В предыдущей статье мы упоминали о союзе Николая Егоровича Сургучёва и Агафьи Ивановны Тойчиной, что представляет собой значимый аспект изучения генеалогии этой семьи.
Этот союз оказался весьма плодотворным, ведь в результате на свет появилось десять детей, что говорит о высокой способности пары к воспроизводству и, возможно, о благоприятных социально-экономических условиях того времени.
Вот имена и годы рождения детей, рождённых в этом браке:
Илья Николаевич Сургучёв (1832 г. р.).
В процессе исследования генеалогических данных старшего сына Ильи было установлено отсутствие свидетельства о рождении. Однако в архивах удалось обнаружить запись о заключении брака, датированного 1851 годом, с Марфой Ивановной Нахтымовой, жительницей Дально-Согомских юрт. Данный факт подтверждается документальными источниками, что позволяет сделать вывод о легитимности брачного союза.
Елена Николаевна Сургучёва (1838 г. р.).
У первой дочери Елены не удалось найти свидетельство о рождении, но обнаружилось свидетельство о смерти трёхлетней девочки, которая скончалась от лихорадки.
Анисим Николаевич Сургучёв (1842 г. р.).
Василий Николаевич Сургучёв (1842 г. р.).
В возрасте одного года скончался Василий, сын Николая Егоровича. Причиной смерти стал приступ эпилепсии, который в народе называют «родимец».
Захар Николаевич Сургучёв (1846 г. р.).
Филипп Николаевич Сургучёв (1848 г. р.).
Семён Николаевич Сургучёв (1852 г. р.).
Елена Николаевна Сургучёва (1853 г. р.).
Елена, шестилетняя девочка, ушла из жизни. Причиной её ухода стала диарея.
Феврония Николаевна Сургучёва (1854 г. р.).
Феврония скончалась в возрасте двух лет от болезни, сопровождавшейся кашлем.
Иосиф Николаевич Сургучёв (1857 г. р.).
Я поведаю вам о быте семьи остяков в XVIII столетии. Это поможет вам понять, как жил Николай Егорович со своими родными и с какими проблемами им приходилось иметь дело.
В XVIII веке остяки, проживающие в Кондинском районе, как и в других частях Западной Сибири, вели кочевой образ жизни. Они занимались различными промыслами, жили в юртах и имели свою социальную организацию.
Основными занятиями остяков были рыболовство и охота. Рыболовство определяло их образ жизни: летом они кочевали по рекам в поисках богатых рыбой мест, а зимой возвращались в зимовья. Охота служила главным образом для уплаты ясака, а излишки пушнины использовались для изготовления одежды и обмена. Оленеводство было развито слабо, но некоторые семьи держали небольшие стада оленей.
Кроме того, остяки занимались различными ремёслами, например, делали холст из крапивы, который заменял им коноплю.
Жилища остяков были двух типов: постоянные и временные. Постоянные жилища представляли собой полуземлянки с деревянным каркасом, углублённым в землю. Сверху каркас покрывали досками или дранкой, а внутри разводили очаг для обогрева. Временные жилища — чумы — собирали из шестов, скреплённых внутри деревянными прутьями. Чум покрывали оленьими шкурами или берестой, а в центре устанавливали очаг, обложенный камнями.
Одежда остяков была зимней и летней. У зажиточных остяков она была из оленьих шкур, а у бедных — из рыбьих кож.
Пища остяков состояла из мяса животных и дичи, а также рыбы и ягод.
Остяки жили большими семьями, и родство передавалось по отцовской линии. Они также практиковали коллективную работу и оказывали друг другу помощь.
Некоторые остяки, не имея возможности самостоятельно заниматься промыслом, работали в хозяйствах князей, попадая под их полную зависимость.
В XVIII веке остяки платили дань русскому царю, при этом часть добычи шла в царскую казну, а часть — на продажу русским торговым людям. С начала XVIII века русская церковь активно обращала коренных жителей Сибири, включая остяков, в христианскую веру.
Остяки также привлекались на службу, что помогало им адаптироваться к изменившимся условиям политической жизни.
Вот как выглядели остяки, жившие в Западной Сибири в XVIII столетии.