвёртом сольном альбоме Уилсона участвуют те же музыканты, что и в "The Raven That Refused To Sing", но он звучит совершенно по-другому, и это не только из-за того, что у Тео Трэвиса практически отсутствуют флейты и саксофон. В то время как "Raven" был данью уважения раннему звучанию Yes/Genesis/KC, это во многом современный прог-поп альбом, в котором мы пытаемся найти золотую середину между поздним Porcupine Tree, поп-музыкой Blackfield и восхитительными инструментальными фрик-аутами великолепной группы Уилсона.
"Hand. Cannot. Erase." это альбом контрастов, затрагивающий практически все стили, которые Уилсон исследовал ранее, с некоторыми новыми ракурсами. В этом альбоме качество написания песен и музыкальность сочетаются с изысканными аранжировками. В его звучании есть что-то новое и старое, меланхоличное и современное. Это естественная эволюция карьеры этого человека, отличающаяся его оригинальностью и креативностью.
На сайте магазина Burning Shed, где написано, что Стивен - "четырёхкратный номинант на "Грэмми" и один из основателей культовой группы Porcupine Tree" можно приобрести разные версии, от LP, CD до действительно ценных, среди которых, я бы порекомендовал взять любую версию с Blu-ray, если у вас есть возможность его воспроизвести.
Для тех, у кого нет проигрывателя синих дисков, есть версия mediabook с высококачественным аудиодиском DVD, стандартная версия CD (правда, без красивых видео-картинок), а также, к сожалению, двойная версия LP. Безусловно, вариант с DVD-диском стоит того, чтобы наслаждаться объёмным звучанием, но вы потеряете в градусе хайреза. Я полагаю, вы также могли бы просто скачать его, вздохнуть, но зачем лишать себя лучшего впечатления от прослушивания?
На мой взгляд, Стивен является бесспорным мастером в сведении многоканальных миксов (подтверждается данной статьёй). У него настоящий талант окружать вас звуками, будь то его собственная или почти все стили и жанры, порученных ему для переработки в иммерсивные форматы.
Если у вас есть время и желание послушать самого Стивена о том, как он работал над миксом, пройдите по этой ссылке и не забудьте включить голосовой ютюб-переводчик с английского на русский язык:
Steven Wilson Interview: Hand Cannot Erase & Multi-Channel Mixing
Что ещё даёт нам синий диск?
Похоже, что все иллюстрации, которые вы получите в дорогой версии deluxe, будут отображаться на экране в виде слайд-шоу. Кто бы ни сокрушался по поводу утраты старого способа восприятия "сядь и послушай", альбом, выпущенный в таком формате, безусловно, представит его без лосслесс (lossless – без ограничений в качестве и без недостатков винилового носителя).
И, в конце концов, это концептуальный альбом!
В этой версии много бонусного материала. Скажем, музыка с показом слайдов и без вокала. Кто-нибудь хочет спеть в караоке? Несколько альтернативных версий треков, включая радио-редакцию "Hand Cannot Erase". Также к этим трекам прилагается несколько дополнительных изображений / слайдов в разделе «Галерея». Наконец-то появился студийный документальный фильм на тему «как мы это сделали».
Короче говоря, перед вами совершенный, в ногу со временем, продукт: мистер Уилсон в одном из своих лучших сольников в лучшей его версии.
Другие многоканальные альбомы:
Steven Wilson "4 1/2" Blu-ray 5.1: Уже не 4, ещё не 5
Storm Corrosion "Storm Corrosion" Blu-Ray 5.1: Ночь перед казнью
Steven Wilson "The Future Bites" Blu-ray 5.1: Шопоголизм как порок
Steven Wilson "To The Bone" Blu-ray 5.1: Упорство и усталость
Steven Wilson "4 1/2" Blu-ray 5.1: Уже не 4, ещё не 5
Opeth "Pale Communion" Blu-ray 5.1: Пришёл Уилсон и всё…
Porcupine Tree "Fear Of A Blank Planet" MLP 5.1: Недетские проблемы
Porcupine Tree "In Absentia" MLP 5.1: "Откройте же мне, наконец, веки"
Porcupine Tree "Fear Of A Blank Planet" MLP 5.1: Недетские проблемы
Steven Wilson "The Future Bites" Blu-ray 5.1: Шопоголизм как порок
Steven Wilson "Grace For Drowning" BD 5.1: Квинтэссенция сольного Уилсона и позднего Porcupine Tree
Σ = 9
Рейтинг многоканального ремикса в баллах, где:
1 = микс, который хуже, чем стерео 2.0;
2 = то же, что и стерео 2.0;
3 = чуть лучше, чем стерео 2.0: эхо в тылах, активен центр;
4 ~ 9 = нарастание интенсивности микса;
10 = максимальная оценка за микс.
Канал Multi-Channel Surround AudioDisc – ваш путеводитель по миру объёмного звучания в музыке. Здесь не обсуждается её художественная ценность, ибо для этого существует ваше святое - личный вкус. Задачей же являются экспертные рекомендации и рецензирование многоканальных ремиксов (4.0, 5.1 и т.д.) в музыкальных альбомах, их популяризация через аргументированный рейтинг.
Извините за эксцессы, связанные с вашим недопониманием окружающего звучания и последующими дискуссиями на эту тему.
Купите себе домашний кинотеатр (ДК), и вы всё поймёте, чакры откроются.
Другие музыкальные альбомы с многоканальным звучанием в форматах 4.0, 5.1, и т.д., представленные на канале:
Blur "The Ballad of Darren" Atmos даун-микс в 5.0: Простота хуже воровства
The Carl Verheyen Band "Take One Step" MLP 5.1: 2 в 1 - небо и земля
Что такое статика в домашнем кинотеатре? Манифест канала, ч. 2
Devin Townsend "Lightwork" BD 5.1: Внутри круглой стены, стены из звука
Чего хотят люди от многоканальной музыки?
Anathema "The Optimist" Blu-ray 5.1: Нарочитый оптимизм
America "Holiday" BD 4.0: Фото в Quadra-тной рамке
Jackie Leven "Shining Brother, Shining Sister" DVD-A 5.1: Философ экзистенциализма
Подписывайтесь на мой канал, чтобы узнать больше о многоканальной музыке. Обязательно посетите мой сайт, посвящённый этой теме, где можно приобрести фирменные многоканальные диски. Вступайте также группу в VK Multi-channel 5.1 Audiodisc
"Like - Лайк" и комментарии приветствуются: делитесь своими впечатлениями от услышанных ремиксов. Благодарю за Ваш интерес к многоканальной музыке!