В семидесятых годах актёр Савелий Крамаров был известен, как один из самых популярных советских комиков. Свои творческие вечера, которые были особенно популярны у зрителей по всей стране, актёр обычно начинал с фразы: «В кино я играю в основном жуликов, алкашей и придурков. Наверное, поэтому меня везде принимают как родного!». Как правило, зал взрывался от хохота, и зрители не переставали улыбаться до завершения встречи.
Но близкие и друзья знали, что в жизни Крамаров не имел ничего общего со своим актёрским образом. Он был очень серьёзным, организованным и рассудительным человеком. И хотя Савелий имел тонкое чувство юмора, дома он обычно не шутил. Говорил, что план по юмору он перевыполнял на работе.
Крамаров редко делился своими планами, и даже близкие толком не знали, что у него в голове. По своей сути он был типичным скрытым интровертом, который лишь играл роль весёлого компанейского парня. И не только на экране, но и в жизни.
Савелий очень ответственно относился к своему здоровью. Он не курил, почти не употреблял спиртного и строго следи за своей диетой. И даже на съёмках в командировках он старался соблюдать режим дня. Питался по часам, вовремя ложился спать, а каждое утро начинал с зарядки и контрастного душа. И так много лет, начиная с юношеского возраста.
После переезда в США Крамаров не изменил своим правилам и даже более строго стал относится к правильному образу жизни. Чем иногда доводил свою вторую американскую супругу до бешенства.
По её рассказам, он всерьёз собирался стать рекордсменом по долголетию, но по злой иронии судьбы успел отметить лишь 60-летие в октябре 1994 года. А в январе 1995 года врачи диагностировали у него рак кишечника. А ведь именно онкологии Крамаров всегда боялся больше всего.
Его не стало в июне 1995 года, то есть ровно 30 лет назад. Актёр похоронен на кладбище недалеко от Сан-Франциско, где он проживал в свои последние годы.
Через полгода после его смерти вдова дала интервью, опубликованное в газете «Новое русское слово», в котором рассказала много интересного о своём покойном муже.
Оказывается, что незадолго до смерти Савелий признался ей, что его знаменитое письмо к американскому президенту не было искренним с его стороны. Идею написать такое письмо ему подсказал один из друзей. Поэтому письмо он считал лишь инструментом, чтобы получить поддержку американского правительства в своём выезде в США.
По словам вдовы актёра Натальи Сирадзе, узнав о своём диагнозе, Савелий был ошеломлён и подавлен. Хотя после операции по удалению раковой опухоли появилась надежда. Несколько месяцев Крамаров провёл на больничной койке, но полостная операция и последующая химиотерапия дали побочные эффекты. В итоге последовал острый тромбоз, и он скончался от череды инсультов.
В свои последние дни он успел попрощаться с друзьями и близкими, которые навещали его в больнице. Он много общался с Натальей и, по её словам, был очень откровенен. Хотя до болезни был совсем другим.
Он многое рассказал ей о жизни в СССР и о том, что уже несколько раз пожалел о своём отъезде. Она узнала, что он, оказывается, всегда мечтал стать именно драматическим актёром. Но прицепившийся к нему с юности комический образ стал его единственным амплуа, о чём он очень сожалел.
Но и этому он придумал оправдание: дескать, как утверждают медики, смех продлевает жизнь любого человека. А он приносил смех миллионам зрителей. Чем не благородная миссия, чтобы посвятит ей свою жизнь?
И тем не менее, мечта о драматических ролях его не отпускала. И ведь однажды эта мечта чуть не сбылась. Потому что он верил, что сыграй он хотя бы одну глубокую драматическую роль, то его творческая жизнь обязательно бы изменилась. А до этого у него не было даже возможности показать себя в другом амплуа.
И вот в 1969 году он неожиданно получил приглашение, которое давно ждал. Режиссёр Владимир Фетин позвал его на пробы на роль Пикалова в своём новом фильме «Любовь Яровая».
Сценарий кинодрамы был написан по одноимённой пьесе Константина Тренёва, а сама пьеса несколько лет с успехом шла на сцене Большого драматического театра. Савелий не только внимательно изучил сценарий, но и несколько раз перечитал пьесу, чтобы лучше понять своего героя и подготовиться к пробам.
Он был уверен, что справится с этой ролью и что после этого перед ним обязательно откроется дверь в драматическое кино. Ведь все увидят глубину его таланта, которую нельзя было раскрыть в предыдущих комических ролях.
Крамаров с большим вдохновением прошёл фотопробы, а потом и кинопробы. И многим они понравились. Но режиссёр всё же принял решение взять на роль другого актёра. При этом Фетин искренне объяснил ему своё решение тем, что дело не в актёре, а в зрителях. После обсуждения его кандидатуры на художественном совете все были уверены в том, что зрители после триумфальных комедийных ролей Крамарова вряд ли будут воспринимать актёра по-другому. А смех или даже улыбки по отношению к этому киногерою будут не приемлемы.
Этот отказ стал для него тяжёлым ударом. И именно тогда Савелий принял решение во что бы то ни стало уехать в другую страну, где его ещё не знали как актёра-комика.
Позже он понял, что в США всё не так, как ему казалось до отъезда. Те востребованные советские актёры, которым удавалось уехать на Запад, почему-то были уверены, что и в другой стране они будут также успешны, как дома. Но в другой стране они, как правило, вообще оставались без ролей. Примерно это случилось и с Крамаровым. И когда ему предложили маленькую комедийную роль в американском фильме, он тут же отбросил свои наивные мечты о карьере драматического актёра. И, по сути, в США всё повторилось - он так и остался комиком. Правда, ролей было значительно меньше.
Позже Олег Видов в интервью в Москве рассказал, что был одним из последних, кто общался с умирающим Крамаровым. И что тот действительно жалел о своем переезде в США. И хоть жил актёр в хорошем доме на берегу океана, как и мечтал когда-то в СССР, в творческом плане все его мечты оказались несбыточными.
Лично мне жаль, что в 1969 году он так и не получил шанс заявить о себе как драматический актёр. Теперь трудно судить о прошлом, но, возможно, наше кино получило бы ещё одного яркого, универсального актёра, какими, например, были Леонов или Евстигнеев, которые одинаково успешно играли и в комедиях, и в драмах. Впрочем, это всего лишь моё предположение. Но то, что у Крамарова был яркий талант комика, сегодня уже никто не оспаривает.
Кинокритик нытик Никифор Ляпис-Трубецкой.
_____________________
Если статья была интересной кликните 👍