Найти в Дзене
Cityman's garage

"Раньше были времена..." (С)

Раздобыл я тут по случаю "курпикофон" - катушечный магнитофон Яуза 209. Что- то с возрастом сформировалось желание "вспомнить молодость". Так сказать "как всё начиналось". Поскольку до машин, года этак с 81-го и по самый "приснопамятный" 98-й, я как раз таки "ковырял" эту самую радиоаппаратуру. У меня даже профильное образование - механик по ремонту радиоаппаратуры и приборов. Честно-честно. Просто в 90-х наступил "момент", когда относительно дешевые и ОЧЕНЬ надёжные зарубежные телевизоры вытеснили советско-российские. А у них ( которые "зарубежные", у наших с "этим" было "всё в порядке") была одна пакостная черта - они практически не ломались в сравнении с "бывшими". С радиоаппаратурой ( если не брать в расчёт мерзкие "Осаки" и подобное дерьмо ) - была та же "ерунда". Работает и всё тут. Как говориться "А что, так можно было ?". Видимо да. Но не нам. И вот я понял, что работы "как раньше" уже не будет. На тот момент , а именно летом того самого 98-го ) меня уже из ателье "выперли"

Раздобыл я тут по случаю "курпикофон" - катушечный магнитофон Яуза 209. Что- то с возрастом сформировалось желание "вспомнить молодость". Так сказать "как всё начиналось". Поскольку до машин, года этак с 81-го и по самый "приснопамятный" 98-й, я как раз таки "ковырял" эту самую радиоаппаратуру. У меня даже профильное образование - механик по ремонту радиоаппаратуры и приборов. Честно-честно. Просто в 90-х наступил "момент", когда относительно дешевые и ОЧЕНЬ надёжные зарубежные телевизоры вытеснили советско-российские. А у них ( которые "зарубежные", у наших с "этим" было "всё в порядке") была одна пакостная черта - они практически не ломались в сравнении с "бывшими". С радиоаппаратурой ( если не брать в расчёт мерзкие "Осаки" и подобное дерьмо ) - была та же "ерунда". Работает и всё тут. Как говориться "А что, так можно было ?". Видимо да. Но не нам. И вот я понял, что работы "как раньше" уже не будет. На тот момент , а именно летом того самого 98-го ) меня уже из ателье "выперли" - захватившая власть КЛАДОВЩИЦА (!) планомерно избавлялась от тех, кто помнил её "былое положение", плавно подводя контору к банкротству и планируя поживать на доходах от сдачи в аренду помещений на центральной улице. Нет, как говориться, хуже "князей" тех, что "из грязей".

И вот я ушёл. Папенька ( царствие небесное ) заявил - хватит болтаться, пойдёшь к нам. Кем ? - вопросил я - автоэлектриком. Но.... я же эта... не умею... Научишься! Был ответ. Ну вроде как научился. Во всяком случае я на это надеюсь...

Шли годы. Я совершенствовался в новом "trade", но прошлое периодически "всплывало". Да, актуальность уже была невосполнимо ( как казалось тогда ) потеряна, но вот память...память не сотрёшь. Периодически я что - то чинил. Дома содержал ( и содержу до сих пор ) комплект того, на что в детстве "пускал слюни" в глянцевых проспектах. Что - то покупал, продавал, ремонтировал.

Я у себя в фильмах несколько раз говорил - почти всему, что я умею сейчас я выучился как раз на советской старой радиотехнике. А особенно на магнитофонах. Поскольку суметь заставить работать корректно лентопротяжку зачастую было "вещью, посильнее Фауста Гёте" (С). Да и "электроника" обычно "не отставала". Так что к отечественным авто я был "морально готов" ещё задолго до появления их в моей жизни. :)

