Более 40 ролей в кино, Государственная премия, признание критиков, зрительское внимание и семейное счастье. На первый взгляд, в жизни Андрея Болтнева было все, о чем только можно мечтать. Но на деле слава пришла к нему слишком поздно, и актер так и не успел насладиться ею в полной мере.
О себе артист говорил: «Все в моей жизни впервые, все с опозданием». Почему? Ведь, казалось бы, всего добился…
Свою главную роль получил почти в 35 лет – это был начальник УГРО Иван Лапшин из фильма «Мой друг Иван Лапшин» (1984). Однако этот фильм долгое время оставался незаслуженно забытым, пылясь на полках почти три года, пока чиновники не могли решиться выпустить его в прокат… И это была не единственная несправедливость в жизни артиста. Не зря коллеги называли его неприкаянным гением.
Прирожденный актер
Андрей Болтнев – актер широкого диапазона. Его герои удивительно разноплановы – от порядочного Лапшина до маньяка Кротова из детектива «Противостояние» (1985).
География перемещений у актера тоже была богатой: родился в Уфе, жил в Севастополе и Туапсе, служил в ГДР, учился в театральном в Ярославле, потом заочно в Ташкенте.
Свой театр Болтнев тоже нашел не сразу. До 1985-го служил в театрах Уссурийска, Майкопа и Новосибирска. Поначалу коллеги по сцене не верили в его творческие способности. Виной всему специфическая внешность и голос. Но стоило ему выйти на сцену, публика замирала от восторга.
Наверное, этому поспособствовали актерские гены: дедушка и бабушка Андрея тоже были артистами. Мама прямого отношения к сцене не имела, но была личностью незаурядной. Она, учительница труда в школе, по совместительству – чемпионка СССР по мотокроссу!
Отец Андрея служил в милиции и погиб во время одного задержания. Андрею тогда было всего 5 лет. Но будущий актер очень сдружился со своим отчимом, капитаном дальнего плавания. Отсюда и любовь к морю и романтике.
К чему привел неудачный снимок
Когда кандидатуру Болтнева для своего «Лапшина» утвердил сам Алексей Герман, Андрей служил в новосибирском театре «Красный факел». Этой судьбоносной встречи могло и не произойти, если бы не специфические запросы режиссера и… неудачная фотография.
Герман искал не раскрученного узнаваемого артиста со стандартной внешностью, а, как он сам признавался, актера, «занесенного в Красную книгу», «с печатью гибели на лице». Подходящую персону увидел второй режиссер Виктор Аристов прямо на стене «Красного факела». Сам Болтнев был в ужасе от своего портрета: помятый вид, сеть морщин, увесистые мешки под глазами…
Актер попросил завхоза снять неудачный фотопортрет со стенда. Тот пообещал убрать, но у стремянки сломалась перекладина, поэтому дело пришлось отложить. В тот самый момент в фойе «Красного факела» и вошел Аристов. Пройти мимо невероятно харизматичного актера он не смог. Алексей Герман выбор коллеги поддержал однозначно.
За роль Лапшина Болтнев удостоился Государственной премии и наконец-то вырвался из провинциальных театров. Пока фильм пылился на полке, ожидая своего часа, на экран вышла другая картина с его участием – «Торпедоносцы» (1983) Семена Арановича.
Знакомство с этим режиссером тоже стало для актера судьбоносным. Позже Аранович пригласит его в свой новый фильм – «Противостояние» (1985), снятый по роману Юлиана Семенова. Эта роль станет визитной карточкой Болтнева, но в тоже время принесет ему определенные неудобства. Слишком убедительно актер перевоплотился в душегуба Кротова! Кстати, от этой мрачной роли его настоятельно отговаривал Алексей Герман, но Болтнев выбрал свой путь.
«К-К-Кротов!»
Современный кинематограф буквально штампует фильмы и сериалы о маньяках, но для Советского Союза подобный контент был в новинку. А между тем перестроечный ветер перемен уже задул в чиновничьих кабинетах, поэтому «Противостояние» запрещать не стали, заставив режиссера внести в картину около 400 правок. Хронометраж картины сократили, но даже с «купюрами» образ маньяка и приспешника нацистов Кротова получился зловещим.
У героя был реальный прототип - таксист из Магадана, жестоко расправившийся со старателем. Коллаборационистом его сделал Юлиан Семенов, автор романа, по которому был снят фильм. Но зритель верил этой истории от и до, содрогаясь от невиданного доселе натурализма, от зловещего кротовского оскала и его фирменного заикания.
В амплуа маньяка интеллигент Болтнев вживался с присущей ему самоотдачей. Актер часами смотрел военную хронику, наблюдал за повадками хиви, коллаборационистов из числа местного населения.
Жизнь на два города
В 1985-м году Андрея Болтнева пригласили в Московский театр имени Маяковского. Он – солидный артист и семейный человек получил крохотную коммуналку в общежитии на Павелецкой, где тараканы сыпались с потолка. Несмотря на то, что уже через год актер удостоился Госпремии РСФСР имени братьев Васильевых за «Лапшина» и премии МВД СССР за «Противостояние», на его бытовых условиях это никак не скажется.
Андрей был человеком непритязательным, но в Новосибирске остались его жена, тоже актриса, Наташа, и дочка Машенька. Болтнев сильно переживал из-за вынужденной разлуки с семьей. Супруги рассматривали варианты с разменом квартиры, но ничего не получалось. Так и жили: он – в Москве, Наташа с Машей – в Новосибирске, почти за 3,5 тысячи километров друг от друга. Да, при любой возможности актер летел к родным, высылал им деньги, работал на износ, но все равно ощущал свою вину.
Андрей блистал в театре, много снимался. «В год у меня набегает три-четыре картины – график плотный. Но фильм падает в прокатную яму, и ни вы, ни мы, его сделавшие, представления о нем не имеем. А в театре я получаю сейчас гораздо больше радости от работы – при том, что играю сравнительно немного», - говорит артист. Перевоплощаясь на сцене в Цезаря, Менделя Крика и Станиславского, он отвлекался от своей главной боли – разлуки с любимыми.
В вечный сон
Несмотря на все бытовые тяготы, Болтнев не жаловался на жизнь, называл себя баловнем судьбы и постоянно кому-то помогал. Актер имел множество талантов: увлекался экзистенциализмом, наблюдал за звездами и даже сделал свой телескоп. Шил джинсы и кожаные портмоне, раздаривая их друзьям, знал чуть ли не все названия растений на латыни.
За год до смерти, будто предчувствуя скорый уход, Андрей возьмет Машеньку к себе на все лето. Они поедут на гастроли в Ригу, и будут каждую свободную минуту гулять, собирать гербарии, собирать улиток и жучков, рассматривать их под микроскопом… До следующего лета актер не доживет. 12 мая 1995 года 49-летний Андрей Болтнев скончается во сне от инсульта.
Даже после смерти актер нашел свое последнее пристанище. Только благодаря стараниям Натальи Гундаревой, Болтнева задним числом прописали в Москве, чтобы выбить место на Востряковском кладбище.
Дочь Андрея Болтнева Мария пошла по стопам родителей, стала актрисой и мамой тройняшек.
Спасибо, что дочитали статью! Пишите комментарии! И не забывайте подписываться!