Профессия врача заслуживает внимания не только в профессиональные праздники. Об этом напоминают картины с медицинскими сюжетами Яна Йозефа Хореманса Младшего (1714–1792), представленные на выставке «Истории старого мастера. Ян Йозеф Хореманс. Фламандская живопись XVIII века из частной коллекции».
Хореманс Младший был сыном художника Яна Йозефа Хореманса Старшего (1682–1759), тоже работавшего во Фландрии в XVIII веке. Как оказалось, самая большая в мире коллекция работ Хореманса Старшего принадлежит якутскому коллекционеру. 6 июня 2025 года эта коллекция впервые была публично представлена в Галерее зарубежного искусства им. М.Ф.Габышева в Якутске. Выставка продлится до 14 сентября 2025 года.
На ней представлены более 70 живописных работ, изображающих трактирную жизнь Фландрии, сцены из мастерских ремесленников и скульпторов, рыночные и домашние эпизоды, сюжеты про докторов и сцены назидания. Меня особенно заинтересовали картины на медицинскую тематику.
Из-за слабого развития медицины и плохой гигиены в XVIII веке образы врачей были частым объектом шуток и сатиры. Их изображали в комических или сатирических ситуациях - например, при диагностике болезни по цвету урины, операции по стрижке мозоли, процедуре зубодерства и др. Эти сцены пользовались популярностью у публики и художников.
Особое внимание я обратила на пару картин Яна Йозефа Хореманса Младшего: «Доктор как дьявол» и «Доктор как ангел». В описании указывалось, что это парные картины, то есть сцены из картин дополняют друг друга и должны восприниматься зрителем в паре, чтобы понять замысел художника. Мы с моими компаньонами сперва не поняли, кто именно изображён как врач, и почему в одной сцене он «дьявол», а в другой - «ангел».
Если со второй картиной понятно, почему доктор как ангел, хотя мы спорили насчет того, кто тут доктор – мужчина, входящий в комнату или ангел, держащая пациента за руку. В центре композиции выделяется образ ангела в одеянии пыльно-розового цвета и визуально становится понятно, что это главная фигура на картине. Значит, скорее всего образ ангела - это доктор.
А с первой картиной «Доктор как дьявол» у нас возникли вопросы. В композиции визуально выделяется фигура мужчины в красном. Мы задались вопросами: «Он – доктор? Но почему тогда под картиной подписано «Доктор как дьявол»? Что он делает такого, приписываемого дьяволу? А может доктор – это человек в черном как призрак, стоящий в просящей позе со шляпой в руках?».
Так и до конца не поняв замысел этих парных картин, мы разошлись по домам. Я на кассе купила каталог картин «Ян Йозеф Хореманс. Фламандская живопись и графика XVIII в. из частной коллекции», выпущенный Национальным художественным музеем Республики Саха (Якутия) в 2025 году. В нем про эти две картины говорится следующее: «Контраст между эмоциями больных и здоровых людей по отношению к фигуре врача, послужил темой этих парных картин». А также указано, что варианты композиций большего размера (47,5 см*67,5 см) хранятся в Museum Boerhaave в г.Лейден в Нидерландах.
Из этого пояснения я сделала вывод: эти картины изображают, как меняется отношение к врачу в зависимости от стадии болезни. Вероятно, на выставке картины повесили в обратном порядке: логичнее было бы сначала показать сцену с больным в постели, а затем - с выздоравливающим, сидящим на кресле со слабой улыбкой на лице. Но тогда почему на этой картине врач как дьявол, если все за столом в хорошем настроении?
«Что-то тут не так» - подумала я и зашла на официальный сайт Museum Boerhaave. Там я обнаружила серию из четырех картин Хореманса-младшего под общим названием «Четыре образа доктора», и представлены они в таком порядке:
Справка на сайте музея поясняет: эта серия - аллегория, отражающая, как пациент воспринимает врача на разных этапах болезни.
В первой сцене тяжело больной мужчина лежит в постели в окружении отчаявшихся домочадцев. В углу сидит нотариус, составляющий завещание. Врач, изображённый в образе Христа, держит в руке инструмент диагностики - стеклянный сосуд для анализа урины. Его образ символизирует надежду на чудо.
Во второй сцене - самочувствие больного улучшилось, домочадцы приободрились. Врач теперь - ангел-хранитель.
В третьей сцене пациент уже сидит в кресле. Врач - обычный человек (мужчина в красном), наблюдающий за результатом лечения.
Четвёртая сцена разворачивается в холле дома пациента. Врач пришёл за оплатой. Его воспринимают как зло: он изображён с чёрным лицом и рогами.
В эпоху Хореманса врачи ещё не были уважаемыми фигурами в современном понимании. Им не вполне доверяли. Люди верили, что исцеляет Бог, а доктор только берет за это деньги. Медицинская помощь того времени была примитивной, стоила недешево и не давала гарантий.
Художник остроумно показывает, что в разные моменты общения с пациентом доктор может восприниматься как господь Бог, ангел, просто человек и дьявол. Хореманс вдохновлялся гравюрами Хендрика Гольциуса от 1587 года, изображающими тот же путь восприятия врача в четырёх аллегорических образах.
Возвращаясь к выставке в Якутске, я всё же склоняюсь к мысли, что картины перепутали местами, а подпись к одной из них не вполне соответствует сути. Надеюсь, довести эту информацию до организаторов выставки. Но если бы не эта маленькая неточность - не случилось бы моего небольшого исследования и соприкосновения с европейским искусством XVIII века. Я хоть и человек далекий от искусства, но смогла - благодаря одной визуальной нестыковке - чуть глубже понять фламандского художника, жившего триста лет назад. Надеюсь, однажды окажусь в Нидерландах и увижу весь цикл "Четыре образа доктора".
С философской точки зрения, мне кажется, даже те две картины, что представлены в частной коллекции, можно переосмыслить как самостоятельный диптих. Если поменять их местами - повесить «Доктор как ангел» сверху, а «Доктор как дьявол» ниже - и оставить в описании, что это парная работа, тогда возникает другая, не менее интересная интерпретация.
Первая сцена: пожилой мужчина тяжело болен, не может встать с постели. Доктор в образе ангела пришел, чтобы спасти его и облегчить страдания. Пациент окружен обеспокоенными домочадцами, в их взглядах и позах читается надежда на доктора.
Во второй сцене - та же семья, тот же интерьер, но атмосфера совсем иная: все сидят за столом, угощаются, беседуют, смеются. Больной идёт на поправку. Хозяин дома в красном - серьёзен, но спокоен: старший родственник выжил. И в этот момент появляется доктор - фигура в чёрном, словно тень, с протянутой шляпой. Он пришёл за платой. Но его будто стараются не замечать. Родственники скорее благодарят Бога за выздоровление и не проявляют особого желания отблагодарить врача.
Так эта пара картин превращается в самостоятельную историю. Этому диптиху вполне подошло бы название: «Доктор приходит дважды».