Найти в Дзене
История на блюдечке

«Я вырос на школьных линейках и лозунгах. Но только спустя годы понял, чему нас на самом деле учили»

Оглавление

Честно говоря, когда я вспоминаю своё школьное детство, перед глазами всплывают не только тетрадки и парты, а в первую очередь — лозунги. "Спасибо партии за счастливое детство", "Будь готов – всегда готов", "Ленин — живее всех живых". Тогда это казалось обычным фоном. Но только позже я начал понимать, что всё это было частью большой и продуманной системы.

Мы приходили в школу не просто учиться, а постепенно становиться частью идеологической машины. Это начиналось с самого первого звонка в первом классе. Вроде бы просто учат читать и писать, но как-то уж очень часто примеры в задачках включают комбайнёров, пятилетки и подвиги красноармейцев.

«История, в которой не хватало правды»

Предмет, который у нас был один из главных — история. Только это была не история в привычном понимании, а такая, в которой неудобные факты просто отсутствовали. Например, про репрессии 30-х мы ничего не слышали. Зато о подвигах Ленина или Сталина — пожалуйста, сколько угодно.

В.И. Ленин
В.И. Ленин

Я помню, как на уроках нас учили, что советский народ — самый миролюбивый и трудолюбивый. Что Америка всегда хотела на нас напасть, а все, кто против советской власти — предатели и враги народа. Тогда мы это просто запоминали, как аксиому. Мы не спорили, не задавали лишних вопросов. Нам даже не приходило в голову, что может быть другая точка зрения.

«Пионеры, Зорька и ручка с Лениным»

В начальной школе я стал пионером. Это был целый ритуал — красный галстук, торжественная клятва, песня "Взвейтесь кострами". Мы ощущали гордость, но и ответственность. Ведь нам всё время напоминали, что мы — будущее страны. Что мы должны быть честными, как Павлик Морозов, и работать на благо Родины, как герои соцтруда.

П. Морозов
П. Морозов

Подарки к праздникам были с идеологическим уклоном: линейки с цитатами вождей, закладки с портретами, дневники с космонавтами. Даже мультфильмы были "правильные" — где дружба, труд и скромность вознаграждаются, а жадность и эгоизм — караются.

«О чём молчали, и что запрещали»

Темы, которые не соответствовали "официальной линии", просто вычеркивались. О ГУЛАГе, Бухарине, эмиграции, массовом голоде — никто не упоминал. Учебники были написаны так, чтобы у нас даже не возникало желания задавать вопросы. Это была не просто система образования, а целая машина по формированию «правильного» гражданина.

-4

Те, кто пытался высказывать сомнения, — учителя, родители, даже старшие ребята — рисковали. И дети это понимали. Поэтому многие вещи просто «не обсуждались».

«Что мы унесли с собой»

Сейчас, уже взрослыми, мы понимаем, что нас учили не только математике или русскому, но и тому, как "правильно" думать. И, как ни странно, многое из этого осталось с нами — в привычке молчать, в стремлении не выделяться, в ожидании, что кто-то сверху скажет, как надо.

Но есть и другая сторона. Мы научились выживать в системе, где всё было расписано. И, возможно, именно это умение помогло нам адаптироваться к переменам позже.

✍️ Подведу итог

Пропаганда в школе — это не только прошлое. Это урок на будущее. Когда детям не дают задавать вопросы, это может показаться удобным. Но только пока они не вырастают.

💬 А как учили вас? Замечали ли вы такие моменты в школьной программе?

Если вам было интересно — ставьте лайк, подписывайтесь и напишите, как это было у вас. Будет здорово обсудить в комментариях!