Найти в Дзене
Павел Володин

Американская помощь СССР в довоенный период: комплексный анализ

Американская помощь Советскому Союзу в довоенный период (1920-1941 гг.) представляет собой одну из наиболее значимых, но малоизвестных страниц истории советско-американских отношений. Этот период характеризовался масштабным техническим сотрудничеством, которое сыграло ключевую роль в советской индустриализации.

Масштабы американской помощи

Количество иностранных специалистов

В период с 1929 по 1935 годы в СССР работало значительное количество иностранных специалистов:

По данным исследователей, в СССР приехало около 200 тысяч американских инженеров и техников, которые первые несколько лет отвечали за производство. За эти 10 лет американские профессора подготовили на рабфаках 300 тысяч квалифицированных специалистов.

Финансовые вложения

Общая сумма американских инвестиций только по основным промышленным проектам составила около 193 миллионов долларов, что в пересчете на современные деньги составляет примерно 3,9 миллиарда долларов.

Основные предприятия, построенные с американской помощью

Таблица крупнейших предприятий

-2

Детальное описание ключевых проектов

Горьковский автозавод

Горьковский автозавод проектировала команда американца Альберта Кана, одного из лучших индустриальных архитекторов того времени. 31 мая 1929 года Генри Форд и корпорация Ford Corporation подписали контракт, позволяющий Советскому Союзу строить автомобили ГАЗ-А и грузовики ГАЗ-АА на заводе в Нижнем Новгороде.

В 1930 году ВСНХ заключает с бюро контракт, по которому Albert Kahn Co., Inc. получает официальный статус главного проектировщика и консультанта по промышленному строительству. За два года бюро проектирует и организует строительство 521 завода.

Магнитогорский металлургический комбинат

Магнитка представляла собой клон металлургического комбината в городе Гэри, штат Индиана. Американская корпорация Clearing Mach Corp. спроектировала и поставила конструктивные части для Магнитогорска, включая восемь самых больших печей.

ДнепроГЭС

ДнепроГЭС строился американской фирмой Cooper Engineering Company совместно с немецким "Сименсом". Первые пять электрогенераторов для ДнепроГЭС были произведены General Electric, установку оборудования производили американские специалисты компании под руководством инженера Хью Купера.

Сталинградский тракторный завод

Сталинградский тракторный завод был построен в США, разобран, перевезен на 100 грузовых кораблях и затем собран в СССР. Для строительства тракторных заводов было мобилизовано 80 американских компаний.

Основные довоенные договоры и соглашения

Таблица ключевых соглашений

-3

Анализ основных соглашений

Соглашение с General Electric (1928)

Самым масштабным стало соглашение между компанией General Electric и торговой корпорацией Амторг, в соответствии с которым предоставлялся долгосрочный кредит на покупку электрического оборудования на общую сумму 21-26 млн долларов США, на период в 6 лет. General Electric создала техническое бюро в Москве для сопровождения контрактов компании.

Соглашение с Ford Motor Company

Контракт с Ford Corporation позволял СССР строить автомобили ГАЗ-А и грузовики ГАЗ-АА на заводе в Нижнем Новгороде. Американские инженеры руководили строительством завода, корпорация Ford Corporation поставила большую часть оборудования.

Роль корпорации Амторг

Амторг был частным акционерным обществом с участием советского капитала, учрежденным в штате Нью-Йорк 1 мая 1924 года. В 1929-1930 годах через Амторг 1700 американских компаний продали товаров на сумму 94,5 млн долларов, то есть более 50% всего объёма торговли между двумя странами.

Выполнение американских обязательств

Успешная реализация проектов

Американские компании в целом выполняли свои обязательства. В 1923-1933 годах только тяжёлая промышленность заключила 170 договоров о технической помощи, в том числе 59 с американскими компаниями. За годы 1-й пятилетки (1928-1932) сталинское руководство построило более 500 новых предприятий при активном участии американских специалистов.

Экономические результаты

Благодаря американской помощи СССР смог кардинально изменить свое положение в мировой экономике: в 1929 году СССР занимал 5-е место в мире по объёму промышленного производства (после США, Германии, Англии и Франции), а в 1932 году – уже 2-е (после США).

Оценки Сталина американской помощи

Сталинские высказывания о довоенной помощи

Сталин высоко оценивал американскую техническую помощь в период индустриализации. На протяжении первой пятилетки он неоднократно подчеркивал важность технического сотрудничества с США для модернизации советской промышленности.

Военная помощь и ленд-лиз

Особенно важными стали оценки Сталина относительно военной помощи США. На Тегеранской конференции в 1943 году Сталин произнес знаменитый тост: "Я хочу сказать вам, что, с советской точки зрения, сделали Президент и Соединённые Штаты для победы в войне. Самые важные вещи в этой войне – машины. Соединённые Штаты доказали, что могут производить от 8,000 до 10,000 самолётов в месяц. Россия может производить, самое большее, 3000 самолётов в месяц. Без этих машин, поставлявшихся по ленд-лизу, мы бы проиграли эту войну".

Свидетельства Хрущева

Никита Хрущев в своих мемуарах приводил слова Сталина: "Он прямо говорил, что если бы США нам не помогли, то мы бы эту войну не выиграли: один на один с гитлеровской Германией мы не выдержали бы её натиска и проиграли войну".

Причины замалчивания в современной России

Политические мотивы

Замалчивание масштабов американской помощи в современной России объясняется несколькими факторами. Во-первых, это противоречит официальной риторике о самостоятельности СССР в достижении победы. Посольство РФ неоднократно критиковало попытки "умышленного замалчивания американскими дипломатами ключевой роли СССР в разгроме гитлеровцев".

Историографические проблемы

Долгое время ленд-лиз и довоенная помощь оставались одной из самых темных и запутанных страниц истории второй мировой войны. В годы холодной войны обе стороны с одинаковым упорством секретили всю конкретику американской помощи.

Экономические соображения

Признание масштабов американской помощи может подорвать нарратив о самостоятельном экономическом развитии СССР и поставить под сомнение эффективность советской экономической модели.

Заключение

Американская помощь СССР в довоенный период была масштабной и сыграла ключевую роль в советской индустриализации. Общая сумма инвестиций составила сотни миллионов долларов, а количество участвовавших специалистов исчислялось десятками тысяч человек. Построенные с американской помощью предприятия стали основой советской промышленности и сыграли важную роль в Великой Отечественной войне.

Замалчивание этих фактов в современной России объясняется политическими соображениями и стремлением поддержать нарратив о самостоятельности советских достижений. Однако объективный анализ исторических источников показывает, что без американской технической помощи советская индустриализация была бы невозможна в тех масштабах и темпах, которые были достигнуты в 1930-е годы.