Начало тут
Бабушка Оля была единственным самым дорогим для Елены человеком. Если бы не она и ее нескончаемый оптимизм и надежда на лучшее, навряд ли бы у Елены получилось выкарабкаться после смерти матери и сохранить веру в то, что все еще будет хорошо.
— Леночка, самое главное в жизни каждого человека – это любовь к себе и забота о себе, — учила внучку Ольга Николаевна, — если человек перестает себя любить и заботиться о себе, то смысла никакого в жизни не остается.
— А как же любовь к другим? — удивлялась Елена, — разве можно любить только себя? А как же дети, родители, любимый человек? Разве не их нужно любить, разве не они – смысл жизни?
— Нет! — убежденно отвечала бабушка Оля, — без умения любить себя не получится любить других. Если человек не умеет быть счастливым, разве сможет он сделать счастливыми других?
С этим нельзя было не согласиться, и Елена в очередной раз поражалась уму и проницательности своей бабушки. Ольга Николаевна, всю жизнь проработавшая в школе учительницей трудов, даже к шестидесяти пяти годам сохранила острый ум и уверенность в том, что каждый человек по-своему хорош, нужно было просто рассмотреть в нем это хорошее.
— Твой отец был таким не потому, что сам хотел причинить боль и страдания другим, — рассуждала Ольга Николаевна, — это все от неумения любить себя. Не умел Игорь любить, а все потому, что его самого этому не учили.
Елена не любила вспоминать об отце. Они с матерью сбежали от Игоря Олеговича, когда Лене исполнилось десять, и долгое время до этого мать с дочерью мучились от рукоприкладства и унижений со стороны главы семейства.
Игорь Калинин с юности был агрессивным и не умел слушать других. Существовало только его мнение, а все, кто был с ним не согласен, обязательно должны были пересмотреть свои взгляды. Как правило, заставлял Игорь пересматривать свое мнение силой, благо, что был он мужчиной достаточно крепким и умело владел кулаками.
Лена плохо помнила, когда началась тотальная агрессия отца в отношении нее и матери. Просто в какой-то момент Игорь Олегович стал регулярно поднимать руку на свою жену и дочь, при этом не скупился на тумаки и оскорбления.
— Я устала это терпеть, — однажды вечером сказала мать Лене, — не хочу больше мучиться сама, да и тебя мучить не хочу. Это была моя ошибка – выбрать такого мужчину, и я хочу эту ошибку исправить.
— Как, мама? — хлопая глазами, спросила Лена.
На следующий день они с матерью сбежали от Игоря Олеговича. Мать даже записки ему не оставила, просто побросала свои вещи и вещи дочери в дорожную сумку, а потом купила билет на ближайший поезд.
Через два года скитаний они с Леной оказались у бабушки. Мать Елены к тому времени уже болела, ее мучили слабость и головные боли, а после пережитых стрессов сил на борьбу с болезнью не осталось.
Елена осталась с бабушкой в пятнадцать. Матери не стало, а отец в ее жизни больше не появлялся. Елена даже не была уверена в том, что мужчина пытался искать бывшую жену и дочь, наверное, Игорь Олегович даже рад был тому, что они исчезли из его жизни бесследно и навсегда.
Рядом с бабушкой Елена чувствовала себя спокойно и хорошо. Ольга Николаевна еще несколько лет работала в школе, а когда Лене исполнилось восемнадцать, бабушка ушла с работы и осела дома. Вязала детские и взрослые вещи, иногда продавала красивые свитера и кофточки, но большим спросом у пожилой женщины пользовались пинетки и одежда для малышей.
Все свои творения Ольга Николаевна делала с любовью и аккуратностью. Иногда бабушка даже шутила о том, что рано или поздно откроет свой магазин по продаже изделий ручной работы, ну или сможет преподавать вязание в любой частной школе для рукодельниц.
Елена понимала, что это просто мечты. Денег им с бабушкой Олей катастрофически не хватало, и о поступлении в институт Елена могла даже не мечтать. Сразу после окончания школы она устроилась на работу сначала в магазин помощником продавца, а спустя год попала в кафе «Искусство есть».
— Нам с тобой на все хватает, — убеждала Елену бабушка Оля, — крыша над головой есть, кусок хлеба имеется. Главное, чтобы здоровье не подвело.
С последним было сложно, потому что после смерти своей единственной дочери Ольга Николаевна очень сильно сдала. Конечно, она пыталась сохранять все тот же привычный оптимизм и уверенность в светлом будущем, но Елена отлично видела, как непросто Ольге Николаевне было смириться с потерей единственного ребенка.
Для бабушки Елена старалась больше всего. Работала в кафе, а между сменами подрабатывала курьером: разносила листовки и счета на оплату интернет-услуг.
— Не жалеешь ты себя, — часто говорила Елене бабушка, — работаешь без выходных, совсем забросила чтение и вязание.
Вязать Елене и вправду было некогда, а вот от чтения книг она не собиралась отказываться. Была постоянным посетителем библиотеки, с упоением читала классику восемнадцатого века и мечтала о том, что рано или поздно все современные люди обязательно осознают бессмысленность погони за деньгами и предметами роскоши.
