В Государственной Думе РФ на рассмотрении находится законопроект об установлении обязанности родителей выплачивать алименты на совершеннолетних детей, обучающихся очно в образовательных организациях.
Любопытный законопроект. Показательный. Революционный!
Ссылку на законопроект повторно оставлю в конце заметки (https://sozd.duma.gov.ru/bill/753341-8)
Описание у законопроекта понятное любому обывателю:
"Установить обязанность родителей по содержанию совершеннолетних детей в возрасте до 23 лет, если они обучаются в образовательных организациях по очной форме обучения"
Проще говоря, предлагают сделать так, чтобы алименты на детей платились не до 18 лет, а до 23 лет, пока ребенок учится в ВУЗе или СУЗе.
Проблема тоже описана в пояснительной записке достаточно понятно для любого обывателя:
В настоящее время обязанность по содержанию и перечислению алиментов предусмотрена в отношении несовершеннолетних детей, а также совершеннолетних нетрудоспособных детей.
Таким образом, совершеннолетние дети, ... не относятся к категориям, на которых предусмотрено обязательное содержание родителями.
Семья с совершеннолетними детьми, обучающимися полный день, зачастую является нуждающейся в связи с большими расходами, связанными с затратами на проезд, питание, учебные материалы. В особенности негативное положение имеют дети, которых воспитывают родители-одиночки.
Ну и чего бы не принять такой закон, чтобы алименты платились до 23 лет?! "Надо принимать!" - скажет обыватель, и депутаты с ним согласятся.
Не спешите принимать, радоваться или огорчаться
Я знаю наших депутатов. Знаю тех, кто им тексты законопроектов пишет. Те и другие - очень занятые, серьёзные, глубоко уважаемые люди. Занятые они настолько, что иной раз не находят времени даже банально почитать тексты своих законопроектов.
Я, в отличие от депутатов и их советников, человек простой. Временем на "почитать" располагаю, потому и читаю их законопроекты.
По ощущениям, вероятность без покупки лотерейного билета выиграть в лотерею миллион денег сильно выше вероятности того, что эти ребята разом вывалят приличный законопроект об изменении в Семейный кодекс РФ. На порядок выше.
Предлагаю разобраться с этим законопроектом.
Название неправильное. Неправильно передаёт содержание
Начнем с того, что 28 октября 2024 этот законопроект был внесен в Госдуму в несколько ином виде.
Это шедевр! Я таким нужно, минимум, в стендапе выступать.
Первоначальная редакция этого законопроекта предлагала дополнить Семейный кодекс РФ (СК РФ) новой статьёй: "Статья 85.1. Право на алименты совершеннолетних детей в связи с обучением"
Первая часть этой новой статьи вполне совпадает с названием законопроекта:
"Родители обязаны содержать своих совершеннолетних детей, обучающихся в образовательных организациях по очной форме обучения,
но не более чем до достижения ими возраста 23 лет"
Спорная норма закона, но вполне допустимо.
А вот дальше ... начинается интересное и даже невероятное.
Предлагается обязать братьев, сестер, бабушек и дедушек платить алименты на содержание тем самым "совершеннолетним братьям и сестрам в возрасте до 23 лет, обучающимся по очной форме".
В действующем СК РФ уже есть возможность требовать от совершеннолетних братьев и сестер, обладающих необходимыми для этого средствами, содержать несовершеннолетних братьев и сестер в случае невозможности получения содержания от своих родителей (Статья 93 СК РФ). И такая же возможность требовать содержания от бабушек и дедушек (Статья 94 СК РФ).
Но авторы законопроекта решили не просто увеличить возраст получателя алиментов с 18 лет до 23 лет. Нет, они решились с самой природой поспорить.
Цитирую законопроект:
"Такое же право предоставляется нетрудоспособным нуждающимся в помощи совершеннолетним братьям и сестрам, совершеннолетним братьям и сестрам в возрасте до 23 лет, обучающимся в образовательных организациях по очной форме обучения, если они не могут получить содержание от своих трудоспособных совершеннолетних детей, супругов (бывших супругов) или от родителей."
В связи с этим вопрос меня терзает.
Как у 22-летнего человека (брата или сестры), обучающегося по очной форме, могут быть "свои трудоспособные совершеннолетние дети"???
Как и в каком возрасте нужно заделать своего ребёнка, чтобы к моменту твоего обучения в ВУЗе в возрасте до 23 лет твой ребенок уже стал трудоспособным и совершеннолетним, чтобы требовать с него алиментов на себя?
