Найти в Дзене

Джамбаттиста Пиранези (Часть 5)

В этой статье я решил немного по другому отформатировать подаваемую информацию. Внимание! Все графические материалы, представленные на этом канале - это высокодетализированные репродукции, прошедшие сложный и дорогостоящий этап обработки 3 разными нейронками, помимо ручной работы в Фотошопе и они все есть у меня в продаже в максимально возможном качестве! Разрешение картинки в среднем 27500 пикселей по длинной стороне, есть и с более высоким разрешением (картинки по 35000 точек или 400 мегапикселей), что позволяет печатать такие работы в качестве фотообоев. Первыми картинками в каруселях я поставил те, к которым нашёл перевод экспликаций (комментариев). Теперь возвращаясь к окончанию предыдущей части публикаций, продолжу. Миф о «преувеличенных масштабах» Одно из самых распространённых заблуждений — это мнение, что Пиранези якобы искусственно увеличивал размеры колонн, арок и зданий, чтобы подчеркнуть их величие. Однако если мы сравним его гравюры с сегодняшними обмерами тех же сооруж
Фронтиспис. S и великим персонажам покровительство великих произведений согласуется; ни один из разумных людей не удивится, что, если я снова опубликую четыре тома римских древностей: самый интересный сборник, который в этом роде когда-либо встречался: я смиренно просил вас освежитьscente, который я нашел от Вашего Величества в Милле guise beneficato. Прошу прощения, о Сир, и тем временем примите в этом предложении скромную и искреннюю дань моего благочестивого рабства. Я с самым глубоким уважением Вашему Величеству.
Фронтиспис. S и великим персонажам покровительство великих произведений согласуется; ни один из разумных людей не удивится, что, если я снова опубликую четыре тома римских древностей: самый интересный сборник, который в этом роде когда-либо встречался: я смиренно просил вас освежитьscente, который я нашел от Вашего Величества в Милле guise beneficato. Прошу прощения, о Сир, и тем временем примите в этом предложении скромную и искреннюю дань моего благочестивого рабства. Я с самым глубоким уважением Вашему Величеству.

В этой статье я решил немного по другому отформатировать подаваемую информацию.

Внимание! Все графические материалы, представленные на этом канале - это высокодетализированные репродукции, прошедшие сложный и дорогостоящий этап обработки 3 разными нейронками, помимо ручной работы в Фотошопе и они все есть у меня в продаже в максимально возможном качестве! Разрешение картинки в среднем 27500 пикселей по длинной стороне, есть и с более высоким разрешением (картинки по 35000 точек или 400 мегапикселей), что позволяет печатать такие работы в качестве фотообоев.

Первыми картинками в каруселях я поставил те, к которым нашёл перевод экспликаций (комментариев).

Теперь возвращаясь к окончанию предыдущей части публикаций, продолжу.

Миф о «преувеличенных масштабах»

Одно из самых распространённых заблуждений — это мнение, что Пиранези якобы искусственно увеличивал размеры колонн, арок и зданий, чтобы подчеркнуть их величие. Однако если мы сравним его гравюры с сегодняшними обмерами тех же сооружений, окажется, что его чертежи поразительно точны. Например:

  • Амфитеатр Статилия Тавра : данные Пиранези почти полностью совпадают с современными реконструкциями по следам фундаментов.
  • Форум Августа: расположение и ориентация зданий переданы с высокой точностью, что подтверждается археологическими раскопками.
  • Театр Марцелла: масштаб и пропорции здания в его гравюре соответствуют реальным размерам, установленным при обмерах XX века.

Это говорит о том, что Пиранези не преувеличивал, а стремился к точному изображению. Более того, он использовал геометрические методы, чтобы сохранить перспективную корректность и масштаб.

Работа с натуры

Многие историки искусства ошибочно считают, что Пиранези работал только в мастерской, используя старые карты и собственные фантазии. На самом деле он регулярно бывал на месте, делал замеры, эскизы и зарисовки с натуры.

Его инструменты включали:

  • Градусник и мерные цепи
  • Переносные перспективные аппараты
  • Различные виды угольников и рейсшин

Он также сотрудничал с археологами и архитекторами своего времени, такими как Луиджи Ванвителли, что позволило ему получить доступ к закрытым раскопкам и чертежам.