И вот в последнее время что - то ну очень "зазудело". Я АВИТО и так - то регулярно смотрю, хотя бы "для интереса", а тут дай, думаю, что дешевое попадется неисправное и не совсем далеко, куплю, покопаюсь. "Вспомню истоки" так сказать. Финансового интереса в этом мало, продать подобное дорого малореально, даже полностью сделанное, "круг любителей" уже сильно узок и продолжает сокращаться. А "новые поступления" малочисленны. Смартфон как тот самый "телевизор" у кота Матроскина, заменил не только "природу" но и вообще практически ВСЁ. Хотя кто знает. Я вон думал лет 12 назад, что Жигули и подобное вымрут через пяток лет - а хрен там ! Люди ищут, возятся, реставрируют даже. (Правда есть "нюанс" - на оных Жигулях можно ездить по современным дорогам, а вот слушать современную "музыку" на какой- нибудь "Комете МГ 201" будет выглядеть ( и звучать ) довольно странно. А слушать то, что слушали тогда, немногие возьмутся).

Этой весной я чуть не купил сначала Руту 201 ( о чём сожалею до сих пор, аппарат адски редкий оказался ), а потом Яузу 209. Та лежала довольно долго, я ждал, что подешевеет, но её купили. Боюсь "дербанщики", у одного как раз поблизости она как раз "всплыла" вскоре после этого. Это такие люди, которые решили, что опыт "авторазбора" можно "экстраполировать" и на старую радиотехнику. И распродать массовую "второклашку" так, чтобы сразу на Akai 630 в хорошем виде хватило. Во всяком случае глядя на запрашиваемые ценники ( притом нередко за вещи, которые крайне сложно сломать или потерять ) мне только это на ум и приходит.

И вот не так давно опять появляется Яуза. Я на неё смотрю, читаю текст и понимаю, что с ней будет как с "удочерённой" год с небольшим назад мною собакой. Которая подошла к нам с женой на улице и на мой вопрос " Ты чья тут такая ?" встала на задние лапы, закинув передние мне на плечи и посмотрела в глаза. ТВОЯ !

Варда МКII. Первая была ещё в 90-х. Её фото, к сожалению, не сохранилось.
Варда МКII. Первая была ещё в 90-х. Её фото, к сожалению, не сохранилось.

Или я её сейчас "спасу" или её раздербанят. Ну благо сумма была копеечная, в магазин "за печеньками" примерно столько же оставлять приходится. Поехал. Приезжаю - аппарат явно знавал лучшие времена. Внешне люто грязный, уже почти ничего не работает, перемотки дергаются но не тянут, при рабочем ходе лента выползает из тракта на пол, подмотки нет вообще. Вместо звука - тихое бубнение, ролик привода тонвала люто стучит . Но - аппарат всё ещё ПЫТАЕТСЯ работать. Не как современное "массовое", что на ремонт обычно не рассчитано вообще, да и "целесообразность" явно будет против. Умерло - значит умерло. Навсегда. Проще купить другое - новое и с новыми "плюшками". И забыть.

Взял. Приволок в гараж, руки чешутся. Дал себе час ( машина - то стоит, делать надо ). Раскидал, руки - то помнят, голова тоже вроде ещё соображает. Минут через 30-40 протяжка уже "примерно" работала. Аппарат внутри был мрачен, видимо последние годы своей работы был у тех, кого "корректно" называют "маргиналами", а по простому- алкашами. На плите крепления головок отложения наверное как на морском дне. С "историей". Вычистил, снял плиту, надел свалившийся пассик ( потом заменил, сильно вытянут уже был), промыл и промазал посадку маховика, весь тракт ленты, головка стояла раком, как и стойки, видимо кто - то из прежних владельцев крутил всё, до чего смог дотянуться. Заодно определил, что ленту намотали рабочей стороной НАРУЖУ. Отчего "играть" она совершенно "не хотела". Мда... как говорится "Но в доме следует держать и мясные закуски" (С).

В общем что - то пошло. Но - тихо и плохо. Снял все платы, потащил домой на "ревизию". Отмыл, высушил, поменял все электролиты на "Ничикон", прокапал маслом и расходил подстроечники. Через пару дней ( когда все сделал ) привез, поставил - стало лучше. Но ещё есть над чем поработать. Пока прекратил, по работе занят, потом продолжу.