С остальными противоречиями в законопроекте я вполне могу смириться. Они хотя бы противоречат действующим законам, но не законам природы и формальной логики. А вот совершеннолетние дети у человека в возрасте до 23 лет - это я представить не могу, в отличие от авторов первоначальной редакции законопроекта.
Кстати, напомню, что сам законопроект вносился под предлогом "о внесении изменений... предусматривающие меры материальной поддержки детей, являющихся совершеннолетними, но не имеющих возможности к осуществлению трудовой деятельности, в случае если они обучаются в образовательных организациях по очной форме обучения".
В связи с этим я опущу рассуждения о "совершеннолетних детях" (подожду "престарелых детей", такими темпами непременно появятся). Но не могу пройти мимо утверждения "меры материальной поддержки детей". А это точно "меры материальной поддержки", когда государство не на себя берёт бремя такой поддержки, а самоотверженно перекладывает это бремя на близких родственников?
Название поменяли и текст переписали. Лучше не стало
20.03.2025 авторы законопроекта внесли его новую редакцию. 12.05.2025 новую редакцию законопроекта разослали ответственным для подготовки замечаний и предложений. Срок представления отзывов, предложений и замечаний в комитет установили до 11.06.2025.
Замечу, что в новой редакции законопроекта уже нет обязательств по содержанию "совершеннолетних детей до 23 лет" для их братьев, сестер, бабушек и дедушек.
Оставили только родителей. Попутно авторы законопроекта переписали формулировку своих изменений.
В новой редакции у них получилось ещё круче:
Статья 85.1. Право на алименты совершеннолетних детей в связи с обучением
1. Родители (за исключением нетрудоспособных нуждающихся в помощи, а также достигших пенсионного возраста, у которых отсутствует иной доход, кроме пенсии) обязаны содержать своих детей, достигших возраста 18 лет, обучающихся по основным образовательным программам основного общего или среднего общего образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также завершивших такое обучение, – на период до 1 сентября года, в котором завершено указанное обучение, и своих совершеннолетних детей, обучающихся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, по образовательным программам среднего профессионального и высшего образования по очной форме обучения, но не более чем до достижения ими возраста 23 лет.
В такой конструкции крайне сложно разобраться. Не буду тут занудствовать по поводу того, как это соотносится с действующим законодательством. Есть масса вариантов, при которых такая формулировка окажется неоднозначной и противоречащей закону. Это плохо.
Вторая часть новенькой статьи из законопроекта:
2. Лица, достигшие возраста 18 лет, на содержание которых одним из родителей по решению суда выплачивались алименты до достижения совершеннолетия, при условии нуждаемости в материальной помощи вправе обратиться в суд, вынесший указанное решение, с заявлением о продолжении взыскания алиментов в их пользу с указанного родителя в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи.
На практике такое заявление будет невозможно подать в суд. Его даже составить будет сложно. Судите сами:
"Лица, достигшие возраста 18 лет" у нас заявители. Смогут подать заявление в суд. Допустим, они ведь уже совершеннолетние, дееспособность полная, могут подать сами, ... хотя и дети (?).
"с заявлением о продолжении взыскания алиментов в их пользу". Вот тут загвоздка. Алименты взыскивают в пользу РОДИТЕЛЯ, с которым проживает несовершеннолетний ребенок. Тут у нас ребенок уже вырос, стал совершеннолетним, требует ПРОДОЛЖЕНИЯ алиментов "в их пользу"... В чью пользу продолжать?
"одним из родителей по решению суда выплачивались алименты" - условие для заявителя. А если алименты не выплачивались родителем, это считается? А если не "решением суда" взыскивали? Судебным приказом ведь тоже взыскивают...
"о продолжении взыскания алиментов ... с указанного родителя". Тут прям тревожно становится за второго родителя. То есть до 18 лет ребенок жил с одним родителем, второй родитель платил алименты; оба родителя таким образом содержали ребенка. После 18 лет что должно случиться с тем родителем, который жил с ребенком и получал алименты? Выходит, что детей до 18 лет обязаны содержать оба родителя, а после 18 лет - только тот, кто платил алименты, верно?
"при условии нуждаемости в материальной помощи". Да ну вас нафиг! В исковом заявлении о взыскании алиментов доказывать "нуждаемость в материальной помощи".
Так не работает. Не будет работать.
