Как вот писать про Лувр? Сознательно обходила его долгое время, 800 лет истории и 3 этажа музейных экспонатов (5, на самом деле), как это вообще описать? Одна из книг, ему посвященная, состоит из 3 томов, примерно по 2000 страниц каждый. При этом, если книги этой у вас нет под рукой, то информации о Лувре не так уж и много, в основном общего характера, а уж про внутренние помещения и того меньше, а там есть всякие загадочные названия или всегда закрытые залы. Тут подружка поехала в Париж впервые, сделала ей небольшой аудио-гид по истории дворца и решила уж разобраться, где там что, хотя это реально очень сложно, особенно внутри.
Что сначала? Музей? Дворец? Или этапы строительства в хронологическом порядке? Скучно, а как без? Плюс сложность заключается в том, что там все время все переделывают, переносят, меняют местами, закрывают одно, открывают другое. Смотрители говорят, что в Лувре все меняется каждый день. Вы можете не найти желаемую работу на привычном месте, придя в музей завтра. Или вот не так давно президент предлагал сделать еще один вход, через колоннаду, работники начали бунтовать, потому как не справляются с чрезмерным потоком туристов. И еще все время приходится оперировать понятиями типа северное крыло, южная часть и т.д. Хотя это, пожалуй, не так сложно запомнить: Лувр протянулся с востока на запад, часть, что вдоль Риволи - северная, что вдоль Сены- южная. Пирамида- запад, колоннада - восток.
Сначала коротенько пробежимся таки по этапам строительства, даже если придется повторить, наверняка что-то уже упоминалось, чтобы было понятно, как образовался этот огромный комплекс, попытаемся и внутри кое-как обозреть. И поставлю план, не знаю кем он сделан (спасибо умельцу, но я еще не слишком аккуратно убрала все лишнее пока). Здесь цветом показаны все этапы, вроде все понятно.
Для начала нужно понять, где Квадратный двор, ну вот он, действительно квадратный, замкнутый, с фонтаном в центре, подписан Cour Carrée, самая старая часть Лувра, но не настолько старая, чтоб средневековая, сейчас разберемся, только немного сосредоточится придется. Хотя, вы вот можете сказать, а зачем это? Кстати, говорили мне это уже, ответ такой- чтоб ориентироваться, когда вы там окажетесь, во времени и пространстве. Ну еще хочется в сознании своем совместить музей и дворец, внутренние пространства и их расположение, чтобы понимать, когда мы рассматриваем египетское искусство, например, статую писца, то где мы в это время находимся, ведь внутри это становится совершенно непонятно.
Лувр как крепость, как часть оборонительных сооружений был построен в к XII века при короле Филиппе-Августе, крепость входила в корпус этих стен, вернее, даже выходила за них, следовательно, находилась на границе города. Десять башен, донжон в центре двора. С картинками сложно, есть только примерное представление, но там было все, как положено, ров с водой, подвесной мост.
Середина XIV в. - Карл V строит новые стены, Лувр теряет оборонительные функции, становится королевской резиденций, донжон соединяют с основным объемом галереей, строят очень красивую лестницу. Но основной королевской резиденцией тогда был отель Сен-Поль, а после изгнания англичан - еще и дворец Турнель, который Екатерина Медичи приказала снести после смерти мужа. Карл V разместил в Лувре свою библиотеку, и там же хранился королевский арсенал.
Это основные этапы строительства, которые изменяли облик замка, а были еще, как бы сказать, промежуточные. Так на цокольном этаже Лувра имеется Комната Людовика Святого, (крыло Сюлли, с крыльями еще разберемся, уровни -1 и -2, зал 137) т.е. исследования показали, что это постройка его времени, сер. XIII века примерно, предназначение ее неизвестно. Сегодня там хранятся предметы, найденные при раскопках 1984-1987 гг., например, этот шлем.
И там же, в цоколе, обнаруженные при этих же раскопках, экспонируются фундаменты средневекового Лувра, который занимал всего одну четвертую часть сегодняшнего Квадратного двора. На "цветном плане" он показан пунктиром. Так же там располагаются залы, посвященные истории Лувра, мало посещаемые туристами, следовательно, почти пустые. Но, правда, спускаются к Сфинксу Таниса, который кажется тоже переехал, но уже довольно давно.
XVI в., эпоха Валуа. При Франциске I и Генрихе II начинают перестраивать Лувр, который все время до них был несколько заброшен. Франциск сносит донжон в 1528 г. и очевидно, что многие работы, которые предпринимаются там свидетельствуют о желании монарха приспособить Лувр под королевское жилье. Известно, что в Лувре встречали императора Карла V в 1540 г., для чего быстро все прикрыли, залатали и покрыли флюгеры золотом, но уверяют в литературе, что замок сделали настолько пригодным для жилья, что император, король, королева, дофин и дофина, другие придворные и даже герцогиня Этамп, любовница Франциска I, имели там апартаменты.
