Найти в Дзене
Пераново перо

Как старик Хоттабыч объелся шоколадными сырками

Ровно 70 лет назад начались съемки киносказки "Старик Хоттабыч". Надеюсь, сюжет помните?! Пионеры Волька и Женька находят сосуд с настоящим сказочным джинном. Волшебник начинает выполнять желания обоих своих спасителей, но ребятам приходится помаяться со старомодными замашками старика. Правда, в конце концов, общий язык найден. Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала. Повесть Лазаря Лагина (псевдоним Лагин – из первых букв имени ЛАзарь и настоящей фамилии ГИНзбург) «родилась» в 1930-х годах и впервые была напечатана в журнале «Пионер» в 1938 году. В то время Лагин работал в редакции журнала «Крокодил». После расправы над Михаилом Кольцовым, главным редактором «Крокодила», нависла угроза ареста и Лазаря Иосифовича. Отвести беду помог писатель Александр Фадеев, отправив его в длительную командировку … в Арктику, на остров Шпицберген. Говорят, именно там у писателя родилась идея сказки о старике Хоттабыче.

Ровно 70 лет назад начались съемки киносказки "Старик Хоттабыч". Надеюсь, сюжет помните?! Пионеры Волька и Женька находят сосуд с настоящим сказочным джинном. Волшебник начинает выполнять желания обоих своих спасителей, но ребятам приходится помаяться со старомодными замашками старика. Правда, в конце концов, общий язык найден.

Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку в конце материала.

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч"
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч"

Повесть Лазаря Лагина (псевдоним Лагин – из первых букв имени ЛАзарь и настоящей фамилии ГИНзбург) «родилась» в 1930-х годах и впервые была напечатана в журнале «Пионер» в 1938 году. В то время Лагин работал в редакции журнала «Крокодил». После расправы над Михаилом Кольцовым, главным редактором «Крокодила», нависла угроза ареста и Лазаря Иосифовича. Отвести беду помог писатель Александр Фадеев, отправив его в длительную командировку … в Арктику, на остров Шпицберген. Говорят, именно там у писателя родилась идея сказки о старике Хоттабыче.

- Не раз я приставала к отцу с расспросами, как это он вдруг придумал такого джинна, вспоминает дочь Лазаря Иосифовича Наталья Лагина. - Отец, иронически усмехаясь, говорил, что начитался сказок «Тысяча и одна ночь», потом его обуяли фантазии, а позже ему попалась на глаза какая-то древняя английская баллада «Медный кувшин», где тоже главный герой - джинн. И ничуть не повторяя прочитанного, отец вдруг понял, что ему, ну, совершенно необходимо написать про трогательного и чем-то нелепого джинна, чудом попавшего в нашу страну, где ему все непонятно.

Лазарь Лагин
Лазарь Лагин

В 1940 году повесть вышла отдельным изданием. С тех пор книга переиздается многократно, переведена на многие языки - английский, немецкий, чешский, китайский и другие. Уже после войны в конце сороковых годов идеологический отдел ЦК решил, что в повести «Старик Хоттабыч» не совсем правильно, по их мнению, расставлены акценты, и рекомендовал в новое издание внести соответствующие коррективы. Ослушаться было бессмысленно. Когда Лазарь Лагин собственноручно кромсал собственное детище, не выдержало сердце – случился инфаркт. Первая редакция «Хоттабыча» во многом отличается от второй, в которой писатель вынужден был поместить «сталинские», как он говорил, «приметы». И с каждым новым изданием книжка от агиток становилась все толще, а ее автор – все мрачнее. Только после ухода из жизни в 1979 году Лазаря Лагина его верный друг Аркадий Стругацкий опубликовал в своем издательстве первоначальный вариант. Выход первой изменённой редакции в 1953 году пришёлся на разгар так называемой "борьбы с космополитизмом", из-за чего в ней содержались, в частности, крайне резкие выпады в адрес империализма, США, постколониальных властей Индии и тому подобное. Эта редакция мало известна, так как в новой редакции, выпущенной спустя два года, в 1955 году, все эти правки были изъяты, однако были добавлены новые, из-за чего эта версия чуть побольше оригинала, так как на этот раз были добавлены целые главы. Например, в версии 1938 года герои повести попадают в Италию, страдающую под властью Муссолини, а в версии 1955 года - под властью капиталистов. В редакциях 1953 и 1955 годов Лазарь Лагин и на обложке, и на последней странице именовался только как «Л. Лагин», без раскрытия полного имени и отчества. В постсоветские время чаще всего переиздаётся оригинальная «сталинская» версия 1938 года.

Режиссер Геннадий Казанский
Режиссер Геннадий Казанский

Режиссер Геннадий Казанский, прочитав сказку Лагина, тут же решил ее экранизировать.