Остатки Пронаоса храма Громового Юпитера. К остаткам Табуляра.
Остатки Пронаоса храма Громового Юпитера. К остаткам Табуляра.

Политика руин: почему историки искажают факты?

Интересно, что именно современные интерпретаторы часто приписывают Пиранези то, чего он не делал. Почему?

Возможно, потому, что:

  • Его работы слишком эмоциональны и драматичны, чтобы быть "научными"
  • Его стиль слишком личностный, чтобы подходить под академические стандарты
  • Он спорил с другими архитекторами и учёными, и его точку зрения пытались дискредитировать

Кроме того, большинство западных исследований о Пиранези до сих пор опираются на работы XIX века, когда интерес к Риму был скорее идеологическим, чем научным. Эти работы часто повторяют друг друга, формируя замкнутый круг мнений, далёкий от реальных руин!

Вид на остатки амфитеатра Флавия с внутренней стороны.                                                                  
А. Арена амфитеатра.                                                                                                                                B. Андито.                                                                                                                                                   C. Один из входов в андито.                                                                                                                     D. стены нижних и верхних клиньев.                                                                                                       E. знаки лестницы, по которой он поднимался на верхний этаж.                                                         F. знаки лестницы для удобства машинистов, когда они поворачивали Молинелли для 
   расширения шатра над амфитеатром.                                                                                                                           G. Капеллеты, Церковь и современные стены.
Вид на остатки амфитеатра Флавия с внутренней стороны. А. Арена амфитеатра. B. Андито. C. Один из входов в андито. D. стены нижних и верхних клиньев. E. знаки лестницы, по которой он поднимался на верхний этаж. F. знаки лестницы для удобства машинистов, когда они поворачивали Молинелли для расширения шатра над амфитеатром. G. Капеллеты, Церковь и современные стены.

Что доказывает канал "Забытые руины"?

Один из немногих современных проектов, где проверяется соответствие гравюр Пиранези реальным руинам , — это YouTube-канал "Забытые руины". Автор канала лично посещает места, изображённые Пиранези, и сопоставляет их с оригиналом.

Его выводы:

  • Большинство гравюр Пиранези соответствуют действительности с минимальными отклонениями.
  • То, что раньше считалось выдумкой, оказывается точным изображением разрушившихся частей зданий .
  • Он восстанавливал недостающие части на основе логики конструкций и аналогий из других известных зданий — то есть работал как настоящий архитектор-реставратор.
Вид на остатки, принадлежащие Золотому дому Нерона.
Вид на остатки, принадлежащие Золотому дому Нерона.

Архитектурная точность Пиранези

Пиранези часто изображается как романтического гравёра, который «чувствовал» величие руин, но не имел научного подхода. На самом деле, его работы демонстрируют уровень точности, недоступный большинству архитекторов его времени.

Он использовал:

  • Геометрические построения, чтобы сохранить пропорции.
  • Перспективные аппараты, чтобы передать объём.
  • Масштабные сетки, чтобы сохранить соотношение между зданиями.

Его чертежи не только воспроизводят то, что он видел, но и интерполируют недостающие части на основе логики строительства. Например, если он видел остатки одной колонны, он мог рассчитать длину всего портика, исходя из стандартных размеров дорического или ионического ордеров.

Арка Северуса и Каракаллы.                                                                                                                    A. Forami для поддержки бронзовых орнаментов.                                                                                 B. храм согласия.                                                                                                                                        C. остатки храма Громового Юпитера.                                                                                                    D. колонна стояла на ногах Грекостаза.
Арка Северуса и Каракаллы. A. Forami для поддержки бронзовых орнаментов. B. храм согласия. C. остатки храма Громового Юпитера. D. колонна стояла на ногах Грекостаза.

Методы измерения и проектирования

Пиранези был одним из первых, кто применял практическую архитектурную науку в работе над античными руинами.