Казначейство по прежнему в Лувре, в сундуках, охраняемых лучниками. Для открытия сундуков требовалось 3 ключа, распределенных между тремя должностными лицами, только у короля были все три ключа сразу. В Лувре проживали финансовые комиссары, туда поступали налоги. При Франциске там так же имелось два зала для игры в мяч, турниры проводились на месте сегодняшнего Сада инфанты, также по приказу короля преобразовали дворцовые службы, отделив их от жилых помещений, в кухонном дворе сосредоточились пекари, бакалейщики, производители гипокраса.
В 1546 король выбирает архитектора Пьера Леско для перестройки Лувра в стиле Ренессанс, но не всего дворца, пока только одно крыло преобразовывают в соответствии с новыми потребностями и новыми тенденциями в архитектуре. Крыло Леско, украшенное скульптурами Жана Гужона. На плане- красным цветом, это самая старая, видимая, сохранившаяся часть дворца. Скульптурные украшения Гужона представляют славу короля , войну и мир , историю и победу, изобилие, еще Архимеда, Эвклида, Нептуна, Цереру, гениев, сатиров, трофеи. Почти все работы Гужона и мастерской на фасадах сохранились. И вот какое-то время одна часть дворца оставалась средневековой, со всеми башенками, другая- новая. Т.е. все события "Королевы Марго" и реальная Варфоломеевская ночь проходили в таком Лувре. И никаких длинных галерей до поры.
Тогда же, при Генрихе II был создан большой парадный зал, один из старейших сохранившихся во дворце, и один из самых красивых. Четыре кариатиды, работы опять же Жана Гужона, поддерживающие балкон для музыкантов, дали ему название. Известно, что в именно в этом зале после убийства Генриха IV выставлялась его восковая фигура, вокруг которой совершался весь обычный ежедневный церемониал, начиная с приемов пищи. Таким образом демонстрировалась еще со Средних веков непрерывность королевской власти. И здесь же Мольер впервые выступил перед Людовиком XIV. С 1692 года там начали выставлять скульптуры из коллекции Людовика XIV. Тогда он назывался Залом Антиквариата.
В этом зале сегодня представлена античная скульптура, включая такие известные ее образцы, в основном в римских копиях, как Спящий Гермафродит, ложе которого изваял Бернини, Капитолийская Венера, Диана из Версаля, Раненный галл (крыло Сюлли, нулевой этаж, зал 348, тут стоит упомянуть еще раз, что то, что у нас первый этаж, у французов - нулевой или rez-de-chaussé, жилые, самые приличные помещения у них находятся на первом по-французски, на втором по-нашему, этаже)
Если не ошибаюсь, то в зал Кариатид (или из него) ведет лестница того же времени, лестница Генриха II, украшенная красивой каменной резьбой с охотничьими мотивами. А если подняться на этаж выше, то мы окажемся в королевских покоях, полностью переделанных, конечно, в Павильоне короля (угловой павильон, между крылом Леско и крылом, выходящим к Сене, т.е. южным, все то же "красное" крыло на плане), хотя это название вы сегодня вряд ли где услышите, но оно сохранилось. И вообще тут еще немного усложню задачу и скажу, что в Лувре название имеет практически каждый ризалит, каждая галерея, каждый павильон, но не все залы, а некоторые названия залов очень странные, наверное, в следующий раз их обсудим. Да, так Павильон короля, второй по-нашему этаж.
Мы попадаем в музейные залы отдела греческих, этрусских и римских древностей в сердце дворца эпохи Возрождения. Ровно над залом Кариатид такой же большой зал Заседаний (№663), кажется, там при Генрихе II действительно решались всякие государственные дела. Дальше зал Генриха II и вот очень нравится название - зал Семи дымоходов (La salle des Sept cheminées), которые обнаружились при какой-то реставрации.
Его переделал Людовик XIV, а в начале XIX века изменили полностью, снеся все перегородки и даже перекрытия, зал стал очень высоким, над ним был еще один этаж. Тогда здесь выставлялись большие французские полотна. Тут интересно, что сохранилось деревянное убранство некоторых из этих комнат, даже имеется альков, где стояло королевское ложе, но они где-то по музею рассеяны, найду-расскажу. Стеклянный зал (крыло Денон, зал 661), бывший королевский кабинет (кажется, Людовика XIV уже), там сейчас установили сенсорную панель, которая воспроизводит эти интерьеры.
