1. «Сотни бобров» - Майк Чеслик, 2022 год.
Bóbr kurwa! Ja pierdole!
Случалось ли тебе смотреть фильм «Выживший»? Тот, в котором Леонардо ди Каприо что-то странное делал с медведем, тонул в реке, спал в коне и жрал сырую печенку ради Оскара. Так вот, действие фильма «Сотни бобров» происходит в тех же местах и в то же время, а главный герой занимается примерно тем же самым, что и ди Каприо в «Выжившем», только с бобрами вместо медведя.
Сюжет такой.
Жил-был парень, у которого был яблоневый сад и небольшая винокурня, где он перегонял яблоки на сидр. С этого и жил. Однако в силу некоторых обстоятельств, связанных с бобрами, и сад и дом сгорели, а парень остался один в лесу с едва прикрытой штанами задницей. Кроме героя в лесу обнаружились: скупщик пушнины и его дочка-красавица, опытный траппер, индеец, а также всякая живность вроде зайцев, волков, рыбок, дятлов и… бобров, конечно же. Чтобы выжить, а заодно и завоевать сердце красавицы, герою нужно освоить ремесло зверолова.
Фильм Майка Чеслика стилизован одновременно под немое кино, вестерн (из тех что прои Канаду, а не про Дикий Запад), мультфильм из ранних Looney Tunes и компьютерную игру. Все приключения героя нелепы и подчеркнуто нереалистичны, с тем упором в гиперболизированное насилие, который почему-то очень люб американцам. В общем случае, шутки из разряда «герою упала на голову наковальня и вышибла звездочки - все смеются» мне не нравятся, но в фильме Чеслика вся эта вакханалия смотрится вполне уместно. Это же пародия. И никакой постмодернистской деконструкции, глубинных глубин и яростного символизма, просто пародия, в которой лесных зверюшек играют люди, одетые в ростовые плюшевые костюмы для детских утренников (все эти зайцы, бобры и еноты реально уместно смотрелись бы на Новогодней елке в ДК «Железнодорожник»). Может и поверхностно, зато весело.
Живое, обаятельное и смешное киноприключение.
2. «Атака куриных зомби» - Ллойд Кауфман, 2006 год.
А потом они выбрали Трампа. Дважды.
В оригинале фильм называется «Poultrygeist: Night of the Chicken Dead» и тут имеет место плохо переводимая игра слов. Слово «poultrygeist» - это и не слово вовсе, а гибрид из слов «poultry» - «домашняя птица» и «poltergeist» - «полтергейст». Фраза «Night of the Chicken Dead» - это переиначенное название классического зомби-ужастика Джорджа Ромеро «Night of the Living Dead» - «Ночь живых мертвецов». Таким образом, фильм называется «Кудахтергейст: Ночь курячьих мертвецов», ну или как-то так.
Но, ближе к фильму.
Тебе довелось прочесть книгу «Бунт на продажу», ты с увлечением следишь за выборами в США и пытаешься понять, чем самом деле отличаются демократы от республиканцев и почему несмотря на видимую высокую политическую активность американцев реальных изменений в политической жизни этой страны очень давно не происходило? В принципе интересуешься этой странной страной за Большой Лужей? Первые 30 минут «Атаки куриных зомби» дают исчерпывающие ответы на все вопросы о внутриполитической жизни США. Это не менее, а где-то может и более острая политическая сатира по сравнению с нашумевшим «Не смотрите наверх» (да, опять с Леонардо ди Каприо).
Если начать подробно разбирать этот отрезок фильма, то там обнаружаться практически все основные нарративы внутриполитической жизни Штатов. Концепция DEI (она же «Diversity, equity, and inclusion»), помноженная на то, что принято называть «культурным марксизмом» (не путать с настоящим научным марксизмом), сущность подобно мозговому слизню паразитирующая на студентах из среднего класса, обреченных стать ядерным электоратом демократов. Протестуны и протестутки за все хорошее против всего плохого на зарплате у корпораций. Расизм и религиозная нетерпимость, эпидемия ожирения и мода на нетрадиционные сексуальные практики.
