✅ Намерения и осведомленность об условиях действий как критерий недобросовестности
Недобросовестное поведение не может быть квалифицировано как неправомерное, поскольку не нарушает какой-то общей обязанности или запрета, соответственно, по данному критерию является правомерным.
⚖️ Кроме того, внешне недобросовестное поведение может не отличаться от добросовестного, и поэтому может оцениваться по-разному в зависимости от обстоятельств. Так, п. 3 ст. 1 ГК РФ предъявляет требование добросовестности к правомерному поведению, и злоупотребление правом в силу своей правомерности в определенных случаях может быть оценено как добросовестное поведение.
🤘 Если злоупотребление правом расценивать как форму его реализации, то невозможно будет разграничивать добросовестное и недобросовестное поведение: так, по своей форме подача иска или одностороннее расторжение договора тождественны в обоих случаях. Соответственно, злоупотребление отличается от добросовестного поведения не способом осуществления права, а условиями, в которых оно осуществляется.
Недобросовестное поведение – это вопрос оценки намерений, осведомленности об условиях совершения действия или бездействия лица, поскольку недобросовестность характеризует субъективную сторону правомерного (законного) поведения.
📔 Подробнее – в статье «Недобросовестное поведение, злоупотребление правом и незаконные действия: в чем сущность и соотношение конструкций» за авторством Владислава Костко, которая входит в наш сборник по общей части обязательственного права – «Цивилисты об обязательствах. Общая часть. Выпуск 1». Сборник доступен к приобретению в рамках нашей новой книжной полки «Обязательственное право»: сейчас можно выгодно прибрести комплект из двух сборников – по общей и особенной части! Переходите в наш магазин:
#цивилистика_книги
#цивилистика_обязательства