-2

Ну и на прогон типа поставил, у меня во втором боксе валялся пакет с лентами, я их наконец "отревизовал". Большая часть оказалась седой древностью типов "6" и даже "2". Последний Яуза тянуть вообще не особо хотела. Но я всё же послушал неплохую джазовую музыку некоторое время. Правда ленты были все рваные, клеить их уксусом (!) смысла явно уже не было. Они замученные, при протяжке кучка "продукта износа" у правой стойки росла как у фрезерного станка. Смотал в рулоны и наконец выбросил. Но были и поновее, уже лавсан на 37 мкМ. А4407, 4409 или подобное. И вот там на одной нашёлся альбом "Треугольник" . На "девятке" ( 3.3\4 инча в секунду ) с жутковатым качеством, но я "проникся". Да, думаю, Анатоль конечно мастер абсурда. С большой буквы Мастер....

На дворе был четверг. Пятое июня.

В субботу, седьмого едем с женой в Пушкин. "Погулять". Она листает новости - Смотри, основатель Аквариума умер. Я офигеваю, неужели "тот самый". Который ныне "супостат & иноагент" ? Нет, говорит она, какой-то Гуницкий....

Упс.... Когда ? Пятого. Позавчера...

Как там было у классика ? - "Как причудливо тасуется колода!" (С). Я не слышал эти песни лет двадцать, если не больше. И возможно не услышу больше вообще. И вот именно пятого я притащил эту бедную Яузу, срочно поставил её на ход, в куче катушек отыскалась одна именно с ЭТИМИ песнями... и в это же самое время их автор умирает....

"Как причудливо тасуется колода".... Покойтесь с миром Анатолий Августович. :(

(Фото из википедии)
(Фото из википедии)

Но это ещё не конец статьи. Возжелал я раздобыть ещё чего - нибудь послушать в оном "формате". И попалось мне объявление, где продавали кучку катушек. Занедорого ессно. Задорого я себе сам что хочешь понапишу, если с Акая пыль сдуть - он может ! :)

С 20-го года "предохраняется" ;)
С 20-го года "предохраняется" ;)

И вот договорился я , съездил и купил кучку. Я не особо надеялся, что там будет что - то сильно мне интересное, да и ( забегая вперёд ) скажу, что большинство лент вообще оказалось стёртыми ( ну да я им применение потом тоже найду, они вполне себе "живые" ), но было там кое-что , на что я "запал". Не в плане "содержимого".

-5

Обратите внимание на "художественный изыск". Собственно продавец это пытался "позиционировать" как "фишку" лота. Правда понимания "оно" не нашло. На коробки в качестве "элемента дизайна" наклеены этикетки от разного рода спиртных напитков тех лет. Вот более "развёрнуто".

-6

Но меня привлекли не этикетки ( хотя оно конечно был "романтизЬм", правда в мои времена пивали" уже нечто другое, но надо же и "отцов" понимать. (И поминать. :( )). И даже не эти самые катушки, а то, что было в мелких коробках.

-7

Слева четырёхдюймовка с лентой, лента стёртая, ничего примечательного. Может когда-нибудь добуду себе Комету 206 или "Лиру", которые у меня по молодости были аж обе одновременно - тогда пригодится. :)

В молодости я выглядел "оптимистичнее" ( мордася левее розетки )
В молодости я выглядел "оптимистичнее" ( мордася левее розетки )

А вот следующий "экземпляр" крайне любопытен. Дело в том, что я был почти уверен, что в СССР катушек меньше, чем на 4 дюйма ( 10 см ) не выпускали. Но - нет. Первый раз и вижу и в руках держу. Советская "трёхдюймовочка".

-9

Я ведь почему так думал, потому, что самый маленький советский магнитофон ( диктофоны типа Электрона в расчёт не берем, там всё другое ) вы только что видели на предыдущем фото. И - он был рассчитан на десятисантиметровые ( 4 дюйма ) катушки, вмещавшие ровно 100 метров 55-ти микрометровой ацетатной ленты толщиной 55 мкМ. Более современной ленты помещалось вроде метров 130 или около того. И аппаратов, рассчитанных на меньший размер у нас просто не было.

