Вопрос о судьбе — центральная тема философских размышлений, литературных произведений и работ психологов. Что такое судьба? Конкретного ответа на этот вопрос не существует. Каждая теория или суждение — лишь субъективная точка зрения, а не абсолютная истина. В современном словаре русского языка судьба определяется как «стечение обстоятельств, которые не зависят от воли человека, ход его жизненных событий», «участь человека» и «будущее». Профессор В. Э. Чудновский выделял три основных значения: случайное стечение обстоятельств; заранее предопределенные, предуроченные события; и индивидуальная, неповторимая линия жизни, включающая как «хаос случайностей», так и предопределенные события.
Одним из характерных признаков судьбы является ее тотальность, непознаваемость и предопределенность, корни которой, как полагает Чудновский, лежат в различных «составляющих»:
- Планетарно-космическая составляющая: Твоя судьба предопределена тем, что ты являешься жителем Земли. Мир — это определенная целостность и единство, порядок и последовательность, выражающая соотношение между тем, что было, есть и будет.
- Биологическая составляющая: Твоя жизнь как биологического существа предопределена, включая рождение, развитие и смерть.
Начиная с античности проблема судьбы рефлексируется философами как три взаимосвязанные дилеммы: «мировая причинность как необходимость и целесообразность (телеологичность или божественная провиденциальность), необходимость и случайность, необходимость и свобода». Гераклит был первым среди философов, употребившим слово «судьба», утверждая, что все события совершаются согласно судьбе, «которая есть «логос, создающий сущее через противонаправленное движение», и «тождественна необходимости», поскольку все предопределено». Похожая точка зрения была у древнегреческих философов Парменида и Демокрита: все происходит в силу предначертанности, чем и является судьба. Таким образом, судьба — это либо незримое для тебя действие законов необходимости (Логос в античной философии, Дао в китайской), либо действие иррациональных сил (богини Мойры или Парки, Бог в монотеистических религиях). Философы Гераклит, Парменид, Демокрит и Бубер полагали, что судьба — это жизнь, закономерная последовательность событий, подчиненная четким законам. В. Гюго писал: «С судьбой не ведут предварительных переговоров», что лишний раз подтверждает идею, что человек является заложником своей судьбы.
Однако существует и другая точка зрения, которая гласит: «Судьбы нет. Есть лишь свобода выбора». Экзистенциалист Жан-Поль Сартр говорил: «…человек сам полностью определяет, каким ему быть и как поступать, он же и придаёт смысл совершившемуся. А если судьба — это наш мысленный конструкт, то, выходит, мы сами этот конструкт». Он считает, что ты сам создаешь себя, и ты виновник того, что с тобой будет, куда ты попадешь и чего добьешься. Часто люди оправдывают свои неудачи «судьбой»: «Ну, что ж, не судьба». Отсутствие предопределенности жизни означает свободу выбора, но свобода немыслима без ответственности. Когда ты говоришь, что твои неудачи — следствие судьбы, это означает лишь, что ты боишься брать на себя ответственность за свою жизнь. Тебе легче свалить все на неблагодарную судьбу, которая не наградила тебя тем, о чем ты мечтал. Вера в предопределенность жизни снижает и принижает твою активность, являясь причиной развития пессимизма и неверия в собственные силы, что деструктивно для твоей психики. Судьба в этом смысле есть несвобода, ограничение.
Альберт Камю был сторонником того, что мир, в котором ты живешь, лишен всякого смысла. Он считал, что для индивида не существует некой божественной морали, и ты живешь в абсолютном дозволении. Если морали нет, все твои поступки становятся равноценными. Камю считал, что ты сам ответственен за себя, ты и только ты являешься судьей самому себе. Он верил, что нет никакой предначертанной Богом судьбы: мир есть абсолютная свобода, а потому — абсурд. Стивен Хокинг однажды сказал: «Я заметил, что даже люди, утверждающие, что все предопределено и что мы не можем ничего изменить, всегда смотрят по сторонам, переходя дорогу». Если все предопределено, зачем тебе стараться, достигать чего-то, самосовершенствоваться? Можно же тогда просто сидеть на диване и ждать, когда нужные знания появятся в голове, когда все цели будут выполнены сами по себе. Почему человек, который боится потерять работу, не может просто перестать переживать и отдаться «воле судьбы»? Возможно, он просто не хочет с этим смириться, надеется, что от него что-то зависит, что он — хозяин своей жизни. Дж. Локк говорил, что человек как tabula rasa — чистая доска, и лишь тебе решать, что на ней будет написано. Бездельничество, лень, страх ответственности, нежелание трудиться нельзя оправдывать красивым словом «судьба». Ибо судьба — это то, что ты создаешь, через что проходишь. Судьба — это то, что идет после твоих действий, а не перед ними.
Если обратиться к Библии, можно уловить мысль, что судьба относительна. Судьба — это результат твоих действий, награда или наказание, чтобы что-то понять и усвоить. Если бы судьба была предопределена однонаправленно и безоговорочно, то не было бы смысла ни в Библии, ни в Законах Божьих. Те, кто соблюдает Законы Божьи, следуют одним путем, кто не соблюдает — другим. То есть, ты сам решаешь, какой путь выбрать, в этом и заключается смысл.
Социологический опрос показал, что 88,7% респондентов верят в существование судьбы, и только 11,3% опровергают ее. 54,9% согласны с высказыванием В. Гюго «С судьбой не ведут предварительных переговоров», а 45,1% — нет. При этом 68,5% согласны с Ж.-П. Сартром, что человек сам определяет, каким ему быть, и придает смысл свершившемуся, а 31,5% — нет. Люди преклонного возраста склонны к мнению, что судьба заранее предопределена, тогда как «современная молодежь» считает предопределенность выдумкой. И. Кант охарактеризовал эту проблему как антиномию, неразрешимое противоречие для нашего разума. Этот вопрос продолжает волновать людей разных поколений сегодня, как и на протяжении многих веков.