Екатеринбург занимает особое место в отечественной истории. Именно там была расстреляна царская семья. С этим городом связаны молодые годы первого президента России – Ельцина. Этот же город в девяностые претендовал на звание одной из криминальных столиц России. ОПГ «Уралмаш» по праву считается одной из самых жестоких и влиятельных группировок не только за Уралом, но и во всей стране.
Организованные группировки появились в городе на излете 1980-х. Тогда, собственно, Екатеринбург назывался иначе – Свердловск (к повествованию это не имеет отношения, но для удобства автор будет называть группировки «свердловскими»). Одна из первых таких группировок возглавлялась Олегом Вагиным – человеком множества талантов. Бывший боксер и талантливый шулер в свое время попал на зону за участие в одном нехорошем преступлении (подсказка – за такое в тюрьме по голове не гладят), там же и освоил навыки подмены карт. Не забывал Вагин и о махинациях с валютой.
Карточные выигрыши и выхлопы с махинаций позволили ему сколотить небольшой капитал. Все познается в сравнении – именно благодаря этим деньгам Вагин сумел собрать вокруг себя команду перспективной молодежи, которая состояла на 90% из бывших спортсменов. Примечательно, что в составе группировки было немало ассирийцев – говорят, что впоследствии группировке благоволил сам Дед Хасан, которому нравилась кадровая политика Вагина.
В стране тогда был кооператорский бум. Открывались торговые точки, начали появляться люди с деньгами. Вагин не изобретал велосипед и начал с крышевания коммерсантов. Вот только не все из них предпочитали делиться заработанным – некоторые из них обращались в милицию. Вагин, не желая во второй раз отправляться в тюрьму, решил несколько изменить стратегию. Если раньше его бойцы действовали, что называется, в лоб, то теперь они поступали хитрее. Они просто устраивались на работу в кооперативы, а начальство ставили перед фактом – вы должны платить мне повышенную зарплату.
Однако большого достатка такой промысел не приносил. Вагин вздохнул и решил переключиться на новый источник заработка. Им стал сбыт драгоценных металлов. Здесь ему улыбнулась удача – на вырученные деньги группировка открыла свой первый офис, а спустя год – первое в Екатеринбурге казино.
За чей счет банкет? Вагин решил этот вопрос на высшем, по местным меркам, уровне. Благодаря источникам в рядах местной администрации, он первым узнавал о том, что какой-то предприимчивый коммерсант открывал точку. В скором времени, тот получал предложение – из тех, от которых невозможно отказаться. По некоторым данным, Вагину даже удалось продавать оружие за границу.
Но к началу 1990-х у группировки Вагина появились конкуренты – «синие». Так условно их прозвали сотрудники правоохранительных органов. Почему синие? Это были уголовники, возглавляемые местными ворами в законе - Трофа, Заур, Каро, Тимур Свердловский. Единоличного лидера у группировки не было, а все решения старались принимать сообща. Кормились они, в основном, в Нижнем Тагиле. В принципе, с «вагинскими» до конфликта у них не дошло. «Синие» понимали, что кровавую войну они не вывезут и инстинкт самосохранения взял верх.
А вот «Уралмаш» к силовому конфликту был готов.
«Уралмаш» - это не только одноименный район в Екатеринбурге. Группировка возглавляемая, по некоторым данным, братьями Григорием и Константином Цыгановыми, сумела быстро подмять под себя свой район. Братья понимали, что рано или поздно им придется столкнутся с бойцами Вагина, поэтому усиленно вооружались и готовились к конфликту. В частности, огромную помощь братьям оказал Сергей Курдюмов. У него за плечами было почти 15 лет зоны, а еще он не терпел воров в законе. Полагая, что группировка Вагина «курируется» Дедом Хасаном, Курдюмов был настроен решить конфликт самым радикальным способом.
