Знакомство моё с творчеством гениального романтика 19 века состоялось в начале шестидесятых, когда друг-студент Ленинградского музыкального училища подарил мне пластинку с Шестой («Патетической») симфонией Петра Ильича Чайковского.
Это стало для меня не только открытием, но и потрясением: ведь в ту пору в моём родном посёлке даже радио было не у всех (к счастью, у нас было! И даже проигрыватель, какой нам подарил мой знаменитый дядюшка, объехавший к тому времени полмира...).
Концерты (школьные и районные) проходили под гармошки, на которых играли в основном самоучки...
Конечно, ни о какой классической музыке мы тогда даже понятия не имели. О
Чайковском, как и о других выдающихся композиторах, что-то слышали, как говорят, «краешком уха». И вдруг – пластинка с его великой симфонией!
Не только я, но и вся семья, друзья и соседи приходили к нам по вечерам послушать эту потрясающую музыку. А она, и в самом деле, захватывала сразу и не отпускала до последней ноты...
Драматизм жизни отчаявшегося человека, горькие разочарования и пережитые им страдания, ярко наполнившие это гениальное произведение, не могли не отозваться в моём сердце...
Поэтому два с половиной года назад, решив вести интеллектуальный клуб в одном из Центров «Московского долголетия», я начала с Чайковского. И вот недавно, в год его 185- летия со дня рождения, вновь вернулась к творчеству гениального русского маэстро, так как говорить о нём, его прекрасной музыке, можно и должно бесконечно.
А тему, накануне Дня России, подсказало само время...
РОД НАЧИНАЛСЯ С ЧАЕК ...
Родословная его уходит в 17 век, когда на Украине процветал род Чаек. Главой был рядовой казак Миргородского полка Фёдор Афанасьевич Чайка (1695-1767). Отличившийся особой храбростью в Полтавской битве, он стал даже боевым соратником Петра Первого.
Не менее отважным оказался и его сын Пётр (1745-1818), дед будущего музыкального гения, в честь которого и его и назвали. Именно при Петре Фёдоровиче род Чаек превратился в Чайковских: так его записали, когда он поступал в семинарию.
Стремившийся к знаниям, казачий сын после семинарии окончил Киевскую Академию, а затем отправился в Санкт-Петербург, чтобы получить образование врача. За достигнутые успехи на этом поприще, а затем и в ратных делах во время русско-турецкой войны, Пётр Фёдорович Чайковский по указу Екатерины Второй получил потомственное дворянство.
В его семье родилось двадцать детей! Сведений о том, сколько из них достигли зрелости, нигде нет. Но точно известно, что из девяти сыновей восемь пошли по военной линии. И только самый младший из них – Илья Петрович, будущий отец гениального композитора, стал горным инженером, а затем – инженер-генерал-майором. Управлял горными заводами на Урале, а после занимал пост директора Петербургского технологического института.
Женился Илья Петрович трижды. От первого брака, какой завершился через четыре года смертью жены, у него осталась дочь Зинаида. Спустя два года неутешный вдовец пошёл под венец с Александрой Андреевной Ассиер, происхождение которой сводиться к австрийским, французским и русским предкам. И хотя она была моложе мужа на целых восемнадцать лет, в доме Чайковских царили любовь и взаимопонимание. Муж просто боготворил свою молодую жену, с радостью занимался с детьми, когда у него выпадала свободная минута.
Отличалась эта семья ещё и тем, что и глава её, и его супруга увлекались искусством и литературой. Илья Петрович в юности неплохо играл на флейте, с удовольствием ходил в театр. Образованной и творческой личностью была и Александра Андреевна. Она неплохо пела и играла на нескольких музыкальных инструментах. В доме нередко устраивались любительские концерты, на которые собиралась местная интеллигенция...
В такой атмосфере, наполненной любовью и искусством, и формировалась личность великого композитора, который родился 7 мая 1840 года в небольшом посёлке Воткинского завода Сарапульского уезда Вятской губернии, где трудился тогда его отец.
Однако счастливый брак Ильи Петровича и в этот раз оказался недолговечным: в 42 года Александра Андреевна, родившая ему шестерых детей, скончалась от холеры. Младшим близнецам было в то время всего по четыре года...