- Папа был категорически против фильма и режиссер Казанский ему не нравился, - рассказывает дочь писателя Наталья Лагина. - Но он был вынужден взяться за сценарий в соавторстве с фронтовым товарищем, писателем Александром Кроном. Все закончилось скандалом, и папа свою фамилию убрал из титров. Из всего фильма ему нравился лишь старик Хоттабыч в исполнении актера Николая Волкова, и мальчик, который играл Гогу Пилюкина (Лев Ковальчук). В итоге папа сказал, что больше никогда не даст интерпретировать «Хоттабыча» в других жанрах. Он считал, что «Хоттабыч» - это книга. Если хочешь писать пьесу, пиши ее по законам драматургии, а не вытаскивай куски из произведения другого жанра.

Геннадий Худяков (Женька) и Алексей Литвинов (Волька). Кадр из фильма
Геннадий Худяков (Женька) и Алексей Литвинов (Волька). Кадр из фильма

Работу над фильмом начали с поиска исполнителей главных детских ролей: Вольки, Женьки и Гоги. Ассистенты режиссера объявили о начале проб, и на студию потянулись тысячи мамаш со своими чадами.

- На тот момент я уже был в картотеке «Ленфильма», - вспоминал Геннадий Худяков, который сыграл в фильме Женьку Богорада. – Просто снялся совсем еще маленьким в эпизоде фильма «Алеша Птицын вырабатывает характер», вот меня по фотографии и пригласили на пробы. Перед камерой я и другие кандидаты играли эпизоды из сценария, так нас и отбирали.

Если у Худякова уже был небольшой опыт работы в кино, то Алексей Литвинов, сыгравший Вольку, с кино столкнулся впервые. Мальчик заканчивал пятый класс, когда к ним в школу, располагавшуюся по соседству со студией «Ленфильм», пришли ассистенты режиссера. Отобрали несколько мальчиков и пригласили на кинопробы. Однако Алеша Литвинов их не прошел.

- Я очень старался, что-то изображал перед режиссером, читал стихи, но на главную роль взяли другого мальчика, - вспоминает Алексей Александрович.

Однако от судьбы, как говорится, не уйдешь и через месяц Литвинова все-таки вызвали на съемки – того мальчика в начале работы забраковали.

- Я рос без отца – он пропал без вести в годы войны, - говорит Алексей Литвинов. – Мать родила меня в эвакуации: ее, беременную, вывезли из блокадного Ленинграда по Дороге жизни. Год мы прожили в Воронежской области, потом вернулись в Ленинград… Конечно, мама обрадовалась, что меня взяли сниматься в кино. Тем более это была и финансовая помощь ей – в месяц платили тысячу рублей (после денежной реформы 1961 года эквивалент тысячи – 100 рублей). А вообще я получил 2400 рублей. Представляете, в 12 лет такой взрослый заработок! На мой гонорар купили цветной телевизор, фотоаппарат и велосипед. Помню, все обитатели нашей коммуналки, в которой жили семь семей, собирались в нашей комнате вечерами, и смотрели телевизор, который тогда был настоящим чудом!

Николай Волков и Ефим Копелян в фильме "Старик Хоттабыч"
Николай Волков и Ефим Копелян в фильме "Старик Хоттабыч"

Самым интересным на съемках для Литвинова было общение с такими артистами, как Ефим Копелян (он сыграл бурового мастера, который отдыхал в санатории) и Николай Волков - Хоттабыч. Они не сюсюкались с малолетними «коллегами», общались как с равными, давали дельные советы на съемочной площадке. Благодаря Ефиму Копеляну, который часто приглашал ребят в театр, Алексей Литвинов стал заядлым театралом и до сих пор старается не пропускать ни одной премьеры в Санкт-Петербурге.

На главную сказочную роль тоже был большой конкурс. Говорят, что на старика Хоттабыча пробовались и Евгений Лебедев, и Георгий Вицин. Но утвердили все-таки артиста из Одессы Николая Волкова, который уже сыграл восточную роль – старика Гуссейна в фильме «Насреддин в Бухаре». Когда на пробах Николая Николаевича загримировали под старика, режиссер сразу же воскликнул: «Берем!» Кстати, во время съемок Волкову приходилось каждый раз выдерживать по два часа сложного грима, и дело вовсе не в его бороде: из специального гримерного пластилина артисту долго лепили нос, уши и нижнюю губу.

Съемки начались в Ленинграде и, как водится в кино, вовсе не с самого начала сценария. Первыми снимали сцены в павильонах студии «Ленфильм», где выстроили комнаты Вольки, Гоги, лестничную площадку и даже.. цирковую арену. Помните эпизод, когда Волька, Женька и Хоттабыч приходят в цирк? Там бедный старый волшебник объелся мороженым (43 порции!) и здорово простудился.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

- На самом деле Николай Николаевич вместо мороженого, которое в кадре он глотал целиком, ел глазированные сырки, - делится тайной Алексей Литвинов. – А поскольку дублей было много, то и съел их артист столько – 50 штук, что после последнего дубля еле дышал и все причитал, что больше никогда в жизни на эти сырки смотреть не будет.

