Найти в Дзене

Романский стиль: Кафедральный собор Модены

Оглавление

Всем привет!

Добро пожаловать обратно в Италию!

Сегодня мы в Модене и смотрим ее кафедральный (что значит - главный) собор Святого Геминиана.

Работы по возведению этого грандиозного собора начались в 1099 году под руководством Мастера Ланфранко. Он не был построен из ничего, но основывался на фундаменте более раннего и меньшего кафедрального собора.

Завершены работы были в 1117 году, но в 1170 продолжились известной в Италии семьей скульпторов и архитекторов Кампонези.

В 1184 году церковь была освящена папой Люциусом Третим.

Помните во введении мы говорили, что в этот период начинают появляться упоминания художников? Так вот, тут их несколько:

  • сам Мастер Ланфранко, как предводитель работ;
  • Вильгельмо - скульптор;
  • Canon Aimone - автор посвятительных стихотворений, также, вероятно, принимавший участие в скульптурных работах.

В этом соборе воплотился и переход к определению архитектуры как царицы искусств, и на помощь ей пришла скульптура. Вместе они создали отрасль, наиболее важную в это время - архитектурную скульптуру:

-2

Помимо всего прочего, здесь впервые были использованы тимпаны - ниши над дверьми, часто украшенные скульптурой или рельефами:

Это пример. Это НЕ собор Модены
Это пример. Это НЕ собор Модены

Если внимательно посмотреть на экстерьер, то можно предугадать и интерьер кафедрального собора:

-4

-5

Внутри храм устроен по типу базилики: три нефа, три апсиды в восточной части, приподнятый пресвитерий и под ним - крипта.

Обратите внимание на распределение масс - снизу вверх интерьер облегчается за счет продуманной работы с арками. На нижнем регистре у нас колонны чередуются со столбами, на среднем регистре - трифоры (слепые арки из трех малых), а на верхнем - монофоры.

Трифоры, как правило, открывались в матроней (верхняя галерея, расположенная выше основного помещения храма, которую отводили для женщин и детей). Но не в этом случае! Здесь они устроены для облегчения восприятия интерьера и улучшения освещения.

-6

Очень богатой декоративной программой отличается пресвитерий - он был украшен позже, в период работы семьи Кампонезе, между 1208 и 1225гг:

-7

-8

Но давайте вернемся наружу, ведь мы так толком и не поговорили про фасад.

И здесь произошли некоторые изменения:

-9

Кампонези добавили большое окно-розу, из-за чего им пришлось сдвинуть некоторые элементы вниз.

Например, обратите внимание на рельефные планки над боковыми дверьми и по сторонам от главной:

-10

Предполагается, что изначально они все были на одном уровне, потому что портал был только один - главный. И сюжет спокойно читался прихожанами слева направо.

Здесь мы видим сцены из Ветхого Завета:

Христос во Славе, Сотворение Адама, Первый грех
Христос во Славе, Сотворение Адама, Первый грех
Иисус наказывает Адама и Еву, Изгнание из Рая, Земные труды
Иисус наказывает Адама и Еву, Изгнание из Рая, Земные труды
Жертвы Каина и Авеля
Жертвы Каина и Авеля
Первое убийство
Первое убийство
Слепой лучник убивает Каина, Ной и его жена на Ковчеге, Ной сходит на землю с детьми
Слепой лучник убивает Каина, Ной и его жена на Ковчеге, Ной сходит на землю с детьми

За фото спасибо:

Кафедральный собор Модены, 1099 - 1106. Италия

Давайте поговорим про стиль:

  • фигуры крупные, с непропорционально большими головами и ступнями;
  • торжественные/преувеличенные выражения лиц, драматические, но угловатые положения тел;
  • в целом монументальные фигуры при полном отсутствии фона;
  • композиция разделена арками (связь между архитектурой и скульптурой).

Очень интересны капители, расположенные на лоджиях главного фасада - они изображают всякого рода фантастических существ, которые были частью Бестиария. Никто в средние века не сомневался в существовании разных интересных гибридов - "они где-то есть. Пусть не здесь, но где-то есть точно":

-16

Еще есть одна деталь на главном фасаде, которую трудно не заметить - окно-роза:

-17

Окна такого типа очень характерны для романского и готического стилей. Вокруг самого стекла выполняются несколько полос обводки. Здесь одна из таких полос составлена из бутонов розы - это, можно сказать, подпись Кампонези, которые и добавили это окно. Снаружи от линии с бутонами еще одна, которая повторяет мотив закрученных колонн у главного портала.

Кстати о порталах! Предлагаю посмотреть их поближе.

Начнем с главного портала - того, что посередине:

-18

-19

На главном входе организовано элегантное двухъярусное крыльцо. На нем - две колонны, поддерживаемые римскими львами. Это прям настоящие римские львы - предположительно 1-2 века нашей эры.

Этот портал приписывается работе мастера Вильгельмо, и в дальнейшем примененные здесь решения стали типовыми, и не только в Модене.

Как мы видим, здесь нет украшенного люнета - на его месте просто стекло. Но зато богато декорированы дверные косяки, архитрав (горизонтальная перемычка над дверью) и архивольт (полукруглый наличник над люнетом).

