Мы держим в руках легендарные мемуары Александра Абдулова "Хочу остаться легендой" и не можем сдержать смех, читая одну из самых курьезных историй актера. Та, что случилась во время зарубежных гастролей театра Ленком и чуть не превратила героическую рок-оперу в комедию положений.
Представьте себе картину: начало восьмидесятых, советский театр впервые покоряет Грецию. Марк Захаров везет свой легендарный Ленком с рок-оперой "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты" по поэме великого Пабло Неруды. В главных ролях - Николай Караченцов и Александр Абдулов. Музыка Алексея Рыбникова гремит на весь мир, а наши актеры готовы покорить греческую публику своим талантом.
Когда декорации заменили горы
Мы прекрасно помним, как в те времена наш театр был вынужден идти на самые невероятные эксперименты. Если сегодня Константин Райкин в своем Сатириконе или Олег Табаков в МХТ могут позволить себе любые технические новшества, то тогда приходилось импровизировать из подручных средств.
И вот команда Захарова решает играть спектакль не в привычных театральных стенах, а на импровизированной сцене в настоящем горном каньоне. Сама по себе идея была гениальной - представьте, как музыка Рыбникова звучит среди древних греческих скал! Но именно здесь и началась самая комичная история в карьере Абдулова.
Звезда сцены встречает звезду конюшни
По сюжету рок-оперы Саша должен был играть легендарного разбойника Хоакина Мурьету, который лихо скачет на коне, сражаясь с несправедливостью. Для полноты картины организаторы решили использовать настоящую лошадь. И вот тут-то греческие коллеги продемонстрировали свое особенное понимание слова "спокойная".
"Нам привели лошадь, сказали - спокойная",
- вспоминает Абдулов в своих мемуарах.
Но то, что актер увидел, превзошло все его ожидания.
"Оказалось... самая спокойная в мире. У меня было впечатление, что она видела первый олимпийский огонь".
Мы можем только представить лицо Захарова, когда он увидел эту "скаковую лошадь". Человек, который ставил динамичные спектакли с Евгением Леоновым и Олегом Янковским, вдруг столкнулся с четвероногой актрисой, которая явно предпочитала философские размышления активному действию.
Когда глаза говорят больше слов
Самое потрясающее в рассказе Абдулова - это его описание "актерской игры" лошади.
"В ее грустных глазах читалась немая просьба: 'Пожалуйста, не садись...'"
- пишет актер.
Представляете эту сцену? Саша, привычный к энергичным спектаклям с Николаем Караченцовым, вдруг понимает, что его партнерша по сцене настроена крайне пацифистски. Это как если бы сегодня Сергей Безруков приехал сниматься в боевик, а ему дали в партнеры не каскадера, а йога-медитатора.
Галоп или философская прогулка?
Самое смешное началось, когда дело дошло до главной сцены - лихого галопа героического разбойника.
"А уж галопом она отказывалась двигаться наотрез",
- признается Абдулов.
Мы часто видим на современной сцене, как актеры идут на любые жертвы ради искусства. Данила Козловский прыгает с высоток для своих ролей, Александр Петров осваивает верховую езду для исторических фильмов. А вот Абдулову пришлось столкнуться с ситуацией, когда не он не готов к роли, а его четвероногая партнерша принципиально не желает участвовать в батальных сценах.
Когда реализм побеждает героику
Финал этой истории прекрасен в своей простоте:
"Так и пришлось 'скакать' быстрым шагом..."
Представляете, как выглядел легендарный разбойник Хоакин Мурьета, который вместо лихого галопа степенно прогуливается по сцене?
Но в этом и есть весь Абдулов - актер, который мог найти выход из любой ситуации. Когда Игорь Костолевский или Олег Янковский сталкивались с техническими сложностями на съемках, они тоже не падали духом. Профессионализм советской актерской школы как раз и заключался в умении работать в любых условиях.
Греческая трагедия или комедия?
Мы уверены, что греческая публика была в восторге от спектакля, несмотря на все курьезы с лошадью. В конце концов, в Древней Греции зародились и трагедия, и комедия - так что зрители наверняка оценили неожиданный микс жанров.
Философия одной лошади
Возможно, та греческая лошадь была не ленивой, а просто мудрой. Она интуитивно понимала, что настоящая драма - не в лихих скачках, а в глубине переживаний. Как знать, может быть, именно благодаря ее "режиссерскому видению" спектакль получился еще более проникновенным?
Читая мемуары Абдулова, мы понимаем: такие истории и делают театр живым. Не случайно Марк Захаров всегда ценил в своих актерах умение превращать неожиданности в находки. И Саша в этом был мастером.
Эта история из автобиографической книги "Хочу остаться легендой" - прекрасное напоминание о том, что самые яркие моменты в искусстве часто рождаются не по сценарию, а вопреки ему. И что даже самая ленивая лошадь Греции может стать соавтором театрального шедевра.
☕ Мы делимся с вами самыми интересными новостями, а вы можете угостить нас виртуальной чашечкой кофе! Поддержите нас — и мы продолжим радовать вас свежими историями!