Архив Александра Павловича Кленина.
Обновлено 26.10.2025. Добавлена информация о ресторане 1939 года и пекарне 1940 года
На Спасской земле достаточно много старинных сел и деревень, овеянных легендами. Основание села Федотьево связывают с древним преданием земли Рязанской. В XII-XIII веках в небольшой малоземельной деревне богатый крестьянин повелел сыновьям бросать топоры в четыре разные стороны для разработки новых земельных угодий. Условно это место находится по правую сторону от дороги на Рязань, за аэродром примерно в полутора километрах. В те времена в этих местах был сплошной лес. Согласно легенде, на лесной поляне, на возвышенности, находилась небольшая деревушка Русаково. Позже эту возвышенность стали называть цыганской горой. Так вот, бросил топор Федот... В том месте, куда он приземлился, возникло село Федотьево. Подобным образом появились Михали, Гавриловское и Петровичи, названные именами других сыновей. Что интересно, расстояние между указанными пунктами составляет около семи верст.
А первые летописные воспоминания села Федотьево относят нас в древний 1487 год, когда вблизи села была найдена старинная икона, которая сейчас входит в число трех самых почитаемых икон Рязанской области. История этой иконы уносит нас в далекий XIII век. Образ Божией Матери «Одигитрия» был принесен в Рязань (Старую) до 1225 года епископом Евфросином Святогорцем с Афона. Икона находилась в Успенском соборе древней столицы Рязанского княжества. Именно пред ней возносили свои молитвы рязанские князья накануне битвы с полчищами хана Батыя. После Батыева нашествия, когда город был сожжен дотла, икона исчезла и спустя 250 лет чудесным образом явилась в поле, называемом Старое, недалеко от деревни Торчино. Предание гласит, что одному сельскому мальчишке во сне привиделась Богородица, повелевшая выкопать икону из земли на Старом поле. Он рассказал об этом родителям. Они отправились по указанному во сне направлению и действительно обнаружили икону.
Деревня Торчино входила в приход Успенской церкви села Федотьево, потому икону назвали Феодотьевской (Федот по церковно-славянски — Феодот). Как оказалась в этом месте икона, в свое время объясняли так: ранее здесь находилось древнее поселение, до наших времен дошло, например, название "Торчин-град". Люди, бежавшие от татаро - монголов, захватили икону с собой и закопали её, чтобы сохранить. И сохранили! От найденной иконы стали происходить исцеления, тогда по повелению рязанского князя икона была перенесена в Рязань и поставлена с подобающей честью в Успенском соборе. В настоящее время древняя икона находится в епархиальном музее «Древлехранилище» в Архангельском соборе Кремля в Рязани. С иконы было сделано несколько списков. Самый ранний (17 века) находится в церкви Вознесения Господня в городе Спасск-Рязанский. Один из поздних списков находится в селе Федотьево Спасского района Рязанской области. В 2007 году он замироточил, что считается чудом и рассматривается как проявление благодати.
На месте явления Феодотьевской иконы Божией Матери близ села Торчино сейчас стоит церковь Положения честной ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, построенная на средства и стараниями Юрия Андреевича Головастикова.
В 1622-1629 годах после польской смуты, когда было полюдное описание всех населенных пунктов, Федотьево считалось большим селом с двумя церквями. Главная, Успенская, вначале была деревянной, а в 1807 году на ее месте построили кирпичную на средства местной помещицы Варвары Иосифовны Сулимы. По воспоминаниям старожилов она была настолько высокой, что с колокольни были видны купола Рязанского Кремля.
Вторая церковь тоже деревянная, теплая, названная в честь великого чудотворца Николая, 5 июня 1745 г. сгорела со всею утварью вся без остатка. Но в 1788 г. в с. Федотьево была перенесена Ризоположенская церковь со Старого поля, она считалась кладбищенской, и была приписана к церкви Успенской.
На протяжении нескольких веков село находилось в авангарде на пути к прогрессу. Многие позитивные для Спасского уезда, а потом района события, происходили сначала в Федотьеве.
В 1761 году купец Медовщиков с компаньоном построили на западной окраине села, на берегу реки Кишни, первую в Рязанской губернии суконную фабрику. На ней работало 300 человек. Помещики выкупили крестьянские семьи и поселили их в деревнях Морозовка (сейчас это улица села) и Федотьевские Выселки.
«В 1858 году фабрикой владел князь Салтыков. За год вырабатывали 70 тысяч аршин сукна на сумму 33212 рублей. Шерсть закупалась в Рязанской губернии, а все необходимое для производства (нитки, масло, клей, мыло и т.п.) приобреталось в Москве. Туда же везли продавать сукно. Ткачи работали по 16 часов и получали по 6 рублей в месяц, а женщины - поденщицы по 9 копеек за день работы.» (из книги Голдабенкова Н.А. и П.А. Шарова «Спасск»).