Над дверью и над тимпаном расположена эдикола (внешне напоминает греческий храм, обычно эдиколы сооружались для защиты чего-то ценного, например, внутри могла быть расположена статуя святого)

Что еще здесь нового - так это закрученные колонны.

Декоративная программа этого портала достаточно ясна - здесь изображены страдания и препятствия, которые проходят люди на пути к Спасению. Густой запутанный лес изображен листьями винограда, где люди встречают диких зверей и монстров - олицетворения греха и зла.

Внизу каждого косяка изображен теламон - фигура, поддерживающая всю композицию. Они активно использовались в античной архитектуре, и здесь их используют снова:

-20

Это символ того, что человеку нужно страдать, чтобы прийти к Спасению - мысль, проходящая через всю средневековую христианскую идеологию.

На внутренней стороне косяков изображены 12 пророков, а над ними - с каждой стороны - ангел, передающий Слово. Что интересно, хоть фигуры и очень стилизованы, они не лишены индивидуальных черт - лица и позиции тел сильно отличаются, придавая каждому персонажу свой особый облик. Пророки тоже изображены в арках, а по краям этих арок - некие архитектурные намеки на Небесный Иерусалим:

-21

С южной стороны фасада тоже есть, на что посмотреть:

-22

Эта сторона открыта площади "Piazza Grande", таким образом являясь частью настоящего сердца города.

Здесь мы видим значительное количество лоджий - на них нельзя зайти. Они состоят из трифор и повторяются вдоль всего южного фасада, образуя интересный ритм и чередование пространства и пустот. Такой прием часто использовали в строительстве раннехристианских церквей.

На южной стороне расположены два портала: Porta Regia (добавленная Кампонези) and Porta dei Principi (выполненная при первом строительстве).

Porta dei Principi - Ворота Принцев:

-23

Датируется 1106-1110 гг. Называется так, потому что через нее входили "principiati" - те, кто приходил креститься.

Структура этого портала вторит главному - так же два яруса крыльца, две колонны, два льва (эти львы - не римские, но выполненные по римскому образцу). Так же нет украшений на люнете, зато есть рельефы на архитраве и на архивольте.

Декоративная программа также очень похожа - снаружи косяки украшены сюжетами людей, пробирающихся через лес из винных листьев, а на внутренней стороне - 12 фигур, на этот раз - Апостолов:

-24

Наверху, на архивольте есть одна значительная деталь - изображение Агнца Божиего - ягненка, который олицетворяет Иисуса Христа и его жертву:

-25

Ниже, на архитраве изображены жизнь и деяния Святого Геминиана - святого покровителя города и главного святого этой церкви, в честь которого она и названа:

-26

Тут плохо видно, прошу прощения, но если вкратце - Святой Геминиан изгнал дьявола из дочери императора в 11м веке, принял от него дары благодарности, вернулся в Модену и вскоре скончался. Точнее, как гласит надпись на латыни, "после своего возвращения он храбро платит долг смерти":

Post reditum fortis persolvit debita mortis

На внутренней стороне архитрава - снова повторяется символ Агнца, его окружают два ангела, Святой Павел и Иоан Креститель.

Второй портал на южной стороне - Porta Regia.

Добавлена в 1209-1231 гг Кампонези, и намного больше всех остальных дверей, даже главного портала.

В 13м веке возникла необходимость добавления нового монументального входа из-за увеличения числа пилигримов, пришедших к могиле Святого Геминиана. Кроме того, развивающийся город и его главная площадь (на которую как раз и смотрит новый портал) тоже сыграли свою роль.

-27

Многие элементы из предыдущих порталов здесь появляются вновь - закрученные полуколонны, пара львов, декоративная программа с растительными элементами и фантастическими существами.

Львы здесь тоже выполнены на римский манер, но они не просто сидят - они в процессе поедания добычи. Здесь это - символ победы и торжества, гарантия того, что церковь под защитой. Мотив диких кошек, побеждающих драконов и других тварей, также повторяется и в архитраве и в архивольте.

Ну и последний портал LA PORTA DELLA PESCHERIA - Дверь рыбного рынка.

Он находится с северной стороны собора:

-28

Сооружена она в романском стиле в 1110-1120 гг. Дизайн похож на главный портал и на портал Принцев.

Особый интерес здесь представляет декоративная программа на внутренней стороне косяков: здесь изображены разные месяцы года и людские труды:

-29
-30
-31

Стиль изображений очень похож на главный портал и на планки на главном фасаде.

Интересен и архивольт - здесь изображены легенды Артура. Это очень необычно, и эта стилизация считается старейшей репрезентацией Бретонского цикла (Артурианы), дошедшей до наших дней. Наличие этого сюжета в 12в в Италии - прямое доказательство распространения историй. Предполагается, что двигались они вместе с военными отрядами и королевскими дворами.

В частности, здесь изображен эпизод похищения возлюбленной Артура:

-32

Возможно, у вас возник вопрос - почему на дверях церкви расположены светские сюжеты (это еще куда ни шло) и какие-то адские твари?

Но это для нас они - фантастика, а для средневекового жителя - просто представители животного мира. И такие фигуры здесь, как и светские истории - олицетворение связи между земной жизнью, природой и Небом.

Как вам романский стиль?