А вот у "буржуев" были. Скажем весьма интересные по конструктиву Phillips RK5, RK 5L, EL 3514, 3585 и более поздний 3586. Которые выглядели как обычный небольшой транзисторный приёмник, на который СВЕРХУ был "положен" расположенный горизонтально (!) ЛПМ.

Philips EL 3585 1960-й год.
Philips EL 3585 1960-й год.

Соответственно чтобы "глубина" корпуса не была большой пришлось ограничивать диаметр катушек.

Philips EL 3586 1964-й год. Вид сверху.
Philips EL 3586 1964-й год. Вид сверху.

В "стационарном варианте" видно, что должны влезть четырёхдюймовые, но в переносном с закрытой защитной крышкой - только тройки.

Аппарат видимо был довольно популярен, даже в советском кинематографе "засветился" скажем в фильме "Дайте жалобную книгу".

Юрий Борисов в молодости был красавчиком !
Юрий Борисов в молодости был красавчиком !

А главное - в 60-х развелось просто немыслимое количество "недомагнитофонов", которые клепали преимущественно азиатские ( японские и прочие ) фирмы и фирмочки. Что интересно, тогда Япония проходила по разряду - "ха-ха". Примерно как китайские погремушки лет 35 назад . Их отличительная особенность - убогие параметры, зачастую даже нестандартные скорости ленты ( а то и просто отсутствие постоянной скорости, нередко она регулировалась "оператором" в зависимости от "качества" сигнала ) и - микроскопические размеры. И, соответственно, почти все они работали как раз с трёхдюймовками.

Honeytone ( "медовый звук", б.... !) аж на четырёх транзисторах. :)
Honeytone ( "медовый звук", б.... !) аж на четырёх транзисторах. :)

По видимому их единственным реальным назначением было записывать болтовню с микрофона. Какое-то время людям это было, видимо, интересно. Тогда. Как писал классик :"Мировая культура доходит до нас с большим опозданием" (С). У нас голоса детей и пьянки записывали иногда ещё в 80-х.

Но в Союзе, повторюсь, на подобное не разменивались ( и тут, я считаю, правильно, для детской игрушки получилось бы очень дорого во всех смыслах , а на более серъёзные вещи эти "балалайки" были ( за редким исключением ) не способны. И даже самая скромная Комета 206 ( Про которую было выше ) всё же была настоящим магнитофоном. Со стандартной постоянной скоростью и даже неплохим для конца 60-х частотным диапазоном ( на "новых" лентах аппараты второй серии выдавали до 10 кгЦ на линейном выходе. Да, он тоже был. ). Так что нам, вроде бы, этот размер был и не нужен - ан вот же - оказывается для чего их делали ( повторюсь НИКОГДА не видел, а видел я многое, особенно в былые годы ). Ракорды. К слову ракорды на катушках я тоже в продаже не помню напрочь. Только в виде вот такого вот наборчика:

-14

У меня такой даже есть, правда без клейкой ленты и ещё чего - то. Лет 20 назад купил по случаю за копейки. Тогда это не было никому нужно, а теперь - извольте видеть :

-15

Ракорд ( ракордная лента ) - в кинотехнике а позже и в магнитной записи, это лента, которая приклеивается в начале и в конце рулона с фильмом или с записью. За неё лента заправляется в тракт, она закрывает начальную часть рулона от загрязнений и повреждений. На ней иногда подписывали содержимое ( для чего в наборе есть специальный карандаш "Стеклограф", который мог по ней писать ). В общем если серъёзно заниматься - ракорды иметь надо. А у меня, кроме этого набора, её не было. Отдельно она продаётся, китайцы тут молодцы, чего только не делают. Но стоит дорого. А встречающиеся иногда наши - ещё дороже.

