Найти в Дзене
Жеманный Критик

«Вечное сияние чистого разума» или новелла о невозможности стереть истинную любовь

“Я готов умереть так я счастлив. Я нашел то, о чем мечтал” - Джоэл Бэриш. Картина режиссера Мишеля Гондри представляет из себя балансирующую на грани реальности и сна историю отношений и реальных человеческих чувств двух любящих друг друга людей Джоэла Бэриша (Джим Керри) и Клементины Кручински (Кейт Уинслет). Нетрадиционное построение сюжетной линии с ломающимся и скачущим таймлайном начинается с потерянного и угрюмого с потухшим взглядом Джоэла, который живет в череде унылых будней. Меланхоличный и мечтательный, он немногословен и в его дневнике пустота, олицетворяющая его жизнь. Но все меняется, когда он встречает импульсивную, беззаботную, спонтанную и яркую девушку Клементину, которая привыкла использовать жизнь сполна. “Почему я влюбляюсь в каждую женщину, которая проявляет ко мне интерес” - Джоэл Бэриш. Их отношения заканчиваются скандалом и уходом Клем из дома. Пытаясь помириться, Джоэл узнает, что она стерла его из своей памяти. Разозленный и растерянный он обращается в ту же

“Я готов умереть так я счастлив. Я нашел то, о чем мечтал” - Джоэл Бэриш.

Картина режиссера Мишеля Гондри представляет из себя балансирующую на грани реальности и сна историю отношений и реальных человеческих чувств двух любящих друг друга людей Джоэла Бэриша (Джим Керри) и Клементины Кручински (Кейт Уинслет). Нетрадиционное построение сюжетной линии с ломающимся и скачущим таймлайном начинается с потерянного и угрюмого с потухшим взглядом Джоэла, который живет в череде унылых будней. Меланхоличный и мечтательный, он немногословен и в его дневнике пустота, олицетворяющая его жизнь. Но все меняется, когда он встречает импульсивную, беззаботную, спонтанную и яркую девушку Клементину, которая привыкла использовать жизнь сполна.

“Почему я влюбляюсь в каждую женщину, которая проявляет ко мне интерес” - Джоэл Бэриш.

Их отношения заканчиваются скандалом и уходом Клем из дома. Пытаясь помириться, Джоэл узнает, что она стерла его из своей памяти. Разозленный и растерянный он обращается в ту же компанию Lacuna и прибегает к единственному, по его мнению, логическому решению, также удалить Клементину из своей памяти и все травмирующие связанные с ней воспоминания. Процесс стирания представляет из себя погружение в сон, в котором необходимо пережить ещё раз все события, подвергающиеся удалению, начиная от самих последних и до самых ранних. Но в ходе процесса стирания Джоэл понимает, что совершает ошибку, так как снова переживая страстные дни их отношений, снова влюбляется в Клем. Он пытается отменить процесс стирания, бежит от одного удаляющегося памятного события к другому, выходит за пределы карты воспоминаний и старается спрятать её в своих далеких уголках памяти.

- Отправь меня в такой уголок своей памяти, где меня не должно быть! – Клементина.

- Нет у меня воспоминаний без тебя! – Джоэл.

Свобода от воспоминаний любви, разум без желания и страсти это и есть “чистый разум”? Сам фильм в конечном итоге приходит к выводу, что наличие этого “чистого разума” не приносит просветления и вечного сияния. Потому что вся слабость процедуры стирания состоит в том, что компания Lacuna успешно удаляет воспоминания, но не может стереть чувства. Забывая прошлое, мы не можем забыть свои эмоции и импульсы, которые случились когда-то с нами. Поэтому главная философская мысль, пропитывающая всю картину, заключается в том, что подлинную любовь невозможно стереть. Уничтожение воспоминаний и стирание части памяти, не способны уничтожить любовь, так как она является частью нас самих.

“Блаженны забывающие, потому что они могут заново совершать свои ошибки”.

Мы действительно состоим из своих воспоминаний и в нас есть нечто большее чем весь прошлый жизненный опыт. Будет ли полезным удаление ненужного нам инцидента из нашей жизни? Нужно ли удалять ту боль развалившихся отношений из своей груди или, действительно, использовать её как опыт и жить дальше? Ведь с каждым таким опытом и знанием мы становимся сильнее и учимся на своих ошибках. Именно наша память делает нас теми, кто мы есть, именно возможность помнить свой путь радости и боли, страдания и удовольствия делает человека самим собой. Поэтому вся картина и заточена на то, чтобы показать, что стирание памяти это не выход. Это подтверждается в параллельной сюжетной линии с Мэри (Кирстен Данст). Она узнает, что у нее был любовный роман со своим начальником, и он был также стерт из её памяти. Она узнает это потому что снова влюбляется в него и признается ему в своих чувствах.

“Знаете, Джоэл, волшебство скоро исчезнет!” – Клем.

“Я знаю!” – Джоэл.

“И что мы будем делать?” – Клем.

“Наслаждаться этим. Будем наслаждаться этим моментом!” – Джоэл.

Безумно грустно наблюдать за бесконечным бегством по воспоминаниям Джоэла на фоне разрушающихся зданий, заборов, исчезающих вещей, машин и.т.д, но одновременно и очень интересно смотреть за сложно структурированными сценами, которые и делают процесс просмотра таким ментально вкусным к восприятию. Особенно эмоциональна финальная сцена прощания на пляже возле разрушающегося на глазах дома с видом на океан. Джоэл бросает борьбу со стиранием воспоминаний и решает наслаждаться тем небольшим временем, которое им осталось провести вместе. Клементина шепчет фразу: “Встретимся в Монтоке”, оставляя в его сознании ту самую ниточку, за которую он сможет ухватиться. И это на самом деле то, что Джоэл сам себе оставляет в самой глубине подсознания и до чего не может дотянуться компания Lacuna. Ведь впоследствии стертые воспоминания не приносят им освобождения, и скрытая магнитная сила притягивает их вновь друг к другу.

Поэтому финал картины остается открытым, так как вновь познакомившись и узнав о своем опыте отношений, герои все же решаются начать все сначала, внутренне понимая, что их может ждать разочарование. И это идеальное завершение прекрасного фильма, вдохновляющего и изменяющего взгляд на жизнь. Фильма о силе любви, которая преодолевает все преграды. И пусть она несет боль и страдание, но это неотъемлемая часть нашей жизни. Поэтому мы должны преодолевать эти страдания ради счастья любви. Истинной любви, которая поднимает над реальным миром и дает возможность ощутить совсем иной мир и воспарить над действительностью. Да, их первое совместное путешествие было стёрто, но они решают испытать его снова, ведь, как говорится, важно само путешествие, а не пункт его назначения.