Всего девять дней соревнований стали огромным шагом для спортивной индустрии. Они дали Олимпийскому движению возможности выйти в XX век и начать проводить Игры раз в четыре года в разных странах, превратив их в международное событие. Этот цикл нарушался только дважды — из-за мировых войн XX века.
История современных Олимпийских игр началась в 1894 году, когда в Париже был создан Международный олимпийский комитет. Его основатель, барон Пьер де Кубертен, обратился к спортивным клубам по всему миру с призывом направить своих представителей на Всемирный спортивный конгресс в столице Франции. Целью конгресса было возрождение Олимпийских игр. Делегаты единогласно приняли решение о том, что первые игры современной эпохи должны пройти через два года — в Греции, где в древности, с 776 года до н.э. по 393 год н.э., почти 12 столетий подряд, каждые четыре года проводились оригинальные Олимпийские игры.
Но было ли так легко организовать первую Олимпиаду современности? Вообще нет. Давайте по порядку.
Шарль Пьер де Фреди, барон де Кубертен родился в обеспеченной парижской семье в 1863 году. Один из историков описал отца Кубертена Шарля Луи, как «одного из самых красивых мужчин своего времени», отметив, что трое старших его детей унаследовали внешность и благородство отца. Сам же Пьер описывался как "немного приземистый, гиперактивный с кривым носом и опущенным веком".
Пьер де Кубертен
Однако Кубертен отличался от своей семьи не только внешностью. Например, он в лёгкую общался с крестьянами и был далеко не столь религиозным, как остальные члены семьи. При этом у Кубертена оставался доступ к значительному семейному состоянию, что давало ему возможность заниматься интеллектуальной деятельностью профессионально. Его больше всего привлекала тема, где пересекаются образование и спорт. Он читал труды Ипполита Тэна, внимательно изучал роман «Школьные годы Тома Брауна». Позднее он писал о том, как спорт может быть использован для «укрепления мира или подготовки к войне». Это было особенно важно в тот момент, когда Франция всё ещё оправлялась от унижения после поражения во Франко-пруссской войне 1870 года. По мнению Кубертена, более развитая система физического воспитания приведёт к здоровому населению — следовательно, и процветающей стране.
Собственно и сам Пьер активно занимался спортом - фехтованием, греблей, боксом. Особой его страстью было регби - Кубертен судил финальный матч первого французского чемпионата по этому виду спорта между командами «Расинг Метро» и «Стад Франсе»
Со временем Кубертен начал путешествовать, попутно проповедуя свою идею. Он несколько раз посещал Англию, а в 1889 году приехал в США, где встретился с будущим президентом Теодором Рузвельтом. В 1892 году Кубертен предложил идею возрождения Олимпийских игр, которые в последний раз проводились в 393 году н.э., до того как христианский император Феодосий фактически запретил их как языческие развлечения.
Кстати, Кубертен не был первым, кто пытался возродить древние игры. В 1859 году афинский торговец зерном по имени Эвангелос Заппас организовал однодневные соревнования, включавшие турнир по борьбе, победитель которого получал корову, и метание копья, целясь в голову быка.
Но Кубертен мечтал о чём-то гораздо более масштабном и грандиозном. В июле 1894 года, на конференции в Сорбонне, он официально представил свою идею современных Олимпийских игр. Он пригласил на конференцию представителей (пусть и немногочисленных) из мира спорта, среди которых был и российский генерал Алексей Бутовский, разделявший взгляды Кубертена на спорт, его место в системе воспитания и образования молодёжи.
Первый состав Международного Олимпийского комитета: Деметриус Викелас (в центре), Пьер де Кубертен (второй слева), Алексей Бутовский (второй справа)
Интересно, что изначально Кубертен собирался провести первые Олимпийские игры современности в 1900 году в Париже и приурочить их ко Всемирной выставке, которая была запланирована на это время. Однако новость о возрождении Олимпийских игр уже просочилась в прессу и широко обсуждалась в обществе. Организаторы решили, что шестилетнее ожидание Игр может уменьшить интерес к ним и делегаты договорились о проведении первых Игр в 1896 году. В качестве места проведения вначале рассматривался Лондон, но друг Кубертена греческий поэт, литератор и переводчик Деметриус Викелас, приглашённый на конгресс с докладом о традиции Античных Олимпийских игр, неожиданно предложил в качестве места проведения новых Игр Афины, что символизировало бы их преемственность играм в Древней Греции. Конгресс утвердил это предложение, а самого Викеласа избрал президентом Международного олимпийского комитета, так как по уставу эту должность мог занимать только представитель страны, принимающей Игры.
Деметриус Викелас
Ещё один интересный факт о той конференции - в 1893 году в Дельфах французская археологическая школа обнаружила мраморные надписи с одой богу Аполлону, а также некоторые символы, которые были определены как нотные знаки. Хоровое сопровождение написал знаменитый французский композитор Габриэль Форе. Античная музыка была исполнена при аншлаге в зале на 2 тысячи мест. The Times ехидно отмечала: «Можно признать, что большая часть присутствующих пришла именно ради этого выступления, а не потому, что их глубоко волновала необходимость реформирования Олимпийских игр».
Любивший пафосные слова Кубертен позже писал, что после исполнения «эллинство таким образом проникло в огромный зал». И он не ошибался. The Times добавила: «Печальная красота аккордов древнегреческого "Гимна" безусловно, стала самым убедительным аргументом в пользу идеи, которой посвятил себя этот Конгресс».
Завершая восьмидневную конференцию, Кубертен произнёс тост: «Я поднимаю бокал за олимпийскую идею, которая, словно луч могущественного солнца, пробилась сквозь туман веков, чтобы осветить порог двадцатого века радостью и надеждой».
Казалось, ворота на дорогу к первым Играм современности распахнуты настежь. Но так только казалось.
Продолжение следует