Найти в Дзене

Чахотка - путь исторического осознания

В наше время туберкулез вновь стал лидером среди инфекционных заболеваний по количеству летальных исходов, значительно опередив COVID-19. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2023 году коронавирусная инфекция унесла жизни примерно 400 тысяч человек, в то время как от туберкулеза погибло более чем в три раза больше – 1,25 миллиона человек. За тот же год было зарегистрировано рекордное количество новых случаев заболевания – 8,2 миллиона человек, что является максимальным показателем за всю историю наблюдений. Что касается России, то хотя страна и не вошла в список 30 государств с наиболее сложной эпидемиологической ситуацией по туберкулезу, она занимает крайне тревожное второе место в мире по распространенности лекарственно-устойчивой формы заболевания. Медицинские специалисты связывают эту проблему с тем, что представители социально незащищенных слоев населения часто не завершают полный курс необходимого лечения, что приводит к развитию устойчивых штаммов болезни.До XIX с

В наше время туберкулез вновь стал лидером среди инфекционных заболеваний по количеству летальных исходов, значительно опередив COVID-19. По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2023 году коронавирусная инфекция унесла жизни примерно 400 тысяч человек, в то время как от туберкулеза погибло более чем в три раза больше – 1,25 миллиона человек. За тот же год было зарегистрировано рекордное количество новых случаев заболевания – 8,2 миллиона человек, что является максимальным показателем за всю историю наблюдений.

Что касается России, то хотя страна и не вошла в список 30 государств с наиболее сложной эпидемиологической ситуацией по туберкулезу, она занимает крайне тревожное второе место в мире по распространенности лекарственно-устойчивой формы заболевания. Медицинские специалисты связывают эту проблему с тем, что представители социально незащищенных слоев населения часто не завершают полный курс необходимого лечения, что приводит к развитию устойчивых штаммов болезни.До XIX столетия историки располагают весьма скудными сведениями о том, насколько широко был распространен туберкулез. Только в XIX веке это заболевание, известное также как «чахотка» или «белая чума», достигло масштабов пандемии.

В истории самые большие вспышки туберкулеза были в период войн и экономического спада.

Но не всего туберкулез - самую опасноу для человечества инфекцию общество воспринимало с осторожностью.

В истории отмечалось, что туберкулез обростал мифиечскими свойствами, в то время, когда не знали, что туберкулез - инфекционное заболевнаие, считалось, что им заболевают преимущественно тонкие и творческие личности, романтики и поэты. Более того, среди женщин даже возникла своеобразная мода на бледный, изможденный вид, ассоциировавшийся с чахоткой, поскольку такой облик считался привлекательным для мужчин. Особенно возвышенным отношение к болезни было в среде творческих людей – так, знаменитый английский поэт лорд Байрон открыто выражал желание уйти из жизни именно от чахотки.

Однажды, стоя перед зеркалом и любуясь своим прекрасным лицом, Байрон серьезно заметил своему приятелю, что ему очень хотелось бы умереть от чахотки, так как женщины в таком случае нашли бы его смертельную бледность очень красивой и интересной.

Примечательно, что в те времена туберкулез не признавался заразным заболеванием. Согласно популярной теории гуморов, разработанной еще Аристотелем, болезнь считалась следствием нарушения баланса четырех телесных жидкостей (крови, флегмы, желтой и черной желчи) в организме. Предполагалось, что причиной могли служить малоподвижный образ жизни, чрезмерные умственные нагрузки, неблагоприятный климат и даже распущенное поведение.

Лечили туберкулез не менее странно

В 174 году нашей эры римский император Марк Аврелий серьезно заболел туберкулезом, что проявилось в виде лихорадки с кровохарканьем. Его личный врач предложил довольно прогрессивный для того времени метод лечения: прогулки на свежем воздухе, употребление молока и морские путешествия.

После падения Римской империи средневековая медицина предложила совершенно необычный способ борьбы с одним из видов туберкулеза – золотухой, который получил название «королевское зло». Особую известность приобрела практика лечения этой болезни через прикосновение монарха. Первым известным правителем, кто начал проводить такие “лечебные” церемонии, стал англосаксонский король Эдуард Исповедник в XI веке. Во время специальных торжественных ритуалов он “исцелял” своих подданных через наложение рук.

Эта практика приносила взаимную выгоду: монарх укреплял свою божественную власть, а простые люди получали редкую возможность предстать перед правителем. С XV по XVII век к этому добавился еще один элемент – больные получали от короля специальную золотую монету, которую носили на шее как амулет, считая ее целебной из-за прикосновения монаршей особы.

Подобная традиция “королевского лечения” туберкулеза сохранялась как среди английских, так и французских монархов на протяжении многих веков. Только к XVIII столетию в Англии от нее окончательно отказались. Однако даже после этого человечество еще долгое время не могло прийти к действительно эффективным методам лечения этого опасного заболевания.

Именно эти ошибочные представления о природе заболевания, аналогичные заблуждениям относительно чумы и холеры, во многом способствовали его дальнейшему распространению.

Только в 1880-х годах человечество получило научное подтверждение того, что чахотка является заразным заболеванием. Это произошло благодаря выдающемуся открытию Роберта Коха, который впервые сумел выделить и идентифицировать бактерию-возбудителя болезни. Это открытие стало поворотным моментом в понимании природы заболевания, заставив людей осознать, что они имеют дело с чрезвычайно опасным патогеном, требующим особых мер предосторожности.