Екатерина Медичи строит дворец Тюильри (пунктир между двумя крыльями Лувра на плане). Генрих III не особенно строит, но сильно развлекается, опустошая казну, потом каясь за это. А Лувре было оживленно в то время, там игрались свадьбы, например Маргариты Лотарингской с герцогом Жуайезом. Король танцевал там целый день. Пиры, ристалища, ночные бои, карусели, конные балеты и фейерверки. Он же установил строгий протокол, который долгое время регулировал жизнь в Лувре.
Генрих IV, взойдя на трон, задумывает, замысливает, ибо этот грандиозный проект так называется по сей день - "Большой замысел", соединить Лувр и Тюильри, для чего строит вот эту длинную, 460 метров (сейчас она внутри стала короче) галерею вдоль Сены, Большую галерею. Сегодня, кстати, ее еще называют Galerie au Bord de l’Eau - Галерея у воды. Там в нескольких залах представлена итальянская живопись.
Дальше, Людовики XIII и XIV изменяют Квадратный двор. Первый приказывает возвести Часовой павильон и фасад, такой же, как сделал Леско, архитектором выступает Лемерсье, крыло получает его имя (голубой цвет на плане). Тут нужно сказать, что этот фасад долгое, очень долгое время оставался почти без украшений. Большинство барельефов сделано при Наполеоне, поэтому среди фигур Вергилия, Гомера, Моисея, персонификаций Дуная и Нила можно увидеть изображение основателя государства инков. Так что провокациям не поддавайтесь, это НЕ XVII век. Часовой павильон - это центральный павильон Квадратного двора, открывающий вход в него от Пирамиды через несколько арочных проходов.
Анна Австрийская в бытность регентом при юном Людовике XIV основывает в Часовом павильоне часовню Богоматери и св. Людовика. Этот зал сегодня почти всегда закрыт, чаще всего там проводят временные выставки, вот недавно, кажется, там показывали знаменитого "Пьеро" Ватто и еще всего несколько картин французского XVIII в., хотя ему посвящены несколько залов верхнего этажа. И ведь более детальной информации не найти, в любом случае, см. слова смотрителей выше. Но если вдруг красивые двери из замка Мезон-Лаффит будут открыты - обязательно заходите (крыло Сюлли, зал 600): в часовне читал проповедь Боссуэ, члены Французской Академии там чествовали короля.
Также для королевы-матери заботливый сын устроил летние покои. Ее апартаменты размещались на парадном этаже, выходили окнами на Сену, на юг, ей было жарко летом. Так вот летнюю квартиру организовали в Малой галерее. ОМГ, еще и Малая галерея есть! Да, но немного осталось на сегодня. Малую галерею в 2 этажа потребовалось построить для организации перехода из апартаментов короля в Большую галерею и дальше в Тюильри. Вот здесь на первом этаже (rez-de-chaussé) с окнами на восток можно лицезреть и сегодня покои Анны Австрийской.
Снаружи, к сожалению, эту галерею не увидеть, ее перекрыли постройки с дворами XIX века, недоступными сегодня. Но зато внутрь можно попасть, они долго находились на реставрации. Имеется и четкая идентификация этих помещений: Ротонда Марса, Большой салон, Салон сезонов, Салон Мира, Большой кабинет королевы, Парадная гостиная (крыло Денон, залы 408-413). Там сохранился декор, но не мебель, конечно, экспонируется античная скульптура, как решил еще Наполеон, объединив по тематике эти комнаты с залом Кариатид, и привез туда все сокровища из Рима (см. картинки, там много)
А на верхнем этаже Малой галереи Генрих IV устроил Галерею королей, обширное пространство, украшенное 28 портретами королей и королев Франции и 16 портретами выдающихся людей своего времени. Этот зал полностью сгорел 6 февраля 1661 года и был перестроен Луи Ле Во по желанию Людовика XIV. Сегодня это галерея Аполлона (крыло Денон, зал 705), в которой выставлены сокровища французской короны, много бриллиантов. Ну вот, Дальше Людовик еще не Великий пожелал достроить Квадратный двор со знаменитой колоннадой Лувра и навсегда переехал в Версаль.
Спасибо, если дочитали. Ну да, опять много, наверное, правильно разделять текст на части, надо разделять на части, говорю я себе каждый раз. И дайте знать, если нужно продолжение, потому что оно имеется, конечно, можно будет узнать, что было после королей и после революции (совсем не полностью музей) и откуда взялась Собачья лестница и не только.
И подписывайтесь на телеграм-канал, там другие истории, например, о венчании Наполеона или об отеле Ритц.
.