-16

Правда такая появилась было в одном экземпляре за 850, но пропала дня через два. Возможно этот же деятель и купил, дабы цену не сбивали. А у меня тут, как мы можем видеть, одна целая четырёхдюймовка и две по половине. Итого две целых. Аж трёх цветов. В объявлении выше - тройка, если что, там меньше. Этого хватит .... на всю мою оставшуюся жизнь точно. Даже если я буду их использовать. А нет - будет что "потом" продать ( если конечно "развитие событий" не заставит мир забыть много, о чём, не только о "технических раритетах" ). А взял я всё, повторюсь, сильно дешевле одного этого ракорда.

На трёхдюймовке ракорда уже не было. Зато была надпись "измерительная". Я было понадеялся, что там есть НАСТОЯЩАЯ измерительная лента, или хотя бы что - то, качественно самостоятельно записанное на приличном аппарате - но - нет. Какая - то хрень из кусков, разделенных ракордами (!) с весьма посредственным качеством. Пара тонов ( с явно различимой детонацией (!)) и музыкальный обрывок. Бедный Акай чуть с ума не сошёл, он видимо не знал, что бывают "катушки" размером меньше его подкатушечника. :) Тянул явно с трудом. Плечо приложения силы ( торможение - то за ось фактически ) мизерное.

Сыграем на контрасте. 3 дюйма и 10.5. :)
Сыграем на контрасте. 3 дюйма и 10.5. :)
Видишь "катушку" ? А она ЕСТЬ ! :)
Видишь "катушку" ? А она ЕСТЬ ! :)

Ладно, с фонограммой не пофартило, но сама катушка - то есть. А нафига она тебе, спросите, так отвечу. Во-первых редкость, особенно отечественная, ещё раз скажу, вижу первый раз, был уверен, что их не выпускали. Правда я также был уверен, что катушки на 22 см. у нас также не выпускали до появления магнитофонов под них. Орбита 106 и Союзы - Снежети - Илети - Иссык Кули с Ростовами. То есть середина 80-х. А вот хрен там. Мне досталась такая катушка с лентой из 60-х. А я - то думал, что ЛПМ моделей Днiпро 10 и 11 делались "на вырост". На всех фото на них обычные семидюймовки. А вот же было ж !

Днiпро 11. Фото с сайта "Радиотехника 20-го века". Катушки 7 дюймов, 350 метров старой ацетатной ленты 55 мкМ.
Днiпро 11. Фото с сайта "Радиотехника 20-го века". Катушки 7 дюймов, 350 метров старой ацетатной ленты 55 мкМ.

Советская девятидюймовка ( 22см ) из 60-х со старой ацетатной лентой. Влезало аж 500 метров. Справа - семидюймовка ( 18 см ) из конца 70-х. То же 525 метров, но лента уже лавсановая 37 мкМ.
Советская девятидюймовка ( 22см ) из 60-х со старой ацетатной лентой. Влезало аж 500 метров. Справа - семидюймовка ( 18 см ) из конца 70-х. То же 525 метров, но лента уже лавсановая 37 мкМ.
В коробках.
В коробках.

Коробка на девятидюймовку самодельная из картона, обклеенного коленкором ( кто сейчас знает такой материал ? ;) ) . С черепом и костями и надписью типа " демо не стирать!" У правой катушки родной коробки не было, только от старой "шестёрки". Кстати катушка как раз та самая" С "Треугольником".

И вот зачем эта самая трёхдюймовка мне. Дело в том, что у меня есть один из тех "недомагнитофонов" 60-х. А именно Juliette 5.

-22

И он достался с ОДНОЙ катушкой. И где брать вторую - а кто его знает. В Питере на авито не попадаются вообще. В Москве есть - но ценник конский. А коллекционную ценность кое-какую аппарат имеет всё же, поэтому желательно укомплектовать. Теперь есть пара. Надеюсь дойдут руки и я про него видос ещё сниму как - нибудь.

