Найти в Дзене

Дж. Пуччини – Богема. Большой театр. Реж. Жан-Роман Весперини, дирижер И. Рудин

«Богема» для меня – особенная опера. С одной стороны, если меня спросят о любимых оперных произведениях, то первым делом я начну с «Хованщины», «Бориса Годунова», «Тангейзера» - чего-то внушительного, большого, масштабного, однако когда я вспоминаю «Богему», то чувствую, что всегда готова ее послушать, хотя она совсем из другого теста. И вот в афише Большого – «Богема», цена на партер подарочная – 2000 р, в одном из составов – меды ушей моих: В. Ладюк и А. Татаринцев, иду, конечно же иду! Единственное, что насторожило меня в программке - так это дирижер И. Рудин, однако в оперных чатах многие написали, что «Богема» у него вполне себе ничего - хорошо, поверим, проверим. Ближе к спектаклю, как это сейчас часто практикуется, состав поменялся. Второй раз за сезон из каста исчезает тот, кто стал одной из главных причин покупки билета, а именно В. Ладюк (должен был петь Марселя). Я, конечно, чертыхаюсь, но мир не рушится, ценность музыки не теряется и в целом имена поющих не отталкивают, н
Сцена из спектакля, фото с официального сайта Большого театра. Певцы другие, добавила картинку ради понимания сценографии
Сцена из спектакля, фото с официального сайта Большого театра. Певцы другие, добавила картинку ради понимания сценографии

«Богема» для меня – особенная опера. С одной стороны, если меня спросят о любимых оперных произведениях, то первым делом я начну с «Хованщины», «Бориса Годунова», «Тангейзера» - чего-то внушительного, большого, масштабного, однако когда я вспоминаю «Богему», то чувствую, что всегда готова ее послушать, хотя она совсем из другого теста.

И вот в афише Большого – «Богема», цена на партер подарочная – 2000 р, в одном из составов – меды ушей моих: В. Ладюк и А. Татаринцев, иду, конечно же иду!

Единственное, что насторожило меня в программке - так это дирижер И. Рудин, однако в оперных чатах многие написали, что «Богема» у него вполне себе ничего - хорошо, поверим, проверим.

Ближе к спектаклю, как это сейчас часто практикуется, состав поменялся. Второй раз за сезон из каста исчезает тот, кто стал одной из главных причин покупки билета, а именно В. Ладюк (должен был петь Марселя). Я, конечно, чертыхаюсь, но мир не рушится, ценность музыки не теряется и в целом имена поющих не отталкивают, настроение «Богемы» уже со мной.

Рассказывать о сюжете «Богемы» смысла не вижу, это - одна из самых популярных опер в мире. А вот про постановку несколько слов скажу. Единственная «Богема», которую слушала живьем, случилась в том же Большом, в 2017 году. Та версия жила много лет, она была очень традиционная по виду, а в 2018 уже появилась нынешняя, режиссера Жан-Романа Весперини – и снова традиция во главе угла, никаких новшеств, режиссерских экзерсисов, переноса эпох и места действия.

Тот самый Париж, холодная мансарда, беспечные, вечно голодные молодые люди творческих профессий и готовые делить с ними непростое существование влюбленные девушки.

сцена из спектакля, фото с  официального сайта Большого театра.
сцена из спектакля, фото с официального сайта Большого театра.

Очень понравилась сценография ( Бруно де Лавенер): пространство во всех сценах живое, наполненное, интересное как общим планом, так и деталями. Все сделано с душой и профессионально.

К примеру, картина у заставы Д’Анфер лично у меня вызвала стойкое ощущение, что передо мной – работа художника, фактически живопись: есть и свет, и перспектива и грамотно разведены фигуры.

Ярмарка в Латинском квартале яркая, феерическая, многофигурная, костюмы чудесные, в мансарде хочется все разглядывать, словно персонажи оказались в своего рода кукольном домике - вся постановка очень добротно и с вдохновением сделана. Прочитала, что режиссер ориентировался на визуал фильма-мюзикла «Мулен Руж» - что правда, то правда, развлекательным кинематографом от спектакля немного веет, но при этом присутствуют и поэтичность, и трогательность, и работа воображения.