С 1880 года суконной фабрикой владел купец Сибиряков. Но она уже не выдерживала конкуренции с Казарской и Мурминской фабриками. В 20е годы XX века её окончательно разграбили и разрушили. Но от владельцев Сибиряковых осталось в селе двухэтажное здание их усадьбы с флигелем, а также некоторые хозяйственные постройки, которые стали использоваться новой властью под школы, магазины, склады… В некоторых публикациях указывается фамилия Серебряковых, скорее всего произошла замена вследствие схожести звучания. В исторических источниках не встречаются упоминания о Серебряковых, а о Сибирякове Николае Дмитриевиче есть записи в летописи приходов Рязанской епархии: «Село Федотьево Спасского уезда, Церковь Ризоположения: 1876г – Церковный староста рязанский купец Николай Сибиряков награжден золотой медалью для ношения на шее на Аннинской ленте. 1877г - Церковный староста рязанский 2-ой гильдии купец Николай Сибиряков пожертвовал полное священническое и диаконское облачение и стихарь для причетника из серебряной парчи стоимостью 120 рублей.» В метрической книге 1881 года есть также запись о рождении у купца Николая Дмитриевича Сибирякова сына Михаила.
В дореволюционном селе Федотьево было много грамотных. В 1870 году одной из первых в уезде здесь открылась министерская (образцовая) школа. А в 1885 году начала работу церковно-приходская. При этом мы знаем, что в некоторых деревнях дети пошли учиться только после революции!
В 1869/70 году – открыто церковноприходское попечительство, занимавшееся вопросами благоустройства и благосостояния приходской церкви и причта в хозяйственном отношении, а также для благотворительных действий в пределах прихода. Позже на территории бывшей больницы действовала богадельня, редкая для сел, обычно их строили в уездных городах.
Население села к рубежу XX века достигло 2000 человек. Раз в год в Федотьеве была ярмарка, а еженедельно по средам собирался многолюдный базар. В конце XIX века в селе работало 7 кирпичных заводов - наибольшее количество среди сел уезда, да и для губернии это количество было значимым. На землях помещика Сулимы (Сулиммы) были обнаружены залежи глины, пригодной для изготовления кирпича, поэтому 4 из 7-и заводов принадлежали ему, а впоследствии общине его бывших крестьян. Также действовали 2 ветряные мельницы, 2 кузницы, 11 различных лавок. Работал трактир с постоялым двором, 2 шерстобитки, овчинная мастерская, синильня, сукновальня, 2 маслобойки и еще ряд мелких промыслов. Была даже очень редкая для сел живописная мастерская. В начале 20-го века в селе работал аптекарский магазин, принадлежавший Мохову Петру Васильевичу. Но в 1918 году все предприятия были разграблены и разрушены. Это было смутное время. Федотьевские крестьяне даже приняли участие в известном походе на Спасск крестьян Ижевской стороны.
Однако другая часть крестьян стремилась к новой жизни. В 1918 году с помощью ленинградских рабочих здесь была создана коммуна, первоначально объединившая 28 человек. А 1 октября 1919 года в Федотьеве был открыт детский сад (на 20 дней раньше, чем в Спасске!). В день его посещало примерно 100 детей, было 3 возрастные группы. Детский сад состоял из двух руководительниц и двух техслужащих. В Федотьевском детском саду было введено пение под рояль и игры под музыку. С детьми отмечались праздники. После утренника детей поили чаем с медом, пряниками и печеньем.
В период коллективизации, начиная с 1929 года, стали появляться колхозы. К предвоенным годам Федотьевский колхоз «Красный Октябрь» считался самым крупным на левобережье Спасского района, в колхозе насчитывалось около 450 дворов.
В августе 1936 года в с. Федотьево случился страшный пожар - загорелся дом на западной окраине села, ветер дул западный, крыши строений крыты соломой. Пламя очень быстро распространялось к центру села. «Пожар был остановлен на подступах к двухэтажному кирпичному дому (священника Кленина) и Успенской церкви. Активного участия в тушении пожара взрослые селяне не принимали лишь потому, что были в поле на уборке урожая. Во время пожара погибли 2 человека, сгорело 303 дома, 160 кладовых и надворных построек, 14 зернохранилищ, 10 конюшен, клуб, маслобойка, много свиней и птиц.» - пишет в своей статье «Пять столетий Федотьевского края» краевед Казаков Иван Никитович. В результате этого стихийного бедствия многие уехали в соседние деревни, Рязань, Москву, Ленинград. Но большая часть населения продолжала работать, потихоньку отстраивались, жизнь продолжалась.
