В Центре Искусств. Москва до 15 июня открыта выставка, посвящённая 120-летию со дня рождения русского и советского художника Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого. Выставка носит название одного из самых известных циклов работ автора - «Прозрачность». Однако на экспозиции среди нескольких десятков картин представлены работы и из других циклов, посвященных Русскому Северу, Кавказу, Забайкалью и, конечно, Николаю Рериху, с которым автор общался и стиль которого во многом перенял.
Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий прожил долгую, насыщенную, сложную и полную испытаний жизнь. Родился он в 1905 году в дворянской семье, учился в Екатерининском институте, жил среди искусства - его окружали литераторы, музыканты и композиторы, художники. Наверное поэтому Борис Алексеевич Смирнов, присоединивший впоследствии к фамилии отца девичью фамилию матери, стал не только известным учёным-металловедом, но писателем и живописцем.
Летом 1926 года Борис Смирнов-Русецкий смог несколько раз встретиться с посетившим Москву Николаем Рерихом, который сильно повлиял на его творчество. Именно по рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступил во ВХУТЕМАС, где его преподавателями стали И. Нивинский и В. Фаворский.
Борис Смирнов-Русецкий развивал идеи Николая Рериха, рисовал по памяти его портрет (представленный в соседнем зале, посвящённом творчеству Рериха), а также великолепно повторял многие его картины, например, известное полотно "Борис и Глеб" (на фото выше).
1940-е годы художник провел в лагерях, арестованный по обвинению в антисоветской деятельности и связи с эмигрантом Рерихом. Многие работы 1930-х годов оказались уничтожены. Позже художник записал очень важные слова: "Лишь радость ожидания великого будущего, которое потенциально уже живет в нас, вера в безграничную гармонию Космоса укрепляли мой дух и не позволяли сдаваться".
Даже в ГУЛАГе он умудрялся замечать красоту окружающей природы и делать наброски, пользуясь которыми позже, уже освободившись, рисовал свои чудесные светлые картины из циклов "Забайкалье" и "Облака".
В конце 1950-х реабилитированный Смирнов-Русецкий получил возможность преподавать и через несколько лет защитил кандидатскую по металловедению. Но начиная с 1960-х годов учёный постепенно перевоплощается в художника. Борис Смирнов-Русецкий заново рисует по памяти утерянные картины и создаёт множество новых. По сохранившимся этюдам он рисует свой любимый Русский Север.
Кроме того, он находит возможность общаться с сыновьями Николая Рериха - Юрием и Святославом, помогает организовать выставки их знаменитого отца в Москве. В 1980-х годах художник входил в состав Комиссии по культурно-художественному наследию Н. К. Рериха при Государственном музее Востока и был председателем Московского рериховского общества.
Смирнов-Русецкий в чём-то подражал Рериху, но всё же, по-моему, смог выработать свой особый "полупрозрачный" стиль. Если Рерих в основном работал темперой, то Смирнов-Русецкий - пастелью.
Ниже редкое изображение иконы, к сожалению, не был указан год создания произведения. Сам художник вспоминал, что в 1920-х годах ездил в Углич копировать иконы в закрытый к тому времени Воскресенский монастырь.
И ещё редкие примеры архитектурного пейзажа. После того, как автор оставил научную деятельность, он много путешествовал по городам центральной России и европейского Севера. Он подмечал, как монументальные формы древней архитектуры органично вписываются в среднерусский ландшафт, подтверждая единение природы и человека.
И сразу еще один монастырь, Псковские Печоры.
Наиболее известный цикл работ Бориса Смирнова-Русецкого – «Прозрачность», автор действительно мог создавать полупрозрачные, неестественно воздушные картины. Он улавливал тонкие состояния природы и сложную структуру пространства, подмечая гармонию и взаимосвязанность.
Интересно, что художник, рисуя пастелью, часто фиксировал каждый слой: сначала полупрозрачный подмалевок с едва намеченными контурами, затем более яркие и чётче прорисованные слои. Этим он добивался особой объёмности, но при этом нежной полупрозрачности своих картин.
Художник не мыслил искусство без духовной опоры, такой опорой для него было христианство. Воплощение веры - ангел - с его картин стал видим обычному человеку.
Борис Смирнов-Русецкий, в лучших традициях русского космизма, воспринимал природу как часть бесконечной Вселенной, где всё взаимосвязано. наверное поэтому в его пейзажах настолько очевидно отражается душа. Художник входил в объединение интуистов «Амаравелла» (с санскрита можно перевести как "ростки бессмертия")и считал, что восприятие картин должно идти с помощью чувств и сопереживания, а не рассудка.
«Длительный опыт работы постепенно показал, что для моих картин одним из наиболее подходящих материалов является пастель. В обычном представлении пастель дает бледную тональность и отличается хрупкостью, легко стирается. Но это расхожее представление не вполне обоснованно», – писал в автобиографической повести сам художник.
Художник вспоминал, что одним из его любимых художников был Исаак Левитан, взволновавший его искренностью, непосредственностью восприятия природы. Домбайский пейзаж чем-то напоминает работы этого великого мастера русского пейзажа.
И еще один чудесный горный пейзаж, снова Домбай.
Соединение Неба и Земли - суть многих картин, как Николая Рериха, так и Бориса Смирнова-Русецкого.
Потрясающий свет заливает картину "Скалистые берега", написанную уже незадолго до ухода художника в мир иной. Наверное это символично.
Еще одна работа мастера, напоминающая нам его увлечение идеями космизма. Полупрозрачный силуэт города заключен в овал космического сияния. Мечта здесь явлена как осмысленная организация будущего.
Смирнов-Русецкий с удовольствием перерисовывал работы Николая Константиновича Рериха. Выше уже было полотно «Борис и Глеб», а здесь покажу «Странник Светлого Града» (на фото выше) и «Прокопий Праведный за неведомо плавающих молится» (ниже).
Но, наверное, больше всех мне запомнилась вот эта гора валунов - неповторимая северная природа: яркий мох, серый обточенный водой и морозами камень, сухие деревья и зовущие к свету облака.
Сам художник говорил о "Прозрачности" как о музыке души: "Чувство непередаваемой красоты природы. Всё утончено, всё как бы чуть-чуть. Это «чуть-чуть», прозрачность является душой этого цикла".
"Уймонская долина" - это не просто нежный алтайский пейзаж, но и абстрактный образ внутреннего мира, снова и снова напоминающий о взаимосвязи человека и Вселенной. В далёком 1926 году в селе Верх-Уймон делала остановку Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха, Борис Смирнов-Русецкий даже обсуждал со Святославом Рерихом возможность создания музея его отца в этом месте.
На полупрозрачные туманные пейзажи можно смотреть бесконечно. И везде главной нотой в этой музыке Вселенной будет вечный Свет.
Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.