К двадцати годам Елена ни разу не влюблялась. До десяти лет в ее жизни был отец – главный представитель мужского рода, не самый лучший пример для подражания. Вспоминая об отце и том ужасе, который Лена испытывала рядом с ним, девушка зарекалась никогда не вступать в серьезные отношения с мужчинами. Ребенка она хотела, а вот видеть рядом с собой человека, который может рано или поздно превратиться в монстра, она боялась.
— Если бы ты встретила хорошего мужчину, — вздыхая, рассуждала Ольга Николаевна, — вышла бы за него замуж, родила малыша, он бы заботился о вас и оберегал. Ты бы чувствовала себя куда в большей безопасности, нежели рядом с такой бесполезной старухой как я.
— Не говори так, бабушка! — с укором в голосе отвечала Елена, — ты не бесполезная! Если бы не ты и твоя забота, неизвестно, как сложилась бы моя жизнь. А замуж я не хочу. Мне хватило опыта матери, чтобы сделать выводы.
— Неправильно, — говорила Ольга Николаевна, — опыт твоей матери – это только ее опыт. Мой муж был прекрасным человеком, с которым мы прожили почти тридцать лет, и который подарил мне любимую дочь. Не все мужчины такие, каким был твой отец.
Но Елена в это не верила. Кроме Игоря Олеговича в ее жизни не было других примеров мужчин, да и отношения между родителями являлись единственным образцом семьи.
Здоровье бабушки Оли очень сильно волновало Елену. Она старалась регулярно показывать бабушку врачу, но Ольга Николаевна постоянно отнекивалась и оттягивала момент визита к своему доктору. Елена злилась, пыталась всячески воздействовать на бабушку, но все было впустую. Частенько Ольга Николаевна по несколько дней лежала в постели, не имея возможности подняться. Бабушке требовалось лечение, но денег на него у семьи не имелось.
Чтобы хоть как-то порадовать Ольгу Николаевну и побаловать ее вкусными фруктами, Елена забрала из кафе оставшиеся после банкета фрукты. Ничего зазорного в этом девушка не видела, раньше они с другими официантами всегда забирали домой остатки дорогих блюд после праздников, а тут разыгрался настоящий скандал.
— Как вы объясните свой поступок, — требовательно произнес Виктор, когда администратор Карина при всех попыталась унизить Елену за воровство.
— Очень просто, — честно и безо всяких эмоций ответила девушка, — у меня дома бабушка, она болеет. Моя зарплата не позволяет покупать в магазинах такие дорогие фрукты, а их все равно выбросят после банкета. Не вижу ничего зазорного в том, что я просто взяла то, что все равно никто не будет есть.
— Как бы там ни было, — встряла Карина, — ты не имела права брать чужое!
— Успокойтесь! — обратился к администратору Виктор, — Елена, давайте пройдем ко мне в кабинет и спокойно поговорим.
Елена проследовала за Виктором. Внутри у нее не было ни страха, ни стыда, напротив, Елене было немного обидно за то, что она выслушала в свой адрес от дерзкой администраторши, которая явно ее недолюбливала. Елена не сделала Карине ничего плохого, никогда не вступала с ней в конфликты, а свою работу выполняла старательно. Было непонятно, отчего молодая девушка так сильно обозлилась на Елену, не претендовавшую ни на должность администратора, ни на более высокую зарплату.
— Виктор Никитич, — сразу сказала Елена, как только дверь в кабинет начальника закрылась, — я не буду извиняться за то, что взяла фрукты. Они использовались в качестве декоративных, никто не планировал их есть. Я спросила разрешения у повара, и он подтвердил, что не собирается использовать их для готовки. Фрукты бы просто выбросили…
— Елена, вам не нужно передо мной извиняться, — спокойно ответил Виктор, — я совершенно не возражаю против того, чтобы вы забрали фрукты для больной бабушки. Лучше скажите мне, что именно вы сейчас читаете?
Глаза Елены округлились от удивления. Она ожидала от Виктора чего угодно: осуждения, штрафа, даже увольнения… А вопрос молодого мужчины оказался настолько неожиданным, что Елена растерялась.
— «Анну Каренину», — ответила она, немного придя в себя, — перечитываю ее в третий раз и каждый раз для меня как первый.
Виктор улыбнулся и кивнул:
— Прекрасный выбор. Я не читал эту книгу, но смотрел несколько экранизаций и даже был в театре на спектакле. Мне очень понравилось!
Елене стало любопытно. Она и подумать не могла о том, что владелец кафе мог увлекаться литературой. Виктор больше походил на одного из современных мужчин, которых интересовали деньги, внимание женщин и беззаботная жизнь, а тут, как выяснилось, Елена была неправа. Наверное, бабушка говорила правду, когда утверждала, что нельзя судить о человеке по первому впечатлению.
В тот вечер она принесла домой фрукты, а бабушка Оля была несказанно рада гостинцам и с удовольствием попробовала и ананас, и манго.