Так что, думаю, я купил всё это весьма удачно. Пустую ленту зимой, если опять сидеть буду, запишу с винила на Акай и попробую продать. Да и ещё может куда пригодится. Как знать, чем придётся заниматься через несколько лет. Если будем живы, несмотря на "заботу любимого и родного руководства" :(

А теперь давайте рассмотрим "аппликации" поближе. Номер раз.

-23

Родная МССР. Надпись "Из ....сортов Мерло, Саперави и др (!)" у меня вызывает подозрения, что это остатки из танков слили, спирта добавили - и всё - "бабоукладчик" готов. Зато с демографией проблем не было. Хотя, боюсь, всё же не поэтому. ;) Продолжаем.

-24

Етитьская сила ! Импортное бухло ! Итальянский вермут, завозившийся "Союзплодимпортом". Наверное стоил прилично, жаль нет цен на этикетках. Далее.

-25

Белый молдавский портвейн. Если верить этикетке- из трёх сортов. Но верится слабо, помня "реалии" тех лет. Да и из трёх это уже лютая мешанина. Но это не предел, смотрим дальше.

-26

То же, но "розовое". Семь...нет...СУКА СЕМЬ (!) сортов. Что же это за лютое пойло было ? Далее.

-27

Ещё один "импорт", на сей раз от "братьев-демократов" из ВНР. Я бы поостерегся, возможно они не забыли 1956-й год. Продолжим.

-28

Шотландский виски. Какой - то подозрительный. НИКАКИХ выходных данных. Кроме названия конторы. Полиграфия жуткая. Возможно бодяга. А может и нет. Далее.

-29

Ликёр манго. Берлин. Интересно какой. "Дружественный" или строго наоборот ? Впрочем манго в обеих не росло. :)

-30

И снова Молдавия. Вот тут уже на что - то похоже. Один сорт. Далее.

-31

Опять Молдавия. По эмблеме "Белый аист" вижу. Коньяк такой был. А ещё "Дойна", но она за пределами республики вроде и не продавалась. Папаня привозил. А это кагор. Коий, как известно, "и монаси приемлют!" (С). Медалей овердофига, правда боюсь, что то, что было на тех выставках и то, что было в бутылке, откуда сняли этикетку, скажем так "несколько различалось".

-32

"У меня есть дома рислинг

И Токай

Новые пластинки

Семьдесят седьмой Акай" (С)

Семьдесят седьмого у меня нет и не будет, мой 630-й нравится больше, пластинки уже давно стали старые, а от Токая вот такая только этикетка. Впрочем уже и не нужно. :(

-33

И снова Молдвинпром. Правда фраза "по оригинальной технологии" при отсутствии указания виноматериала ВООБЩЕ заставляет несколько нервничать. "Что ты такое ?!" (С) :)

-34

И снова мадьяры с очередным вермутом. Даже без Союзплодимпорта обошлось.

-35

Тут аж две этикетки сразу. Ибо маленькие. Сверху - какая - то "шипучка" из Москвы. Даже цена есть. 2р 33к. Я бы лучше 4 бутылки "Жигулёвского" за те же деньги взял, как раз бы хватило. А потом ещё и бутылки сдать можно было без проблем, винные брали редко и не все. И - вуаля ! 80 копеек "манибэк". :) А снизу - вообще лютая жесть. "Крымское", импортированное в ГДР (!). И видимо "реэкспортированное" оттуда обратно. Бедные восточные немцы. Войну - то мы им, конечно, не забыли, но всё же это слишком жестоко было наверное.

-36

А что это такое я вообще не понимаю. ( Василий Иванович, вам БадЕль нравится ? Хм.... Смотря какая !" (С) ). По французски не силён. Только "дистиллят" понимаю. Сие есть натуральный продукт дистилляции ...... вин (?) Ещё Адриатику понимаю и виноделие.
"Коньяк" что ли ? Ну да. и название " в струю".

А на этом закончим. Магнитофоны. Ленты. Спиртные напитки.

P.S. А у меня есть ещё большая куча пивных этикеток конца 80-х - начала 90-х годов. Если что. ;)