Третий день вынуждены стоять на приколе в Якутске — внизу по течению штормит и выпал снег. Наш катер оказался не слишком пригоден к такой погоде, в отличие от того, на котором мы плыли в 2022 году. Мощный мотор радует, а вот герметизация недостаточна — набегающая штормовая волна находит лазейки и вода попадает внутрь каюты через уплотнение люка и клепки усиленного лобового остекления. Да и конструкция катера не слишком предусмотрена для штормовой погоды, поэтому вынуждены пережидать ее в Якутске, изучая окрестности.
В Тикси в этом году шансов попасть нет. Погода слишком холодная. У протоки Быковская стоит лед, и вероятно не сможем дойти даже до места, в котором три года назад оставили предыдущий катер, не дойдя до Тикси из-за льдов. При том, что тогда путешествие проходило под жарким солнцем, а сейчас температура едва перевалила через ноль.
Авантюрный повтор попытки пройти подальше за Якутск по Лене в июне стал результатом необходимости ходовых испытаний новых карданов СТО22-Бийск для Toyota Land Cruiser. Поэтому Хасан и Хамит Карагужины тащили катер на 9-метровом прицепе с Алтая в Якутию по всем тягунам и грейдерам, да и Якутск стал для нашего прошлого путешествия знаковым: Хамит не смог прибыть на место из-за сломанной ноги, а я улетал из Якутска и часть маршрута не увидел.
Пока экипаж ожидал моего прилета в Якутск они сбросили катер на воду в сотне километров от Якутска, чтобы заехать на знаменитые Ленские столбы, которые в прошлом путешествии мы прошли ночью и не смогли высадиться.
В этот раз, как говорится, точка была взята. Однако это далеко не главная цель нашего путешествия, а только одна из его стартовых вех...
Если позволит Дух Великой Реки, мы надеемся дойти и высадиться на острове Столб, а потом дойти до горы Америка-Хая на берегу Большой Туманской протоке устья Лены, чтобы почтить память американских исследователей Севера, два года дрейфовавших на зажатой льдами шхуне «Жанетта» и покинувших корабль только после того, как шхуна затонула, окончательно раздавленная льдами, отправившись на лодках вверх по течению Лены.
Еще одной точкой путешествия должно стать место захоронение 26-летнего члена экипажа яхты «Заря» Трифона Носова , искавшей Землю Санникова в Русской Полярной Экспедиции 1900-1902 годов, и Якова Санникова — внука того самого Якова Санникова, также искавшего открытую дедом землю и похороненного рядом в 1908 году.
Надеясь достичь поставленных целей мы бесцельно бродим по Якутску в ожидании благоприятной погоды и возможности выдвинуться на Север. Едим местную рыбу и жеребятину, ближе знакомимся с образом жизни столицы одного из богатейших регионов России, одновременно и города самых ужасных дорог, ремонтировали которые, похоже, еще во времена СССР.
Три года назад я уже снимал эту остановку с тротуаром, накрытым временным навесом. За эти годы ничего не поменялось, правда на остановке появились две складываемые скамейки. Это местный лайф-хак для снежной зимы, чтобы снег не засыпал скамейки. А еще возможность размещения еще большего количества рекламы.
Зато закончен ремонт центральной площади города, на которой появились даже розетки на 220В, не говоря уже о USB-зарядках. Правда я не понял, почему построенный фонтан, по которому во всех городах принято пробегать между «выстрелами» воды, в Якутске оказался огорожен от желающих это сделать. В итоге люди лишь наблюдают, а детишки жалеют, что нельзя пробежать. Зачем тогда вообще делать такой фонтан?! Ответа нет...
В туристической зоне Якутска все хорошо: тут и торговля традиционными сувенирами и этническими одеждами и украшениями, и деревянное зодчество, и несколько музеев, и даже чурочная мостовая, пусть частично из бетонных «чурок», но не важно — стиль сохранен и вид присутствует.
В остальном город живет своей жизнью и сложно сказать, изменилось ли что-то спустя три года с момента нашего прошлого путешествия. Вокруг все те же улыбчивые и симпатичные якутские девушки, полярно отличающиеся от особей мужского пола, которые улыбаются и ведут себя по-дружески только если ты с ними знаком. Из трех таксистов, с которыми мне приходилось ехать, только один вообще разговаривал и улыбался, здороваясь в ответ. Двое других вели себя так, как будто их взяли в рабство. А такси здесь — это вообще «аллес». Расскажу отдельно… такого не было даже в Москве в 90-е.
Надеемся, что завтра все же сможем отчалить и отправиться в путешествие. По самым скромным подсчетам нам потребуется больше тонны топлива и его добыча отдельный вопрос. Радует, что с нами будет местный житель Андрей, знакомый с прошлого похода, который окажет посильную помощь нашему безнадежному предприятию.
Продолжение следует...