Вот только поначалу война складывалась не в пользу «Уралмаша». В июне 1991-го года один из братьев Цыгановых был убит киллером. Это убийство требовало ответа, но месть, как известно – блюдо, которое подают холодным. На собрании уралмашевских киллеров было решено, что для начала необходимо тщательно выяснить весь распорядок дня Вагина.
К Вагину было очень тяжело подступиться. В какой-то момент киллеры даже на полном серьезе рассматривали вариант со взрывом дома, в котором он жил, но до этого не дошло. А пока возможности устранить Вагина не было, «Уралмаш» решил сосредоточиться на его ближайшем окружении. Так, в апреле 1992-го года был ликвидирован Игорь Тарланов, один из ближайших партнеров Вагина по бизнесу. Его убил снайпер. А в октябре не стало и самого Вагина.
Группировка оказалась обезглавленной, но лишь на короткое время. Бразды правления подхватил Сергей Долгушин. Он решил устранить Цыганова весьма изощренным способом, на который не пожалел денег. В его распоряжении оказалась… ракетная установка, которую предполагалось задействовать в тот момент, когда Цыганов куда-нибудь отправится на самолете. Впрочем, этот фантастический вариант так и остался в фантазиях, а в марте 1993-го года Долгушин и сам был убит. Он был тяжело ранен и доставлен в больницу, где за его жизнь сражались врачи. Тогда «уралмашевские» сделали так, что в больнице пропало электричество…
Новый предводитель «вагинских» (их еще можно назвать «центровыми», оказался бывший боксер Николай Широков. Понимая, что на него тоже объявлена охота, он решил пересидеть смутные времена за границей, в Венгрии. Однако вслед за ними отправились и киллеры «Уралмаша». В декабре 1993-го года он был ликвидирован. По слухам, немалую помощь «Уралмашу» оказала любовница Широкова, которая открыла убийцам дверь в квартиру. Впрочем, это лишь слух.
«Центровые» переживали откровенно не лучшие времена. А «Уралмаш» мог считать себя хозяином города. Вот только Цыганов, задержанный по подозрению в причастности к нескольким убийствам, порадоваться не мог. Но ему удалось сбежать из-под стражи и уехать в Турцию. А заменил его Александр Хабаров. У него хватало дел – о себе снова дали знать «синие», в частности, Тимур Свердловский. Его было решено ликвидировать, вот только подкачал способ – «уралмашевские» предпочли использовать бомбу. А бомбы в неумелых руках имеют свойство взрываться – несколько киллеров погибло, а один из них, Олег Загорулько (также известный под кличкой «Загор»), будучи тяжело раненым, решил… исповедаться. Он рассказал обо всем врачам и оперативникам. Его дальнейшая судьба неизвестна, но что-то подсказывает, что вряд ли его ждало теплое место в программе по защите свидетелей.
Хабаров пытался перевести бизнес на легальные рельсы. Весной 1999-го года появилась организация ОПС «Уралмаш». Расшифровывать это следует, как «общественно-политический союз». Чем он занимался? Ну, по мнению местных жителей, набирал популярность среди горожан. Была объявлена охота на местных наркодилеров, и, как вспоминали впоследствии некоторые местные, в какой-то момент они и вовсе исчезли с улиц города.
В 2002-м году ОПС был расформирован, а Хабаров пошел во власть – стал депутатом городской думы. Вот только долго он там не задержался. К тому моменту, бывший покровитель «центровых», Дед Хасан настойчиво пытался «войти» в город. Хабаров этого не хотел и объявил о сходке на одной из городских площадей… Вот только участвовать в этой сходке были должны представители организованной преступности. До этого ни один депутат так откровенно не намекал на свои связи с криминальным миром, и политическая карьера Хабарова пошла ко дну. В декабре 2004-го он был арестован, а в 2005-м его не стало. По сути, с его смертью в прошлое ушла и сама группировка «уралмашевских».
Больше контента в нашем телеграмм-канале: https://t.me/+Vkgomsh3PCZjZDgy