В 1938 году сельская школа одной из первых среди сел района стала средней. В ней учились более 700 детей. А в 1940 году была построена новая двухэтажная школа (подробнее об этом периоде читайте в одной из ближайших публикаций). Церковь к этому времени уже давно была закрыта. Было принято решение, её разобрать, и кирпич пустить на строительство школы. Собирались подписи, жители проголосовали "за". Но разобрали частично, в основном колокольню, и церковь долго зияла своими обнаженными, расписанными сверху донизу стенами. Одно время наверху соорудили будочку и использовали как пожарную вышку. Снесено здание было гораздо позже, в 50-е.
В декабре 1939 года в одном из номеров газеты «Спасский колхозник» упоминается недавно открытый в селе Федотьево ресторан. Статья критического характера: нет раздевалки, накурено, посетители вынуждены ждать около двух часов, пока принесут обед, большие очереди в буфете за закусками. Тем не менее, интересен сам факт: наличие ресторана и большой к нему интерес со стороны населения!
А в апреле 1940 года та же газета рассказывает о работе федотьевской пекарни, заведующим которой назначен М.П. Чирков.
В годы войны федотьевские женщины, старики и подростки самоотверженно трудились на ферме и полях колхоза. Пахали в основном на быках, много лошадей забрали на фронт, копали землю вручную. Косами и серпами убирали зерновые, а также травы, работали по 16 часов в день. Главными организаторами и идейными вдохновителями были в годы войны председатель колхоза Федорин В.А. и директор школы Вознесенский А.Н. (подробнее об этом периоде читайте здесь) В 1944 году Федотьевская школа победила в областном соревновании школьников по оказанию помощи колхозам. На разные работы на 100-300 дней в году выходило более трехсот учеников. Директор школы Вознесенский Александр Николаевич был награжден орденом Ленина, в газете «Правда» от 16 декабря 1944 года была опубликована заметка:
В послевоенные годы село еще какое-то время занимало высокие позиции, Федотьевская средняя школа на протяжении нескольких десятилетий являлась школой передового опыта. Одновременно здесь функционировал детский дом, на базе которого позже была открыта школа-интернат, потом вспомогательная школа-интернат. В Федотьевской вечерней школе (школа колхозной молодежи) обучался 71 человек. Директором школы была Данюкова.При сельской больнице в 1950-1970-е годы даже работало родильное отделение, которое находилось на территории «красной школы» (впоследствии больницы) в двухэтажном бревенчатом доме. В Федотьевском роддоме появилась на свет большая часть послевоенного населения села.
Однако сельское хозяйство стало приходить в упадок. Менялись руководители колхоза, снизилась трудовая дисциплина, следовательно, и эффективность производства. В 1969 году произошло объединение мелких хозяйств и образовался совхоз «Красное поле». 15 лет он не выделялся высокими показателями в работе, но с приходом энергичного и деятельного директора Петра Емельяновича Глагазина результаты работы стремительно поднялись. С середины 80-х годов в Федотьеве построили детский сад на 50 мест, 15 панельных и 10 кирпичных жилых домов, коровник на 400 голов, картофелехранилище на 2000 тонн, мехмастерскую, зерноток, картофелесортировочный пункт, проложили по селу и в производственную зону асфальтовую дорогу. (более подробно об этом периоде также читайте здесь).
9 мая 1995 года в селе открыли памятник погибшим в годы Великой Отечественной войны сельчанам за счет совхоза и возведенный силами совхозного прораба А. Лепесина. Инициатором установки памятника выступил патриот своего села Казаков Иван Никитович (1926-1991гг).
С середины 90-х годов прошлого столетия все изменилось, большинство хозяйств, а среди них и совхоз «Красное поле», было разрушено. Люди разъехались кто куда. Опустели фермы, заросли поля, закрыли детский сад. Количество жителей резко пошло на убыль. Люди потянулись к богу. А церкви нет. В 1997 году в праздник 510-летия Федотьевской иконы на месте разрушенной Успенской церкви по благословению архиепископа (впоследствии митрополита) Рязанского и Касимовского Симона возвели часовню.
А в апреле 2006 года в селе была освещена вновь построенная за счет меценатов церковь в честь иконы Феодотьевской Пресвятой Богородицы. Одним из спонсоров был предприниматель Коржуев Михаил Вадимович из города Жуковский.
В 2025 году в честь 80-летия Победы памятник односельчанам, погибшим в годы Великой Отечественной войны, заменили на новый.
В 1965 году население села было в районе 1000 человек, в 2010 году оно критически уменьшилось до 246 человек, но за последние 10-15 лет вновь стало увеличиваться.
В целом, село производит приятное впечатление. Владельцы домов ухаживают за своими жилищами и приусадебной территорией, дорога к селу в хорошем состоянии, поля засеяны. Есть надежда, что у старинного села есть еще порох в пороховницах.