Найти в Дзене

КамЛитТур. Путешествие от А до Я. Алексей Игоревич Цюрупа

Наше литературное путешествие продолжается, на очереди буква «Ц», и сегодняшняя страница посвящена геологу, вулканологу, педагогу и писателю Алексею Игоревичу Цюрупе (1933–2011). Алексей Игоревич Цюрупа родился 11 июля 1933 года в Москве. Его родители были племянником и дочерью двух старых большевиков – Александра Дмитриевича Цюрупы (1870–1928) и Алексея Ивановича Свидерского (1878–1933). Оба похоронены в Кремлевской стене. В 1952 году Алексей Игоревич поступил в Московский геологоразведочный институт (МГРИ). Но продолжать учебу довелось, не меняя специализации, в Ленинградском горном, а завершать – в Московском институте цветных металлов и золота. Работал в президиуме Академии наук, в Московском университете, в 6-м главке Мингео СССР и в Институте вулканологии, пока Толбачинское извержение 1975–1976 годов на Камчатке не повернуло окончательно научные интересы А. И. Цюрупы не только к живым вулканам, но и к вулканам древним. Позже занимался проблемами экологии и природопользования.

Наше литературное путешествие продолжается, на очереди буква «Ц», и сегодняшняя страница посвящена геологу, вулканологу, педагогу и писателю Алексею Игоревичу Цюрупе (1933–2011).

Алексей Игоревич Цюрупа родился 11 июля 1933 года в Москве. Его родители были племянником и дочерью двух старых большевиков – Александра Дмитриевича Цюрупы (1870–1928) и Алексея Ивановича Свидерского (1878–1933). Оба похоронены в Кремлевской стене.

В 1952 году Алексей Игоревич поступил в Московский геологоразведочный институт (МГРИ). Но продолжать учебу довелось, не меняя специализации, в Ленинградском горном, а завершать – в Московском институте цветных металлов и золота.

Работал в президиуме Академии наук, в Московском университете, в 6-м главке Мингео СССР и в Институте вулканологии, пока Толбачинское извержение 1975–1976 годов на Камчатке не повернуло окончательно научные интересы А. И. Цюрупы не только к живым вулканам, но и к вулканам древним.

Позже занимался проблемами экологии и природопользования. Новый импульс получила лекторская работа. В итоге А. И. Цюрупа был приглашен на педагогическую работу сначала в филиал Дальневосточного политехнического института и Балтийский институт экологии, политики и права, а вскоре и в Камчатский государственный педагогический институт. С 1993 года работал на штатной должности доцента исторического факультета (вел цикл географических дисциплин).

Уникальное разнообразие геолого-географического опыта А. И. Цюрупы, чисто человеческих впечатлений за 40 лет жизни и путешествий требовало выхода. Выход нашелся в литературном и журналистском творчестве.

«Мне повезло в жизни на разнообразие впечатлений и опыта. Память хранит множество поучительных и поразительных ситуаций. Я писал и пишу, помимо научных статей, лекций и учебных пособий, стихи, рассказы, очерки. Ими я тоже стремлюсь поделиться, отдать вам не только накопленные знания, но и чувства, ощущения».

А. И. Цюрупа

-2

Постепенно накопился сборник рассказов, очерков и стихов. Многое вышло в свет на радио, на страницах газет и журналов. Но издать книгу долгие годы не получалось. И вот все, наконец, сошлось – и внимание читателей, и меценатов. Сборник «На камчатской тропе» обрел жизнь в 2000 году.

Здесь реальный, пережитый автором, «полевой» опыт соединен с художественным вымыслом. От этого рассказы и очерки получились удивительно живыми, близкими читателю. Вот перед нами бегут строчки рассказов «Тактика вьючного каравана» и «Медвежьи байки». Вроде бы описаны скучные подготовка и переход к лагерю экспедиции или посиделки у костра, но поданы они в забавной, ироничной обложке. Даже самый серьезный читатель нет-нет да и улыбнется. В обыденной житейской ситуации, оказывается, может присутствовать изрядная доля юмора.

А вот рассказы «Без ружья» и «Идти за сильным», наоборот, настраивают на серьезный лад. Простой, привычный для автора, зачин – день из жизни экспедиции, по ходу изложения превращается в боль, ощущение несправедливости произошедшего и бессилия. В жизни бывают жесткие страницы.

Что же главное в обманчиво легких «полевых» рассказах автора? Люди, их жизнь, их поступки, их чувства.

– В поле человек раскрывается, – чуть громче продолжил Андрей. – Ты уезжаешь в поле с хорошим или мимолетным знакомым, а возвращаешься с другом... Либо с врагом. Исключений не бывает. Все, Танечка, происходит на глубоком, внутреннем, я бы даже сказал – молчаливом уровне. Работа. Общая работа, в которой важно уметь понимать друг друга без слов... Хотя слов тоже хватает. Ой, как много бывает слов! По вечерам у костра. Или, там, в дождь...

А. И. Цюрупа. «Таня» (рассказ).

Автор выбрал необычную, интересную структуру для своей книги: рассказы и стихотворения не разбросаны по разным главам. Стихотворные строки обрамляют каждый рассказ, словно дополняя его. Здесь и лирика, и философские раздумья, и тонкая ирония. Стихотворений немного, но каждое, как драгоценный камень. Особенно сияют те, что навеяны и нашептаны Камчаткой.

ВУЛКАНЫ ПОДОЖДУТ

Мне без тебя безумно одиноко!
Со мною вместе шепчут на ветру
Развалы лав застывшего потока:
“Пойдем со мною, к нашему костру!”
Пойдем со мной! Но, только осторожно –
Смотри, как хрупки лавы под ногой!
Обманчива, черна и ненадежна
Пустыня, окруженная тайгой!
Пойдем со мной до ближнего вулкана!
Он рядом, обезглавлен, но упрям.
А, впрочем, здесь одна сплошная рана,
Один стогорлый сумрачный вулкан...
Он долго, утомительно боролся,
Он очень стар! Не веришь? Погляди:
Седые перепутанные кольца
Кедровник свил па выпуклой груди.
Прозрачный пар над кратером витает,
Из трещин стонут грешники в аду...
Но, мне не страшно! Ты – моя святая!
Пойдем со мной! Вулканы подождут!

Биографические данные А. И. Цюрупы и его фотография взяты нами из статьи В. Т. Кравченко, опубликованной на сайте www.kamchatsky-krai.ru