Найти в Дзене
Ма- Куда сегодня?

Борис Смирнов-Русецкий: подражание Рериху или уникальный стиль?

В Центре Искусств. Москва до 15 июня открыта выставка, посвящённая 120-летию со дня рождения русского и советского художника Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого. Выставка носит название одного из самых известных циклов работ автора - «Прозрачность». Однако на экспозиции среди нескольких десятков картин представлены работы и из других циклов, посвященных Русскому Северу, Кавказу, Забайкалью и, конечно, Николаю Рериху, с которым автор общался и стиль которого во многом перенял. Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий прожил долгую, насыщенную, сложную и полную испытаний жизнь. Родился он в 1905 году в дворянской семье, учился в Екатерининском институте, жил среди искусства - его окружали литераторы, музыканты и композиторы, художники. Наверное поэтому Борис Алексеевич Смирнов, присоединивший впоследствии к фамилии отца девичью фамилию матери, стал не только известным учёным-металловедом, но писателем и живописцем. Летом 1926 года Борис Смирнов-Русецкий смог несколько раз встретиться с посе

В Центре Искусств. Москва до 15 июня открыта выставка, посвящённая 120-летию со дня рождения русского и советского художника Бориса Алексеевича Смирнова-Русецкого. Выставка носит название одного из самых известных циклов работ автора - «Прозрачность». Однако на экспозиции среди нескольких десятков картин представлены работы и из других циклов, посвященных Русскому Северу, Кавказу, Забайкалью и, конечно, Николаю Рериху, с которым автор общался и стиль которого во многом перенял.

Автопортрет. 1928 г.
Автопортрет. 1928 г.

Борис Алексеевич Смирнов-Русецкий прожил долгую, насыщенную, сложную и полную испытаний жизнь. Родился он в 1905 году в дворянской семье, учился в Екатерининском институте, жил среди искусства - его окружали литераторы, музыканты и композиторы, художники. Наверное поэтому Борис Алексеевич Смирнов, присоединивший впоследствии к фамилии отца девичью фамилию матери, стал не только известным учёным-металловедом, но писателем и живописцем.

-2

Летом 1926 года Борис Смирнов-Русецкий смог несколько раз встретиться с посетившим Москву Николаем Рерихом, который сильно повлиял на его творчество. Именно по рекомендации Рериха Смирнов-Русецкий поступил во ВХУТЕМАС, где его преподавателями стали И. Нивинский и В. Фаворский.

Борис и Глеб, 1990. (по работе Н. К. Рериха)
Борис и Глеб, 1990. (по работе Н. К. Рериха)

Борис Смирнов-Русецкий развивал идеи Николая Рериха, рисовал по памяти его портрет (представленный в соседнем зале, посвящённом творчеству Рериха), а также великолепно повторял многие его картины, например, известное полотно "Борис и Глеб" (на фото выше).

-4

1940-е годы художник провел в лагерях, арестованный по обвинению в антисоветской деятельности и связи с эмигрантом Рерихом. Многие работы 1930-х годов оказались уничтожены. Позже художник записал очень важные слова: "Лишь радость ожидания великого будущего, которое потенциально уже живет в нас, вера в безграничную гармонию Космоса укрепляли мой дух и не позволяли сдаваться".

-5

Даже в ГУЛАГе он умудрялся замечать красоту окружающей природы и делать наброски, пользуясь которыми позже, уже освободившись, рисовал свои чудесные светлые картины из циклов "Забайкалье" и "Облака".

Серия "Дальний Восток" (Забайкалье)
Серия "Дальний Восток" (Забайкалье)

В конце 1950-х реабилитированный Смирнов-Русецкий получил возможность преподавать и через несколько лет защитил кандидатскую по металловедению. Но начиная с 1960-х годов учёный постепенно перевоплощается в художника. Борис Смирнов-Русецкий заново рисует по памяти утерянные картины и создаёт множество новых. По сохранившимся этюдам он рисует свой любимый Русский Север.

Знаки древности
Знаки древности

Кроме того, он находит возможность общаться с сыновьями Николая Рериха - Юрием и Святославом, помогает организовать выставки их знаменитого отца в Москве. В 1980-х годах художник входил в состав Комиссии по культурно-художественному наследию Н. К. Рериха при Государственном музее Востока и был председателем Московского рериховского общества.

Дозор ангелов. 1920-е
Дозор ангелов. 1920-е

Смирнов-Русецкий в чём-то подражал Рериху, но всё же, по-моему, смог выработать свой особый "полупрозрачный" стиль. Если Рерих в основном работал темперой, то Смирнов-Русецкий - пастелью.

Матерь света. 1985 г.
Матерь света. 1985 г.

Ниже редкое изображение иконы, к сожалению, не был указан год создания произведения. Сам художник вспоминал, что в 1920-х годах ездил в Углич копировать иконы в закрытый к тому времени Воскресенский монастырь.

-10

И ещё редкие примеры архитектурного пейзажа. После того, как автор оставил научную деятельность, он много путешествовал по городам центральной России и европейского Севера. Он подмечал, как монументальные формы древней архитектуры органично вписываются в среднерусский ландшафт, подтверждая единение природы и человека.

Старый монастырь. 1985 г.
Старый монастырь. 1985 г.

И сразу еще один монастырь, Псковские Печоры.

