Сложный рельеф с перепадом высот и значительный уровень оползнеопасности с одной стороны и живописный природный уголок, окруженный лесом и рекой, – с другой. Создавая архитектурную концепцию школы на 925 мест для такого непростого участка важно было найти решения, которые позволят в полной мере подчеркнуть его уникальность и при этом интегрировать потенциальные трудности в общий дизайн-код. О том, как нам это удалось, рассказываем в нашей статье.
Оригинальные решения для непростого участка
Каким бы сложным для проектирования ни был участок, наш основной принцип – минимальное воздействие на природную среду. Поэтому, чтобы бережно сохранить рельеф с ярко выраженным перепадом высот, при разработке схемы генерального плана мы применили прием террасирования. То есть такие функциональные зоны как спортивные и игровые площадки, а также места для отдыха размещены на разных высотах и объединены системой пандусов и лестниц-амфитеатров. Причем последние спроектированы таким образом, что их можно использовать как дополнительные зоны для игр и отдыха. Спортивный блок находится на верхнем уровне участка.
Учитывая особенности участка, для предотвращения возможных смещений грунта были предусмотрены такие инструменты укрепления склона, как подпорные стены и сваи глубокого заложения.
Архитектура и форма самого здания также разрабатывались с учетом характера участка. Во-первых, нижний этаж, используемый для технических нужд, частично встроен склон. Во-вторых, изогнутые и угловатые объемы подчеркивают топографию, что добавляет динамики и пластичности облику здания. И наконец, высота школы в пять этажей довольно нетипична для образовательных объектов, но такое решение оправдано с функциональной точки зрения, так как позволяет решить все организационные и технические сложности.
Визуальная игра за счет фасадных решений
Если форма здания обыгрывает рельеф участка, то эстетика фасадов продиктована близостью реки. Ритмичные изгибы главного фасада похожи на застывшие волны, а динамичный рисунок витражей с нарастающим шагом напоминает рябь на водной глади и ненавязчиво выделяет парадный вход. Игра отражений, характерная для водных объектов, реализована за счет использования металла в качестве фасадного материала. В свою очередь цветовая палитра, кажущаяся монохромной, включает мягкие пастельные оттенки.
Большая площадь остекления, помимо обеспечения естественного освещения внутренних пространств, также работает на общую дизайн-концепцию. В ясную погоду архитектурный объем как будто парит между двумя зеркалами – речной гладью и отражениями на фасаде. В целом восприятие фасада меняется в зависимости от освещения и времени суток – мягкие утренние блики и глубокие вечерние тени запускают совершенно разные визуальные сценарии.
Организация и эстетика внутренних пространств
Помимо оптимальной структуры расположения всех функциональных помещений нами предусмотрена особая локация для размещения школьного актового зала. Благодаря этому и панорамному остеклению стены, выходящей на реку, оттуда открывается живописный вид на природу, а также стирается граница между интерьером и экстерьером.
Цветовая палитра, текстуры материалов, художественная графика, формы мебельных элементов – все это подбиралось таким образом, чтобы гармонировать с природным окружением объекта. Для организации внутренних пространств также использовались природные метафоры: «пещера» – зоны для уединенной работы, «холмы» – пространства для групповых занятий, «долины» – зоны рекреаций и т.д.