Чудом остался жив и глава большого семейства, который пережил свою любимую на 26 лет, но все эти годы вспоминал о ней с особой нежностью.
Спустя одиннадцать лет, в семидесятилетнем возрасте, Илья Петрович решил жениться в третий раз. Его избранницей стала вдова Елизавета Михайловна Александрова, которую полюбили все дети и родственники за её доброту и отзывчивость.
«ХРУСТАЛЬНЫЙ» МАЛЬЧИК
Как заведено было в те годы в интеллигентных семьях, детей воспитывали няни и гувернантки. Для этой цели в 1844 году в дом пригласили француженку Фанни Дюрбах, ставшую практически членом этой большой и дружной семьи.
Конечно же, был в доме и механический орган, на котором играла матушка. Рано пристрастился к инструменту и маленький Пьер, как его называли домашние. В четыре года он написал даже фортепианную пьесу «Наша мама в Петербурге». Проводя свободное время за инструментом, юный композитор легко подбирал на слух услышанные мелодии. Они звучали в его голове постоянно, пугая родных, которые считали это признаком душевной болезни. Ребёнку одно время даже запрещали подходить к инструменту...
И никто тогда даже представить себе не мог, что эта самая чувствительность, станет ключом к музыкальному успеху Чайковского: именно эмоции помогали ему писать с редкой для его музыкальных сверстников красотой.
Кстати, в детские годы никто не заметил и особых музыкальных талантов Петра. А немецкий пианист Рудольф Кюндингер, ставший учителем музыки мальчика, отмечал только его хорошую память, а также гармоническое чутье, но никак не гениальность. И откровенно заявлял: «Таланта нет...».
Пьер, как вспоминали близкие, рос очень чувствительным, легко ранимым, часто плакал... И очень тонко чувствовал музыку. Ничем другим в детстве от сверстников не отличался. Не обладал также и абсолютным слухом, в отличие от многих гениев. Может, только рос более эмоциональным и восприимчивым к окружающему миру. Как писала француженка, «был старательный и понятливый, впечатлительности его не было пределов, обидеть, задеть его мог каждый пустяк...» Поэтому гувернантка и прозвала его «хрустальным (или фарфоровым) мальчиком».
Кроме музыки, ребёнок увлекался историей и литературой. Писал даже стихи. К примеру, такие:
О! Отчизна моя дорогая!
Предстою я с мольбой
Пред Всевышним:
— Сделай так, чтобы не был я лишним Для России моей дорогой...
А родители серьёзное внимание уделяли религиозному воспитанию детей. Пьер, как никто другой, любил слушать церковное пение, нередко присутствовал на богослужениях.
Рано научился и любил плавать, а также – прогулки по окрестностям Воткинска, которые проходили после занятий в сопровождении гувернантки.
Моменты общения с природой были особенно радостными для маленького Пьера, который с детских лет полюбил неповторимую красоту земли родной, населявших её людей. Патриотизм буквально пронизывал всё его существо. Сложно представить, но даже заморским кушаньям мальчик предпочитал обычные щи, студень и квас. Любил также смородиновый чай – всё, что было тесно связано с Россией, русским народом и его традициями.
Однажды, как рассказывала гувернантка, разглядывая карту Европы, ребёнок вдруг стал осыпать территорию России поцелуями, а Старый Свет — плевками... Она, конечно же, отчитала его: «Пьер! Прекратите немедленно! Как вы можете плевать на страны, где живут такие же люди, как мы. Стыдно презирать людей за то, что они не русские. Я — француженка. Значит, вы и меня не уважаете?» «Вы не обратили внимания, - последовал ответ, - что я прикрываю рукой вашу Францию...»
К Фанни он привязался, как к родной. И буквально рыдал, когда семья Чайковских навсегда покидала Воткинск и пришлось расстаться с любимой гувернанткой. Но изменить ничего было нельзя: после отставки отца, получившего погоны генерал-майора, семейство вынуждено было переехать в Москву, а затем и в Петербург.