Cцена из спектакля, фото с официального сайта Большого театра
Cцена из спектакля, фото с официального сайта Большого театра

В целом это очень понятный, эмоциональный и качественный спектакль, не отклоняющийся от текста либретто и партитуры. Такой спектакль может прожить еще достаточно долго и не смотреться нафталинно и банально, он очень красив и точен.

Но тут еще очень многое зависит от участников действа, качества пения и актерской игры. Переходим к персоналиям.

Марселя в итоге пел Василий Соколов. Пел-то вроде бы и хорошо, но и в голосовой манере, и в актерской считывалось большая старательность, которая пошла не на пользу образу. Марсель по сути – спонтанен, брутален, вспыльчив. Соколов же словно с комсомольским задором рапортовал, что он - Марсель.

Некоторое количество лет назад Ольга Селиверстова ( Мюзетта) часто была в составах спектаклей Большого, которые мне удавалось посмотреть, тогда она мне очень нравилась, увидев ее в составе, верила в качественное пение. В этот раз, пожалуй. она была самым слабым звеном каста, хитовый вальс Мюзетты прозвучал блекло и вымученно, хотя суть героини Селиверстова отыгрывала неплохо, однако в опере все-таки самое важное- хорошо петь.

Философа Коллена пел Александр Бородин – самый молодой певец из «богемного квартета», голос хороший, потенциал точно есть, но роль и маловата, и как будто бы тоже присутствует некая наигранность в образе, хотелось более спокойного, уверенного толкования.

Николай Казанский пел Шонара (кажется, что Казанский - вечный Шонар, в 2017-м, когда я смотрела «Богему» в другой постановке, он тоже его пел). И пусть возрастом певец уже не похож на молодого музыканта, партия настолько отыграна и спета, что это не имеет значения. Вообще, Казанский для Большого многие годы - такая палочка-выручалочка ( думаю, пробудет таковой еще достаточно): универсальный, крепкий бас-баритон, очень уважаю его.

И, наконец, великолепный Рудольф – Алексей Татаринцев. Идеальное попадание в образ: вроде бы и романтичный, и велеречивый, и симпатичный такой, однако бегущий от ответственности, трусоватый и незрелый. Рудольф всегда виделся именно таким - Татаринцев не «пересластил» героя, но и не вызвал отторжения, ему в итоге сочувствуешь ровно настолько, насколько он этого заслужил.

Пел Алексей очень хорошо, и, что важно – они отлично сработались в дуэте с Анной Шаповаловой (Мими). Раньше не слышала эту певицу: великолепный голос и очень достойное актерское прочтение роли девушки, которая имеет огромный потенциал в умении полно и благодарно чувствовать, но, увы, не знает себе цены. Мими наивна, не особо умна, но так мила, непосредственна, открыта – и в этом ее сила, которую не оценил возлюбленный.

Среди всех персонажей как будто бы именно Мими особо выделяется Пуччини и музыкой, и объемом партии – и Анна Шаповалова с честью исполнила эту роль, Пожалуй, она была самой яркой в составе, но, повторюсь, с Татаринцевым у нее сложился отличный дуэт.

А еще то, к чему я отнеслась с подозрением сразу – дирижирование Ивана Рудина – в моем случае попало в категорию «предчувствия не обманули». В первой картине я просто страдала: оркестр так заглушал певцов, что было невероятно обидно. Особенно досталось Татаринцеву, как будто бы дирижер невзлюбил именно Рудольфа. Ощущения боя было порой и с Шаповаловой, но ее способность форсировать – удивительна, она выходила из этих боев с честью и при этом не орала, как иногда поступают певцы, оказывающиеся в такой ситуации.

Пожалуй, эта «глухота» - и есть самое неприятное впечатление от постановки, пусть и некоторые герои были спеты неидеально, но в целом все было приемлемо. К финалу и оркестр пришел в себя, слава Богу, с оперы я выходила в прекрасном настроении.

Богема.  Поклоны
Богема. Поклоны

Музыка Пуччини, конечно, гениальна! Если «Богема» не растопит ваше сердце, то стоит задуматься, есть ли оно у вас вообще.