Его методы включали:

  • Прямые измерения: использование мерных цепей и угольников.
  • Фотографическое мышление: создание ракурсов, позволяющих понять объём.
  • Архитектурную аналогию: если часть здания была утрачена, он находил аналоги в других римских постройках и использовал их для восстановления.

Особенно важно, что он не просто копировал, но мысленно «собирал» разрушенные конструкции, восстанавливая их в уме — это качество делает его не просто художником, а архитектором-реставратором эпохи Возрождения и классицизма!

Современная проверка гравюр Пиранези

С развитием технологий стало возможным проверить точность гравюр Пиранези.

Такие проекты, как:

  • Римский архитектурный проект (Rome Reborn).
  • Проект цифровой археологии при Университете Ла Сапиенца.
  • YouTube-канал "Забытые руины".

...показывают, что многие из его чертежей имеют точность до нескольких сантиметров.

Например:

  • Восстановленный фасад Театра Бальбы почти полностью совпадает с найденными блоками.
  • Размеры Амфитеатра Статилия Тавра совпадают с результатами георадарного обследования.
  • Пропорции Пантеона переданы с математической точностью.

Это говорит о том, что Пиранези был не только наблюдателем, но и архитектором, способным читать камень!

Вид на арку Тито.
Вид на арку Тито.

Критика устаревших интерпретаций

Долгое время исследования Пиранези строились на следующих мифах:

  • Он преувеличивал масштабы зданий для драматизма.
  • Он работал без доступа к руинам.
  • Он «воображал» детали, которых не было.
  • Его работа была «романтической», а не научной.

На самом деле:

  • Все его чертежи подтверждаются археологически.
  • Он лично измерял руины.
  • Его восстановления были логичными и обоснованными.
  • Его стиль — не выдумка, а попытка прочесть историю через чертёж.

Современные учёные начинают переосмысливать его роль: он не просто художник, а первый профессиональный реставратор архитектурного наследия , человек, который видел в руинах не только прошлое, но и будущее.

Вид на остатки древних фабрик у подножия Авентина на улице Мармората.                                    
А. остатки древних солончаков.                                                                                                               B. Speco Аппиевого водовода.                                                                                                                 C. Moderna Родничок provegnente от                                                                                                      D. O speco.                                                                                                                                                  D. Moderna Salita, ранее называвшаяся Clivo di Publicio.                                                                        E. остатки построек Авентина.
Вид на остатки древних фабрик у подножия Авентина на улице Мармората. А. остатки древних солончаков. B. Speco Аппиевого водовода. C. Moderna Родничок provegnente от D. O speco. D. Moderna Salita, ранее называвшаяся Clivo di Publicio. E. остатки построек Авентина.
Вид на другие остатки форума Нерва, названного колоннами.                                                            А. стены и столбы пеперини, которые были покрыты мрамором.                                                       
B. Buci ne 'pilastrelli, ov' (пилястры) были соединены штифтами, удерживающими бронзовые украшения.
Вид на другие остатки форума Нерва, названного колоннами. А. стены и столбы пеперини, которые были покрыты мрамором. B. Buci ne 'pilastrelli, ov' (пилястры) были соединены штифтами, удерживающими бронзовые украшения.

Обратите внимание, как Джамбаттиста показывает нам то, как современные для Пиранези дома интегрированы прямо в руинированные останки древних античных сооружений!

Вид на гробницу семьи Плаузия по дороге, ведущей из Рима в Тиволи, недалеко от Понте Лугано.
Вид на гробницу семьи Плаузия по дороге, ведущей из Рима в Тиволи, недалеко от Понте Лугано.

В 1761 году Пиранези стал членом Академии Святого Луки благодаря поддержке папы Климента XIII, который был родом из Венеции и носил имя Карло-делла Торре ди Реццонико. В 1767 году Пиранези был посвящён в рыцари Ордена Золотой шпоры.

Джованни Баттиста Пиранези Портрет папы Климента XIII. Фронтиспис к серии «О величии и архитектуре римлян…» 1761
Джованни Баттиста Пиранези Портрет папы Климента XIII. Фронтиспис к серии «О величии и архитектуре римлян…» 1761

Чтобы понять, в каком состоянии находились древние римские памятники в середине XVIII века, достаточно взглянуть на гравюры Джованни Баттисты Пиранези, изображающие Римский форум. На них видно, что триумфальные арки частично скрыты под слоем земли, а руины храмов густо оплетены деревьями и плющом.