Этот законопроект предлагает "ребенку, достигшему 18 лет" обратиться в суд, чтобы:
- - доказать нуждаемость в получении алиментов;
- - доказать, что до 18 лет на его содержание платились алименты;
- - изменить получателя алиментов с родителя на взрослого ребенка (самого себя);
- - изменить долевую форму алиментов на твердую денежную сумму;
- - если алименты были взысканы судебным приказом, то мировой судья должен как-то исхитриться и рассмотреть такое заявление в рамках приказного производства (как?!).
Впрочем, на судебные приказы о взыскании алиментов вроде бы не распространяется. Мировые судьи могут выдохнуть.
Вот эта часть меня особенно поражает:
...вправе обратиться в суд, вынесший указанное решение...
Только в тот суд, который выносил решение о взыскании алиментов? Даже если это было лет 15 назад? Даже если этот суд ооочень далеко? А если этого суда уже нет, тоже только туда? А в том суде точно еще хранятся материалы дела, или хотя бы решение там всё еще хранится? Надеюсь, хотя бы судья по тому делу всё еще жив и здоров...
С вашего позволения дальше промотаю текст этого законопроекта. Просто раз уже тут обнаружились проблемы на этапе обращения в суд за "продолжением взыскания алиментов"..., а по тексту законопроекта дальше идет прекращение "продолжения взыскания", то какой смысл.
Чего разбирать "прекращение", когда даже "продолжить" не получится, верно?
Перейду к той части, где авторы решили ФЗ "Об исполнительном производстве" исправить.
Изменения в Закон "Об исполнительном производстве"
Да, под свои изменения в СК РФ авторы законопроекта решили ещё и ФЗ "Об исполнительном производстве" изменить.
Цитирую авторов законопроекта:
Статья 3
Внести в Федеральный закон от 29 мая 2024 года № 114-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2024, № 23, ст. 3052) следующие изменения:
1) в подпункте «а» пункта 1 слова «или нетрудоспособных детей...
Даже скрин добавлю для наглядности:
Можете сказать, что я придираюсь. Но я не придираюсь. Я поражаюсь...
Можно же было написать:
Внести в СТАТЬЮ 1 Федерального закона от 29 мая 2024 года № 114-ФЗ...
Или
в подпункте «а» пункта 1 СТАТЬИ 1 ... заменить словами...
В этом федеральном законе две статьи. Нельзя просто так написать "Внести в Федеральный закон следующие изменения" и не указывать соответствующую статью закона, если в законе есть статьи. Нельзя так. Это безграмотно!
Объясню, почему это не придирка с моей стороны.
Дело в том, что авторам законопроекта ещё после их первой редакции законопроекта сделали замечания. Они могли исправить, но нет, не исправили. Наверное, им было лень или им так нравится, или ещё по какой-то причине.
"Законопроект требует основательной доработки"
Как практикующий юрист, перечитав текст этого законопроекта, я с уверенностью могу сказать:
"Если этот законопроект примут в нынешнем виде или в предыдущем его виде, то случится, мягко говоря, хаос.
У вас судьи и приставы разбегутся, и будут правы".
Вопрос с расходами родителей на содержание своих детей, достигших возраста 18 лет и обучающихся в ВУЗах или СУЗах - этот не новый вопрос. Он давно существует, обсуждается, изучается.
Когда я был студентом, лет 20 назад, я следил за тем, как ученые правоведы этот вопрос обсуждали, искали решение, до сих пор ищут.
За пару десятилетий своей юридической практики я не раз наблюдал за тем, как этот вопрос на практике решался или не решался (по обстоятельствам) практикующими юристами.
От того, что группа очень инициативных авторов состряпала законопроект, этот вопрос не решится. И есть у меня ощущение, что от такого небрежно составленного законопроекта может появиться сильно больше проблем, серьёзных проблем.
Дорогие авторы этого законопроекта, очень прошу:
Почитайте на досуге научные статьи и диссертации по юриспруденции на тему алиментов для детей, достигших возраста 18 лет. За последние 30 лет их не так чтобы много было, но они очень помогут. Хотя бы за последние 30 лет - с даты принятия действующего СК РФ, ещё раньше не прошу.
С практикующими юристами обсудите. Не с инициативными умниками, а с теми юристами, которые занимаются семейными делами.
Подумайте, не спешите, не горит. Спешка тут только навредить может.
Да, обещанная ссылка на законопроект повторно: (https://sozd.duma.gov.ru/bill/753341-8)