EJ25 — это сердце многих Subaru последних двух десятилетий. Он вдохновлял, раздражал, удивлял и заставлял владельцев открывать капот чаще, чем холодильник. Но именно за это его и любят.
Тех паспорт:
Тип: Бензиновый, 4-цилиндровый, оппозитный (боксер)
Объём: 2.5 литра (2457 см³)
Головка блока: DOHC или SOHC (в зависимости от версии)
Материалы: Алюминиевый блок и головка
Мощность: от ~165 до 310+ л.с.
Крутящий момент: от 219 до 407 Нм
Система впрыска: MPI (многоточечный распределённый), в более новых — с AVCS (регулируемые фазы газораспределения)
Турбонаддув: на версиях EJ255/EJ257 — есть
Ход поршня и диаметр цилиндра: 99.5 мм × 79 мм
Когда два литра стало мало
В середине 90-х инженеры Subaru решили, что пора бы надуть что-то посерьёзнее, чем их старый добрый EJ20. Так родился EJ25, сначала в атмосферной версии (EJ25D), потом в турбированных (EJ255/257), которые стали легендарными.
Он был создан как универсальный мотор для всего: от семейных Legacy до безумных WRX STI. Конструкция сохранила традиции Subaru: горизонтально-оппозитная архитектура (боксер), низкий центр тяжести, компактность и фирменное урчание, знакомое каждому Субарудро.. (фанату марки).
EJ25D (1995–1999)
Первая версия, атмосферная, с DOHC. Славилась склонностью к перегревам и пробоям прокладки ГБЦ. Первые звоночки того, что EJ25 — мотор не для слабонервных.
EJ251 / EJ252 / EJ253 (1999–2005+)
Более простые SOHC-версии. Надёжнее, но не без нюансов. Работали в паре с Legacy, Forester, Outback.
EJ255
Турбированная версия, появившаяся в середине 2000-х. Использовалась в WRX, Forester XT, Outback XT. Шикарная отдача, но любит внимание. Очень. Особенно к системе охлаждения.
EJ257
Квинтэссенция зла. Устанавливался в WRX STI (особенно на рынок США). Кованые поршни, AVCS, высокая степень форсировки. Мощность — до 310 л.с. И это ещё до тюнинга.
Все это полюбили за
Звук. Тот самый басовитый «бур-бур-бур», особенно с неравнодлинными коллекторами. Он звучит, как будто сам мотор курит сигары и слушает блюз.
Потенциал тюнинга. 400, 500, 600+ сил? Пожалуйста, если у вас есть бюджет, турбина побольше и грамотный настройщик.
Низкий центр тяжести. Отличная управляемость — одна из причин, почему Subaru держит дорогу, будто приклеен.
Универсальность. Один мотор — куча применений: от семейного универсала до раллийного монстра.
Боль, слёзы, кровь, поломанные судьбы.
ГБЦ. Прокладка головки блока — главный враг ранних версий. Проблема с перегревом, утечкой антифриза и маслом в охлаждающей системе — классика жанра.
Сложность в обслуживании. Работать с боксером непросто: свечи спрятаны, доступ к элементам через танцы с бубном.
Тонкие стенки цилиндров. На форсированных EJ25 блок склонен к микротрещинам, особенно если дуть больше 1.5 бар и при этом забыть, что мотор — не из титана.
Не любит перегрев. Как только стрелка температуры начинает шевелиться — остановись, вдохни, позвони механику.
Вот далеко не полный список:
- Subaru Legacy / Outback
- Subaru Forester (включая XT)
- Subaru Impreza / WRX / WRX STI
- Subaru Baja
- Subaru Tribeca
- Daihatsu Altis (редкий случай)
Тюнеры сходят по нему с ума
EJ25 — это как жить в девяностые: опасно, но весело. Его обожают за потенциал, звук и то, что он даёт ощущение настоящей «механической» машины.
При этом каждый второй тюнер пережил историю в стиле: “Сначала дунул 1.6, потом заклинил, потом построил кованый блок, и теперь всё отлично. Почти.”
Мир Subaru тюнинга — это отдельная культура: с форумами, замерами давления масла, доработкой системы охлаждения и, конечно, обязательным “да я просто чипанул чуть-чуть”.
Subaru EJ25 — это не просто мотор. Это философия. Он требует внимания, ласки и регулярной слежкой за маслом. Это не самый надёжный двигатель в мире, но зато он дарит эмоции. А для многих — это главное.
Да, он может разочаровать. Но потом всё равно ты идёшь и покупаешь ещё один. Потому что как только ты услышал этот оппозитный рокот, дороги назад уже нет.