Ризница и звонница Псково-Печерского монастыря. 1985 г.
Ризница и звонница Псково-Печерского монастыря. 1985 г.

Наиболее известный цикл работ Бориса Смирнова-Русецкого – «Прозрачность», автор действительно мог создавать полупрозрачные, неестественно воздушные картины. Он улавливал тонкие состояния природы и сложную структуру пространства, подмечая гармонию и взаимосвязанность.

Облака над горами, 1939
Облака над горами, 1939

Интересно, что художник, рисуя пастелью, часто фиксировал каждый слой: сначала полупрозрачный подмалевок с едва намеченными контурами, затем более яркие и чётче прорисованные слои. Этим он добивался особой объёмности, но при этом нежной полупрозрачности своих картин.

Полет. 1980 г.
Полет. 1980 г.

Художник не мыслил искусство без духовной опоры, такой опорой для него было христианство. Воплощение веры - ангел - с его картин стал видим обычному человеку.

Одинокий ангел. 1984 г.
Одинокий ангел. 1984 г.

Борис Смирнов-Русецкий, в лучших традициях русского космизма, воспринимал природу как часть бесконечной Вселенной, где всё взаимосвязано. наверное поэтому в его пейзажах настолько очевидно отражается душа. Художник входил в объединение интуистов «Амаравелла» (с санскрита можно перевести как "ростки бессмертия")и считал, что восприятие картин должно идти с помощью чувств и сопереживания, а не рассудка.

Туман в горах, 1960
Туман в горах, 1960
«Длительный опыт работы постепенно показал, что для моих картин одним из наиболее подходящих материалов является пастель. В обычном представлении пастель дает бледную тональность и отличается хрупкостью, легко стирается. Но это расхожее представление не вполне обоснованно», – писал в автобиографической повести сам художник.
Тишина. 1969 г.
Тишина. 1969 г.

Художник вспоминал, что одним из его любимых художников был Исаак Левитан, взволновавший его искренностью, непосредственностью восприятия природы. Домбайский пейзаж чем-то напоминает работы этого великого мастера русского пейзажа.

Домбай. Зуб Софруджу. 1985 г.
Домбай. Зуб Софруджу. 1985 г.

И еще один чудесный горный пейзаж, снова Домбай.

Домбай. 1985 г.
Домбай. 1985 г.

Соединение Неба и Земли - суть многих картин, как Николая Рериха, так и Бориса Смирнова-Русецкого.

Розовый закат. 1986 г.
Розовый закат. 1986 г.

Потрясающий свет заливает картину "Скалистые берега", написанную уже незадолго до ухода художника в мир иной. Наверное это символично.

Скалистые берега. 1992 г.
Скалистые берега. 1992 г.

Еще одна работа мастера, напоминающая нам его увлечение идеями космизма. Полупрозрачный силуэт города заключен в овал космического сияния. Мечта здесь явлена как осмысленная организация будущего.

Новый город. 1973 г.
Новый город. 1973 г.
Странник Светлого Града
Странник Светлого Града

Смирнов-Русецкий с удовольствием перерисовывал работы Николая Константиновича Рериха. Выше уже было полотно «Борис и Глеб», а здесь покажу «Странник Светлого Града» (на фото выше) и «Прокопий Праведный за неведомо плавающих молится» (ниже).

Прокопий Праведный за неведомо плавающих молится, 1990 (по работе Н. К. Рериха)
Прокопий Праведный за неведомо плавающих молится, 1990 (по работе Н. К. Рериха)
-25

Но, наверное, больше всех мне запомнилась вот эта гора валунов - неповторимая северная природа: яркий мох, серый обточенный водой и морозами камень, сухие деревья и зовущие к свету облака.

-26
Скалистая вершина. 1990 г.
Скалистая вершина. 1990 г.
Сам художник говорил о "Прозрачности" как о музыке души: "Чувство непередаваемой красоты природы. Всё утончено, всё как бы чуть-чуть. Это «чуть-чуть», прозрачность является душой этого цикла".
Крылья облаков
Крылья облаков

"Уймонская долина" - это не просто нежный алтайский пейзаж, но и абстрактный образ внутреннего мира, снова и снова напоминающий о взаимосвязи человека и Вселенной. В далёком 1926 году в селе Верх-Уймон делала остановку Центрально-Азиатская экспедиция Николая Рериха, Борис Смирнов-Русецкий даже обсуждал со Святославом Рерихом возможность создания музея его отца в этом месте.

Уймонская долина. Утро. 1982 г.
Уймонская долина. Утро. 1982 г.
Пейзаж. Прибрежные скалы. 1962 г.
Пейзаж. Прибрежные скалы. 1962 г.

На полупрозрачные туманные пейзажи можно смотреть бесконечно. И везде главной нотой в этой музыке Вселенной будет вечный Свет.

Лучи заката. 1969 г.
Лучи заката. 1969 г.
Розовое облако, 1981 г.
Розовое облако, 1981 г.
Горы в тумане. 1985 г.
Горы в тумане. 1985 г.
Утренний свет. 1982 г.
Утренний свет. 1982 г.
Обители света, 1977
Обители света, 1977
Горные уступы.
Горные уступы.

Благодарю за внимание! Буду рада, если информация покажется интересной. Все фото сделаны мной в Москве. Обзор носит информационный характер, не является рекламой, отражает личную позицию автора.