В каждой советской квартире был предмет мебели, без которого нельзя было представить ни один уважающий себя интерьер — «стенка» или сервант. Он стоял в зале, гордо возвышался над креслами и коврами, с запахом новой полировкой, иногда пыли — и чем-то необъяснимо дорогим.
Почему же эти мебельные великаны стали такими культовыми? Разбираемся вместе.
«Стенка» как универсальный солдат социалистического быта
Советские квартиры были скромными по площади: хрущёвки, сталинки, позже — панельные многоэтажки. Пространства было мало, а потребностей — много. И вот появляется стенка: длинный мебельный комплекс, вмещающий в себя всё, что угодно — от посуды до фотоальбомов, книг и телевизора.
Это был ответ на нехватку квадратных метров и отсутствие гардеробных: в стенке был и шкаф, и библиотека, и витрина, и антресоль. Настоящий трансформер своего времени.
Сама идея «стенки» родилась на волне так называемой мебельной революции 60-х годов.
Тогда государство стремилось стандартизировать интерьер и сделать его «функционально-доступным». В 1960-х на мебельных комбинатах появляются типовые модели: «Надежда», «Москва», «Слава». Простота формы, минимум декора и максимум вместительности.
Сервант — больше, чем шкаф
Слово «сервант» пришло к нам из французского servante — служанка. И он действительно служил, но не просто для хранения посуды.
Сервант был витриной успеха, символом достатка и поводом для гордости.
На его стеклянных полках выстраивался парад хрустальных фужеров, наборы с золотым ободком, фарфоровые статуэтки, сувениры из Болгарии и прочие «ценности», доставшиеся по великому блату. Особенно ценились подарки от моряков — японские вазы, магнитофоны, заморские ликёры, выставленные напоказ под стекло.
Если стенка — это утилитарная «машина хранения», то сервант — музей семейной жизни, открытый только для гостей. В будни его дверцы не открывались. Но стоило приехать родне — доставали хрусталь, сервировали стол, а под звон бокалов звучала «Кухня» Пугачёвой.
Дизайн и материалы: советский модерн и дефицит
Что объединяло большинство советских серванов? Во-первых — массивность. Это был не изящный арт-деко, а могучий «гегемон» из ДСП, шпона и лака.
Основные материалы:
- ДСП/ДВП — дешёвый, но доступный материал.
- Шпон — чтобы «подделать» благородные породы дерева.
- Стекло — для витринных дверей.
- Лак — глянцевый блеск, символ новизны.
Декора было немного: максимум — скромные резные ручки, рисунок под орех, дуб или красное дерево. Но с учётом дефицита того времени, любая стенка — уже была удачей. Некоторые стояли в очереди годами или доставали через знакомых.
Культурный феномен
Стенки стали неотъемлемой частью советского интерьера, как ковер на стене или хрустальная люстра. В них — весь стиль эпохи: устремлённый в будущее, но живущий в рамках системы. Они создавали ощущение уюта, порядка и пусть и скромного, но статуса.
Для молодожёнов это был символ начала новой жизни: «получили квартиру, взяли стенку — всё, живём». Для пожилых — подтверждение того, что они чего-то в жизни добились. Для детей — целый мир с секретиками в ящичках и запашком мандаринов.
Стенка как памятник эпохе
С падением СССР началась и эра IKEA. Стенки стали вытесняться модульными системами, светлой мебелью и минимализмом. Но в воспоминаниях миллионов они остались тёплым символом — как советская открытка с видом на новый дом, первый телевизор и запах маминых пирожков в серванте.
И знаете, сегодня многие дизайнеры с ностальгией возвращаются к этим образам. Добавляют лепнину, повторяют силуэты, делают «советский шик» частью современной эстетики. Так, у старой советской стенки — второе дыхание.
Ретро-стиль в современном интерьере
В последние годы наблюдается возрождение интереса к ретро-стилю в интерьере. Дизайнеры отмечают, что элементы прошлого, такие как «стенки» и серванты, возвращаются в новом прочтении.
«Ретро-стиль» не означает устаревший декор. Напротив, суть ретро заключается в том, чтобы черпать вдохновение из прошлых стилей и внедрять их в новые и современные интерьеры, которые соответствуют вам», — отмечает дизайнер Лора Симпсон.
Современные интерьеры часто сочетают винтажные элементы с минималистичными формами, создавая уникальные и уютные пространства. Например, стильный, лаконичный диван может соседствовать с винтажным журнальным столиком, передающим атмосферу прошлых лет.
Такой подход позволяет не только добавить изюминку интерьеру, но и подчеркнуть индивидуальность владельца. Ретро-стиль становится способом выразить свою уникальность, сочетая историю и современность.
DECOMASTER вдохновляется историей. Мы ценим наследие, детали, эстетику прошлого. Наши декоративные панели, молдинги и лепной декор — способ создать интерьер с характером. Современный, но с отголоском той эпохи, где каждый предмет имел душу.