Кстати, в этой сцене первую свою роль в кино – буфетчицу, которая приносит мороженое - сыграла будущая знаменитая актриса Зинаида Шарко.

Зинаида Шарко в фильме "Старик Хоттабыч"
Зинаида Шарко в фильме "Старик Хоттабыч"

Там же в Ленинграде снимали знаменитую футбольную игру команд «Зубило» и «Шайба». Причем, съемки этих эпизодов проходили в несколько этапов. Сначала на маленьком ленинградском стадионе «Светлана» снимали игру (кстати, в кадре играли профессиональные игроки). Ворота для матча были специально изготовлены в столярных цехах «Ленфильма». Например, штанга, которая по сюжету изгибалась и «подыгрывала» соперникам, была сделана из резины, а сами ворота изготовили раздвижными, чтобы они могли в нужный момент стать больше или меньше. На футбольном поле была установлена и катапульта, при помощи которой забивали «девятки» в ворота.

Кадры из фильма "Старик Хоттабыч"
Кадры из фильма "Старик Хоттабыч"

Там же, на стадионе «Светлана», сняли эпизод, когда с неба на игроков падает множество мячей. Перед съемками режиссер каждому игроку дал по мячу и попросил подкинуть их высоко вверх. Камера снимала на фоне неба летящие мячи, а потом уже при обратной прокрутке кадров получилось, что мячи действительно летят сверху.

Но, поскольку стадион «Светлана» очень мал, пришлось при монтаже дорисовывать на общих фонах трибуны, табло и большие прожекторы. А крупные планы сидящих на трибунах зрителей доснимали уже на стадионе имени Кирова.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

- Помню, как мне сложно было висеть под потолком, - смеется Алексей Литвинов. - Помните сцену в комнате, когда Волька увидел впервые джинна и взлетает вверх к люстре? Так вот, у меня под рубашкой был одет широкий пояс и сзади него - металлическое кольцо. Сверху «потолка» стоял человек с карабином, куда я и прикреплялся. Висел по сорок минут в ожидании команды «Мотор». Даже задыхался! В нужный момент карабин отцепляли, и я падал вниз – на мягкие подстилки. Потом на монтаже кадры прокручивали назад, и получалось, как будто взлетаю.

Знаменитую сцену, когда по Москве идут огромные караваны слонов и верблюдов, на самом деле снимали в Сочи. В момент съемок там гастролировал цирк под управлением Корнилова, который и предоставил киношникам своих животных. Этот караван шел по улицам Сочи, а при монтаже вместо сочинских домов были подложены дома московские, например, знаменитые «высотки».

Герои фильма "Старик Хоттабыч" на фоне того самого сочинского фонтана
Герои фильма "Старик Хоттабыч" на фоне того самого сочинского фонтана

В сочинском санатории имени Орджоникидзе снимали сцены, когда старик Хоттабыч с юными друзьями попадают в пансионат. Помните, во дворе этой лечебницы бил шикарный фонтан? Оказывается, до съемок фильма много лет фонтан не работал и лишь по настоянию директора киногруппы его почистили и запустили. Там же был снят эпизод, когда Хоттабыч, Волька и Женька падают на ковре-самолете в бассейн.

Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма
Кадр из фильма

- Сам полет на ковре снимали в студии, - вспоминал Геннадий Худяков. – Мы сидели втроем, а за нами экран, на котором шли кадры с уже отснятыми ранее небом и самолетами. Помню, снимали сцену, когда мой Женька с жалостью кидает вниз связку бананов и кричит: «Эх, прощайте, бананчики!» А у меня в этот момент от дыма, который напустили специально в студии, глаза защипали, и потекла слеза. Режиссер так и оставил в кадре эту слезу, мол, так мне этих бананов жалко стало. А меня похвалил за хорошую игру… Потом там же выстроили трамплин, и наш ковер вместе с нами скатывался по этому трамплину. На экране же получилось, что мы просто падаем с неба.

Кстати, бананы, изготовленные из папье-маше в фильме почему-то зеленого цвета. Оказывается, в те годы далеко не все знали, что зрелые бананы желтые. А вот эпизод, в котором Хоттабыч и Волька забираются на крышу и там готовят ковер к полету, снимали на только что построенной тогда московской гостинице «Пекин».