Вместе с французским коллегой-архитектором Шарлем-Луи Клериссо Пиранези стал одним из первых исследователей, которые изучили, измерили и зарисовали знаменитую виллу Адриана в Тиволи. Это был настолько масштабный труд, что его завершал уже сын художника — Франческо.

Интересно, что в процессе работы первопроходцам приходилось пробираться через заросли ежевики, разжигая костры, чтобы отпугивать змей и скорпионов.

Посмотрим внимательно на эту серию гравюр!

Остатки храма Аполлона на вилле Адриана близ Тиволи (Вилла Адриана. Остатки Малого дворца — ранее называвшегося храмом Аполлона-)
Остатки храма Аполлона на вилле Адриана близ Тиволи (Вилла Адриана. Остатки Малого дворца — ранее называвшегося храмом Аполлона-)
Фрагмент зала апартаментов в Кастро Преторио на вилле Адриана в Тиволи. Библиотека на вилле Адриана в Тиволи. Вид зала, принадлежащего Кастро Преторио на вилле Адриана в Тиволи.
Фрагмент зала апартаментов в Кастро Преторио на вилле Адриана в Тиволи. Библиотека на вилле Адриана в Тиволи. Вид зала, принадлежащего Кастро Преторио на вилле Адриана в Тиволи.
Канопус на вилле Адриана в Тиволи. Вид на храм Канопуса на вилле Адриана в Тиволи (название объекта) Виды Рима (название серии) Виды Рима, нарисованные и выгравированные Джамбаттистой Пиранези.
Канопус на вилле Адриана в Тиволи. Вид на храм Канопуса на вилле Адриана в Тиволи (название объекта) Виды Рима (название серии) Виды Рима, нарисованные и выгравированные Джамбаттистой Пиранези.
Вилла Адриана — Пьяцца-д’Оро (Золотая площадь) (Вид на передний план одной из площадей виллы Адриана, которая называется Пьяцца-д’Оро).
Вилла Адриана — Пьяцца-д’Оро (Золотая площадь) (Вид на передний план одной из площадей виллы Адриана, которая называется Пьяцца-д’Оро).
Преторий на вилле Адриана в Тиволи. Развалины одного из солдатских бараков рядом с одной из знаменитых фабрик Адриана на его вилле в Тиволи (название объекта) Виды Рима (название серии).
Преторий на вилле Адриана в Тиволи. Развалины одного из солдатских бараков рядом с одной из знаменитых фабрик Адриана на его вилле в Тиволи (название объекта) Виды Рима (название серии).
Термы на вилле Адриана в Тиволи. Развалины галереи статуй на вилле Адриана в Тиволи (название объекта) Виды Рима (название серии) Виды Рима, нарисованные и выгравированные Джамбаттистой Пиранези, архитектором.
Термы на вилле Адриана в Тиволи. Развалины галереи статуй на вилле Адриана в Тиволи (название объекта) Виды Рима (название серии) Виды Рима, нарисованные и выгравированные Джамбаттистой Пиранези, архитектором.
Интерьер храма D. o Канопуса на вилле Адриана
Интерьер храма D. o Канопуса на вилле Адриана
Вилла Адриана. Вид на Гелиокамино для зимы, которое было нагрето солнцем, которое было введено для окон A, выставленных в середине дня.
Вилла Адриана. Вид на Гелиокамино для зимы, которое было нагрето солнцем, которое было введено для окон A, выставленных в середине дня.

Продолжение следует! В следующих публикациях мы познакомимся ещё с несколькими сериями, чтоб было понимание, что Джамбаттиста рисовал не только руины, но и разрабатывал дизайн каминов, канделябров, кафе, а так же есть серия посвящённая некрополям, ну и конечно-же ещё будет много архитектуры античного Рима, зафиксированного в том состоянии, в каком об был в 18 веке.

Если Вам понравилась статья, ставим лайки, подписываемся на канал и делимся с друзьями!