Одни персонажи чего стоят. На кухне ресторана быстрого питания, в котором опознается пародия на KFC, сходятся мексиканский мигрант-гомосексуалист, арабская девушка в никабе, которую зовут то ли Хумус, то ли Хамас, белый расист-скотоложец из трейлерного парка и не поступивший в колледж мальчишка из white trash, который и есть главный герой.
После очаровательно-сатирической экспозиции начинается то, что можно охарактеризовать как «рвотный экшн». Мастера по гриму и визуальным эффектам стремятся прыгнуть выше головы, выдумывая максимально неудобоваримые кадры. Потому что это кино от студии Troma Entertainment и иного от него ожидать не приходится. Трэш, угар и политическая сатира, за которую нормального человека могли бы выгнать из профессии.
3. «Конанн» - Бертран Мандико, 2023 год.
Подвезли вычурно-эстетский арт-хаус.
Бертран Мандико - редкий пример того, что арт-хаус может быть хоть мало-мальски осмысленным. Иметь внутри что-то, помимо формы и маркеров, необходимых для стимулирования слюноотделения у каннских кинокритиков.
«Конанн» - история о продаже души. В обмен на что? Там все сомнительно в высшей степени.
Есть у европейцев один горячо любимый ими тейк «Европа против варваров». Мандико, плоть от плоти европейского культурного нарратива, берет этот тейк и разворачивает его в большем согласии с реальностью. Европа не противостоит варварству, в сути своей она и есть Варвар. Варварство - подлинное естество Европы, ее темное нутро, на котором, как шкура на костях и мышцах, вырастает культура, полнящаяся сексуальными извращениями, декадентским искусством и разнообразными излишествами.
Вообще, согласно моему скромному мнению, вся европейская культура сводится к трем столпам. И имя им Смерть, Фашизм и Сексуальная перверсия. Фильм Мандико делает в этом смысле хет-трик. И добавляет глиттер. Очень много глиттера.
И я даже не знаю, кому можно такое кино советовать.
4. «Бабба Хо-Теп» - Дон Коскарелли, 2002 год.
Элвис Пресли и Президент Кеннеди сражаются с египетской мумией в доме престарелых где-то в Техасе.
На самом деле фильм далеко не настолько комичный как предполагает вышеприведенный синопсис. Абсурд - это не всегда про комичность. И даже сама мумия тут не самая страшная, и не самая главная. Основной нарратив фильма - страх старости, когда все что когда-либо было в жизни утрачивает ценность и теряется во времени. Обитатели дома престарелых, кем бы они ни были прежде, уравнены старостью и немощью в своем бесправии, в своей бессмысленности. Их утилизировали, отправили сюда ждать смерти, нелепой и лишенной гордости. И тут уж не важно кто ты, Элвис Пресли, Джон Кеннеди или просто какой-то ноунейм.
Обладание бессмертной душой становится для героев последней чертой, последним бастионом человеческого достоинства. Душа остается, когда уходят богатство и слава земная, мимолетные привязанности и кровные узы, гордость и чувство собственного достоинства, она остается даже тогда, когда человек теряет ясный ум и забывает свое собственное имя. Тут то и появляется мумия, которая эти души крадет, жрет, переваривает и смывает непереваренные остатки в гостевой туалет дома престарелых. Причем, сидя на толчке, злокозненный мертвец от скуки царапает на стенках кабинки непристойности на древнеегипетском.
И вот наши герои, в прескверном состоянии тела и разума, уж и без того одной ногой в могиле, вступают в бой с третьесортным египетским душекрадом, повадившимся кормится самыми слабыми, самыми беззащитными и никому уже не нужными людьми. Не за жизнь, она уж прожита и неутешительные итоги подведены, а за человеческое достоинство в смерти.
Довольно низкобюджетное кино, которое берет именно неглупым, по-хорошему абсурдным нарративом. Ну и Брюсом Кэмбеллом в роли Короля рок-н-ролла, его ироничные внутренние монологи - это что-то.