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч". на крыше гостиницы "Пекин"
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч". на крыше гостиницы "Пекин"
Кадр со съемок сцены на крыше "Пекина"
Кадр со съемок сцены на крыше "Пекина"

Проходили съемки и в Одессе. Там доснимали то, что не успели снять в Сочи. Например, как Хоттабыч и Волька едут на верблюде по городу. Специально для этого пришлось купить верблюда. Кстати, в будущем эта не запланированная в бюджете фильма трата, здорово повлияла на работу: в эпизодах, когда Хоттабыч показывает фокусы в цирке (помните, у него на руках акробаты выступают?), на самом деле должны были сниматься тигры. Но на них денег уже не хватило, истратили на верблюда, поэтому пришлось ограничиться акробатами. Они оказались дешевле тигров.

Кадр из фильма "Старик Хоттабыч". Герои на верблюде на улице Одессы
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч". Герои на верблюде на улице Одессы
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч". На месте акробатов должны быть тигры
Кадр из фильма "Старик Хоттабыч". На месте акробатов должны быть тигры

- Поскольку все съемки фильма проходили летом, школу мы не пропускали, – рассказывает Алексей Литвинов. – Только в Одессе, где были в сентябре, мы с Геной ходили в местную школу. Днем учились, а вечером снимались. Вообще, до съемок я был круглым отличником, а вот после – наверное, обленился, в дневнике появились «тройки». Самые последние съемки проходили в Москве, где работали уже над началом фильма. Например, именно в Москве-реке Волька и Женька находят бутылку с джинном.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Премьера фильма состоялась 12 июля 1957 года в ленинградском Доме кино. Только за первые полгода проката «Старика Хоттабыча» посмотрели пять миллионов зрителей.

- Специально для съемок меня тогда покрасили перекисью водорода, ведь я в жизни брюнет, - смеется Литвинов. – Поэтому, когда фильм вышел на экраны, а у меня отросли темные волосы, меня перестали узнавать. А с годами тем более не узнают – только глаза, говорят, остались те же.

Алексей Литвинов
Алексей Литвинов

После выхода «Старика Хоттабыча» на экраны на школьника Алексея Литвинова посыпались предложения новых ролей в кино. Но… Фильм «Первомайская, дом 7», в которой уже начал сниматься Литвинов, закрыли в 1957 году – сценарий его не вписывался во времена развенчания культа личности Сталина. А от остальных предложений, например, сыграть пастушка в фильме «Дон Кихот», Алексей отказывался – у него уже не было такого желания сниматься в кино. В те годы юного Литвинова тянуло к технике.

- Мне нравилось все, что связано с машинами, электричеством, - говорит Алексей Александрович. – Поэтому после школы я пошел в электромеханический техникум. Считаю, что лучше стать грамотным технарем, чем посредственным артистом. Техника победила во мне театр и кино.

Много лет Литвинов проработал электриком на железной дороге. А в 1995 году, когда началось сокращение и специалистов «за сорок» с железной дороги увольняли, Алексей Александрович устроился на стройку, где проработал восемь лет. По его словам, товарищи по работе и не знали, что в детстве их коллега сыграл знаменитого Вольку. Когда же эта весть случайно дошла до них, удивились: все думали, что человека, хоть раз снявшегося в кино, на стройке никогда не увидишь.

Сегодня 81-летний Литвинов на пенсии, проживает на маленькой даче под Санкт-Петербургом.

Гога (Лев Ковальчук) и его мама (Валентина Романова) в фильме "Старик Хоттабыч"
Гога (Лев Ковальчук) и его мама (Валентина Романова) в фильме "Старик Хоттабыч"

Для Льва Ковальчука (тот самый Гога - Пилюля, которого старик Хоттабыч «заставил» лаять) роль в фильме оказалась единственной. Как он вспоминал, увидев себя на экране, расплакался, - так себе не понравился.

- Я выбежал из зала со слезами, - рассказывал Ковальчук. – За мной - кто-то из взрослых, уговаривают, «значит, хорошо ты сыграл плохого мальчика».

Свою дальнейшую судьбу не состоявшийся артист связал с физикой.

- Почти все, кто работал над фильмом уже ушли из жизни, - вздыхает Алексей Литвинов. - Не так давно умер и Гена Худяков (Женька), который всю жизнь проработал радиоинженером... Всех вспоминаю добрым словом! Я не огорчаюсь, что так сложилась моя жизнь, не жалуюсь. Конечно, когда узнаешь, что Маколей Калкин за фильм «Один дома» до сих пор получает баснословные отчисления, удивляешься! Но ведь у нас страна такая: сколько заслуженных-то, хороших артистов нищенствуют, что уж обо мне говорить. Радует, что фильм любят много поколений, его часто показывают по телевизору.

Если вы хотите поддержать канал "Пераново перо" финансово, это можно сделать нажав соответствующую кнопку "поддержать". Подписывайтесь на канал "Пераново перо", ставьте лайки и оставляйте комментарии, потому что любое мнение интересно для нас.

Олег Перанов