Благовещенская церковь в селе Павловская Слобода построена в XVII столетии в вотчине влиятельного боярина Бориса Морозова. Высокая пятиглавая церковь окружена пристройками галерей, переходов и крылец. В 2000-е годы вокруг Благовещенской церкви была построена каменная ограда, святые ворота и несколько новых небольших церквей в стиле допетровского зодчества, так что весь ансамбль стал напоминать монастырь. Также была воссоздана колокольня, разрушенная во время войны.
В 1650 году владелец села Павловское Борис Морозов заложил в своей вотчине каменную церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. Борис Морозов был воспитателем царя Алексея Михайловича, считался царским любимцем и некоторое время являлся вторым человеком в государстве. Строительство храма в Павловском пришлось на последнее десятилетие жизни когда-то могущественного фаворита. Морозов в то время уже отошел от государственных дел, хотя и сохранил личную дружбу и расположение Алексея Михайловича. Храм был завершен только в 1663 году вдовой боярина - сам Морозов скончался двумя годами ранее.
Древняя колокольня храма имела уникальную особенность - в среднем этаже под звонницей располагались комнаты, в которых отдыхал царь Алексей Михайлович, когда проезжал через село Павловская Слобода. К сожалению, старинная колокольня с царскими комнатами до нашего времени не сохранилась.
Благовещенская церковь строилась в годы драматических событий начала церковного раскола на Руси. Обрядовые реформы патриарха Никона вызвали сопротивление ревнителей старины, причем не только простого народа, но и части знатных семей. Фамилия Бориса Морозова без его на то воли стала одним из "знамен" старообрядчества. Вотчина Павловское по наследству перешла его младшему брату Глебу, а затем жене последнего - боярыне Феодосии Прокопьевне Морозовой. Богатая вдова стала одной из самых известных противниц церковных реформ. Именно она изображена на картине Сурикова в образе фанатичной женщины, которую на санях увозят к месту заточения.
Морозова была хорошо знакома с опальным протопопом Аввакумом и упорно держалась "древнего благочестия". Первое время знатную боярыню не трогали. Однако после оскорбительного отказа Морозовой прийти на свадьбу царя Алексея Михайловича с Натальей Нарышкиной все поменялось. Морозову и ее сестру княгиню Урусову посадили в оковы, подвергали допросам, пыткам. Их в то же время и уговаривали примириться с царем и принять новый обряд. Но все было тщетно. Морозову увезли в Пафнутьев Боровский монастырь, где она скончалась в земляной тюрьме. Место ее гибели впоследствии стало почитаться старообрядцами разных направлений.
В самой Павловской Слободе впоследствии также было немало старообрядцев. В конце XIX века композитор Александр Бородин снимал дачу в конце села Павловская Слобода, где как раз и проживали у кладбища раскольники-беспоповцы. В письмах из Павловской Слободы Бородин описывал нравы этих сельских изгоев, которые принадлежали к согласию так называемых "федосеевцев". Они назывались так по имени основателя первой подобной общины бывшего дьякона Феодосия из рода Урусовых. Бородина интересовала песенная традиция местных староверов. Есть версия, что их молитвенные напевы Бородин даже использовал в Третьей симфонии. Достоверно это неизвестно, потому что Третья симфония не сохранилась.
Благовещенская церковь исторически имела два причта, то есть в ней служили два священника, два дьякона и два псаломщика. Каждый "набор" служителей окормлял свою половину прихода. В 1875-1901 годах в Благовещенской церкви служил настоятелем священник Иоанн Тимофеевич Никольский. Незадолго до революции в 1910-1915 годах священником был Сергей Григорьевич Попов. Он неожиданно скончался в возрасте 52 лет во время лечения в Мариинской больнице в Москве и был похоронен на бывшем Лазаревском кладбище, где его родственник служил псаломщиком в Духовской церкви. Другой родственник отца Сергия Попова служил в соседнем с Павловской Слободой женском Аносином монастыре.
Недалеко от Павловской Слободы находится деревня Покровское, которая исторически входила в приход Благовещенской церкви. В этой деревне еще в царское время жил некто крестьянин Егор Валуев, который глумился над иконами, при всех заявлял, что не верит в Бога. Причем точно также вел себя и его двадцатилетний сын легковой извозчик Иван Валуев. В 1907 году на Пасху Егор Валуев в чайной лавке стал вновь перед всеми насмехаться над верой: заявил, что он сам Иоанн Креститель и добавил: "Вот я сам святой, молитесь на меня, а не на иконы". В тот же день Егор Валуев неожиданно почувствовал себя плохо, и по пути в больницу скончался. А еще через год и тоже на Пасху его сын извозчик Иван повесился...
В 1933-1934 годах Благовещенскую церковь закрыли. До войны в ней разместили женское общежитие. После войны и до 1990-х годов в старинной церкви работал цех по пошиву кожгалантереи. Еще в XIX веке Павловская Слобода стала известна благодаря устроенной здесь суконной фабрике петровского вельможи Павла Ягужинского. После его кончины фабрика перешла в казну и выпускала тонкое гвардейское сукно. В середине XIX века фабрику закрыли, а ее корпуса переоборудовали под военные казармы. К слову, военная часть в исторических помещениях суконной фабрики находилась и в советские годы.