В 2007 году к 60-тилетию Каннского кинофестиваля вышел киноальманах о кино из 34 новелл от разных режиссеров, специально снявших свои короткометражки к юбилею.
Приглашаю Вас разделить мое любопытство и пошагово ознакомиться с самим киноальманахом, а заодно и с кинолентами их автора, которые отмечал Каннский фестиваль. Делать это будем в формате "1 автор = 1 статья".
Второй эпизод снял японский режиссёр Такеши (Такэси) Китано. Поговорим о режиссёре, о его короткометражном фильме «Один прекрасный день» и процитированном в нём "Ребята возвращаются".
Такеши Китано
Такеши Китано уже почти 80 лет, а его самый новый полнометражный фильм вышел в 2024 году (Сломленная ярость). На его счету более двадцати киноработ как режиссера. Два его фильма крайне громко и успешно прокатились на Венецианском кинофестивале: «Затоичи» и "Фейерверк".
Читать его биографию интересно. Китано - человек многогранный: в его жизни много увлечений, занятий и профессий - от кинорежиссёра до актера и комика.
Короткометражка "«Один прекрасный день»
В альманах вошла его короткометражка "Один прекрасный день".
По сюжету в отдалённый кинотеатр, затерянный в сельской местности, на велосипеде приезжает единственный зритель на сеанс.
Всё идет не по плану, но день всё равно можно назвать прекрасным, потому что в нём было кино. Оно обрывками позволило человеку перенестись в другой мир и отвлечься. А реальность врывалась в этот процесс весьма настырно.
"Ребята возвращаются"
В короткометражке зритель смотрит именно этот фильм Китано. Кинолента вышла в 1996 году и снята по собственному сценарию режиссера. Западные премии обошли этот фильм вниманием, а японские отметили в основном актерский дебют Масанобу Андо.
В главных ролях: Кэн Канэко, Масанобу Андо
Синдзи (Масанобу Андо) и Масару (Кэн Канэко) вместе учились в школе и были близкими товарищами, но потом пошли по разным путям: один - в бокс, другой в - криминал. Ближе к концу первой трети фильм становится преимущественно спортивной драмой: много бокса, много тренировок, немного соревнований.
Главное достоинство "Ребята возвращаются" - это история.
История взросления, поиска себя и своего места в обществе. Фильм рассказывает о жизни трёх одноклассников: двух друзей и одного парня, которого те часто видели в кафе. Каждый из них сделал свой выбор. Повествование очень честное, ностальгичное, но неприторное.
"Ребята возвращаются" - хорошо снятое и поставленное кино.
Кадры выдерживают и геометрию, и где необходимо - динамику. Спортивный процесс показан отлично: и атмосфера зала, и проблемы спортсменов, и физическая сторона тренировок.
Музыка
Музыку для фильма написал Дзё Хисаиси. И она очень запоминается.
Актёрские работы и образы
Кэн Канэко и Масанобу Андо - оба сами по себе выразительные, только по-разному. Персонажи у них тоже разные. Получилось органично.
"Ребята возвращаются" мне понравились.
Бокс/Спорт
Я не ожидала, что это будет в основном боксёрский фильм, но сюрприз был приятный. Перед ним я посмотрела другую спортивную ленту Китано - "Сцены у моря". И спорт он показывает по-своему, что в одном фильме, что в другом.
Он фокусирует внимание на внутреннем мире и тренировочном процессе, но не романтизирует последний, как это делают часто американские спортивные драмы, где герой в поту за пару динамичных минут под мажорную музыку достигает некой конечной формы и выходит на решающее соревнование. А далее - кубок, успех, победа.
У Китано всё не так. И это приятно.
Спорт у Китано - это путь и работа. Путь этот надо выбрать, а затем на нём много работать. Кто занимался спортом - знает, что хорошие тренировки - это выжать из себя чуть больше, чем кажется на момент возможно. Не сильно больше - иначе травмы, выгорание и никакого результата. Но спорт - это преодоление себя, увеличение возможностей тела и воли: вчера 500 раз - сегодня 503 кажется пределом, но через не могу получается 505.
И мне очень понравилось, что этот дух передан. А в нём самом особо романтичного ничего нет.
Жизнеспособность
Фильм заканчивается тем, что главные герои оба сворачивают с выбранного пути и возвращаются в точку, где они вместе на велосипеде как в школьные годы.
И они снова должны выбирать, что им делать.
По привычной логике американского кино тот, кто избрал путь боксера, должен был бы стать чемпионом. Но в фильме Китано этого не происходит. Как его товарищ нарушает строгие правила криминального мира и теряет заработанные преимущества, так и герой Масанобу Андо проваливает боксёрскую карьеру.
В отличие от третьего парня, который серьёзно влюбился в девушку и старался заработать на дела семейные, - у главных героев осталась жизнь, а значит и возможность дальше выбирать.
Боксёрский путь оказался частью жизни, в которой необязательно должен быть великий результат. Можно выбрать что-то другое, приложить усилия и жить дальше. И это очень жизнеспособно, и оптимистично. Куда более жизнеспособно, как по мне, чем положить всё ради олимпийской медали, чтобы потом понять, что она стоила слишком дорого, или чтобы её отсутствие стало крахом всей жизни.
Мягкий тон
В фильме вроде бы и есть столкновение криминального пути и пути спорта, но чего в нем нет, так это морализаторства и менторского тона. Есть истории разных людей, которые расставили по-разному приоритеты. Всё тонко, хоть и понятно. Главное, что есть в этом фильме - это сами люди. Именно от их внутреннего мира, от их страстей и сил проистекает и их жизненный путь.
Отличный фильм на 75% состоит из спортивной драмы и на 25% из истории взросления и выбора жизненного пути, с элементами криминальной драмы. Выразительные "ребята", цепкая музыка, хорошая постановка и завершенная история с открытым, но жизнеутверждающим для главных героев финалом.