ВЫБОР, ПОДАРИВШИЙ МИРУ ГЕНИЯ
Отец мечтал, что сыновья пойдут по его линии, а всё остальное, в том числе и музыка, необходимо для общего развития. Поэтому, боясь, что увлечение десятилетнего Пьера музыкой перейдёт в желание стать профессионалом, родители отправили его учиться в престижное Императорское училище правоведения Санкт-Петербурга. Поступившие в это закрытое учебное заведение обучались и жили, как в интернате.
Оторванный от дома подросток, очень страдал по своим близким и особенно – по горячо любимой матушке. Спасали музыка и друзья. Здесь Чайковский встретился с будущим поэтом Алексеем Апухтиным, ставшим его другом на всю жизнь. Учился Пётр с интересом, считался способным студентом. Но никак не хотел стать правоведом, мечтая о карьере музыканта...
Ему исполнилось 14 лет, когда в расцвете лет от холеры умерла его мама. И невозможно представить, как бы подросток перенес эту потерю, если бы не его сильная увлеченность музыкой. Учась на юриста, он продолжал факультативно заниматься музыкой, посещал музыкальные вечера и оперные спектакли. В эти годы он много читал, писал стихи, считался хорошим пианистом и импровизатором.
«Помните, что даже человек, одаренный печатью гения, ничего не даст не только великого, но и среднего, если не будет адски трудиться», - сказанные им однажды слова – стали кредо всей жизни великого трудоголика.
В 1859 году, после блестящего завершения учёбы, молодой специалист был принят в Министерство юстиции. Работал титулярным советником, был на хорошем счету, но мечтал только о музыке. И когда в 1862 году открылась Санкт-Петербургская консерватория, стал одним из её первых студентов. Через год, подающий надежды юрист, вдруг оставил «тёплое место» в Министерстве, чем очень удивил многих: ведь особых успехов в музыке у него ещё не было...
Этот отчаянный шаг будущего великого маэстро тогда не был понят ни друзьями, ни тем более родными. Но именно он подарил всему миру гениального композитора, чьи произведения, по сведениям ЮНЕСКО, самые популярные в мире. Каждую минуту (!) в каком-нибудь уголке Планеты звучит восхитительная музыка Чайковского. В топ самых популярных произведений русского гения входит музыка из балетов «Лебединое озеро» и «Щелкунчик».
Творчество выдающегося композитора оказало влияние на исполнительскую культуру XX века: развитие музыкального театра, дирижёрское и исполнительское искусство.
Он, как не многие, стал всемирно известным ещё при жизни. Гастролируя по Европе и Америке с триумфом, русский гений открыл западному слушателю новый музыкальный мир, образ «загадочной русской души», какой сумел сформировать своими произведениями.
В 1893 году Петру Ильичу Чайковскому присвоили звание почётного доктора
музыки Кембриджского университета (Великобритания). А Парижская Академия
изящных искусств избрала великого маэстро своим членом-корреспондентом.
В последние годы недолгой жизни (а скончался композитор 6 ноября 1893 года в 53- летнем возрасте от холеры) слава русского композитора не знала границ. Его буквально боготворил Старый Свет и особенно – Америка. Но, где бы он не находился, всей душой стремился домой, в Россию.
«Как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотворное влияние ни оказывала она теперь на меня, а все-таки я остаюсь и навеки останусь верен России, - писал он Надежде фон Мекк из Флоренции в феврале 1878 года. – Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще, и в ее великорусские части в особенности...
Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями, он любит потому, что такова его натура, потому, что он не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголку Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязи то, что для меня несказанно дорого и свято».
Как же созвучны эти искренние строки с моим отношением к любимой Родине! Снова и снова перечитываю их, будто вновь слушаю ту неповторимую музыку на подаренной мне много лет назад пластинке: так они волнуют душу и наполняют её особым светом...
Дорогие друзья! Вы прочитали первую часть статьи, подготовленной Галиной Владимировной ДОЛГИХ для выступления в созданном ею клубе "ГАРМОНИЯ" в Центре Московского Долголетия ЖУЛЕБИНО.
Текстового материала так много, что я вынуждена поделить его на две публикации.
Чтобы не потеряться в море публикация Дзена и не пропустить продолжения, подпишитесь на этот канал - "Калейдоскоп нашей жизни". Продолжение последует.
#композитор Чайковский #эпизоды из биографии П.И.Чайковского #детство Петра Чайковского