— Какая у тебя хорошая работа! И начальник хороший, если позволил тебе забрать домой такие дорогие продукты.
— Начальник у меня и вправду хороший, — задумчиво проговорила Елена, а потом метнулась к книжной полке. Перебрала книги, выбрала одну из них, смахнула с переплета пыль и открыла ее, вдохнув запах старой бумаги. Эта книга была одной из самых любимых у Елены, но девушка уже приняла решение о том, что подарит ее Виктору. Она помнила о том, как блестели его глаза, когда он спрашивал Елену о том, что именно она читала. Нужно было отблагодарить его за доброту и понимание.
На следующий день под конец вечера в кафе завалилась толпа нетрезвых парней. Они заказали много еды, выпивку и расположились за двумя столиками, громко ругаясь и обсуждая других посетителей.
Карина подошла к Елене и многозначительно на нее посмотрела:
— Обслужишь их. Помоги Оксане с этим столиком.
Елена по привычке возражать не стала. Не в ее правилах было идти наперекор мнению руководителя, хотя девушка отлично понимала, что Оксана справилась бы с заказами, тем более что большую часть блюд официантка уже вынесла.
В адрес Елены полетели сальные шуточки от гостей.
— Как тебя зовут, красотка? — спросил одни из парней и уставился на Елену затуманенными взглядом.
— Где ты красотку увидел, Колян? — расхохотался сидевший рядом с ним приятель, — она же страшная как обезьяна.
За столиками раздался дружный хохот, но Елена сдержанно промолчала. Она и без этих парней знала о том, что природа не наградила ее особой женской красотой, и колкие фразочки в свой адрес она привыкла игнорировать.
— Не обижай девушку, — произнес тот, что пытался с Еленой познакомиться, — извини, подруга, за свои плохие слова в твой адрес мой друг выплатит тебе щедрые чаевые.
Приятель и вправду полез в кошелек, но деньги Елена брать не стала. Молча убрала всю грязную посуду со стола, а потом также молча принесла посетителям счет.
— Будь повежливей с ними, — строго сказала ей Карина, — видишь ведь, что клиенты не бедные. Бери чаевые, не крути носом.
— Я возьму с них ровно столько, сколько нужно, — сухо отозвалась Елена и тут же поймала на себе испепеляющий взгляд администратора.
В тот вечер Виктор приехал в кафе только к десяти вечера. Толпа шумных гостей уже удалилась из «Искусства есть», а поваров отпустили по домам. Елена с Оксаной убирали со столов скатерти и оставшуюся посуду, а, когда Виктор вошел в кафе и прошел в свой кабинет, Елена направилась за ним.
— Виктор Никитич, можно к вам? — робко спросила она, топчась на пороге, — мне нужно буквально пару минут вашего времени.
— Конечно! — он широко улыбнулся, — проходите, Елена. У вас какой-то вопрос?
Она протянула Виктору книгу. Это было старое издание книги Марка Твена «Принц и нищий», выпущенной еще в начале двадцатого века. Книгу подарила Елене ее бабушка на совершеннолетие, а теперь девушка решила передарить ее своему начальнику.
Глаза Виктора блеснули от неожиданности и восторга. Дрожащими руками он принял у Елены подарок, а потом недоверчиво посмотрел на нее:
— Это мне?
— Конечно, — с улыбкой ответила Елена, довольная тем, что смогла обрадовать Виктора своим подарком, — это старинное издание, просто потрясающе написанная книга, я сама ее перечитывала несколько раз. Моя бабушка…
Елена не успела договорить. В кабинет к Виктору ворвалась Карина, и снова она была чем-то раздражена.
— Виктор Никитич, у нас проблемы! — громко заявила администратор и указала пальцем на Елену, — и снова из-за этой девицы!
— Что на этот раз? — устало спросил Виктор, а сам бережно положил книгу на стол, — у вас опять истерика, Карина? Кто-то украл банан?
Лицо Карины перекосилось от гнева.
— На этот раз украли кошелек. И не мой, а кошелек гостя! Он пришел в кафе, чтобы предъявить претензии, и я решила, что стоит осмотреть шкафчики нашего персонала, чтобы проверить их на причастность к преступлению. Слышите, Виктор Никитич, я говорю вполне серьезно! Речь не просто о краже фруктов, а об уголовно наказуемом деянии.
— Причем тут Елена? — уточнил Виктор.
— Она обслуживала столик этих гостей вместе с напарницей, а шкафчик Оксаны мы уже проверили.
Елена похолодела. Карина обвиняла ее в краже, и на этот раз уровень спокойствия Елены был на пределе. Неужели ее и вправду обвиняют в краже чужих денег? После такого обвинения и возможной проверки оставаться в кафе у Елены больше не было желания.
Ещё больше историй здесь
Как подключить Премиум
Интересно Ваше мнение, делитесь своими историями, а лучшее поощрение лайк, подписка и поддержка канала. А чтобы не пропустить новые публикации, просто включите уведомления ;)
(Все слова синим цветом кликабельны)