Найти в Дзене
Lectorient

Зарождение халифата при Умаре. Часть 2

Мы продолжаем нашу рубрику о халифате и переносимся к следующей важнейшей фигуре в истории мусульманского государства – Умару ибн аль-Хаттабу. После смерти Абу Бакра мусульманская община вступила в новый этап. Халифат укрепился, но институты власти, управления и права еще только складывались. Новым халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб – сподвижник пророка, известный своей принципиальностью, требовательностью к себе и другим. Умар ибн аль-Хаттаб (ок. 585 – 3 ноября 644 г.), известный также как аль-Фарук («отделяющий истину от лжи»), был одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммада. Он происходил из рода бану аль-‘Ади и до принятия ислама был убежденным противником новой веры. Согласно преданию, он принял ислам около 616 года. В Медине он вошел в ближний круг пророка и выдал за него свою дочь. Он сопровождал пророка, участвовал в совете старейшин и был одним из главных сторонников назначения Абу Бакра халифом. Умар стал халифом в 634 году по завещанию Абу Бакра. Несмотря на репутацию ч
Оглавление
Фото взято в фотостоке Canva
Фото взято в фотостоке Canva

Мы продолжаем нашу рубрику о халифате и переносимся к следующей важнейшей фигуре в истории мусульманского государства – Умару ибн аль-Хаттабу.

После смерти Абу Бакра мусульманская община вступила в новый этап. Халифат укрепился, но институты власти, управления и права еще только складывались. Новым халифом стал Умар ибн аль-Хаттаб – сподвижник пророка, известный своей принципиальностью, требовательностью к себе и другим.

Кто такой Умар

Умар ибн аль-Хаттаб (ок. 585 – 3 ноября 644 г.), известный также как аль-Фарук («отделяющий истину от лжи»), был одним из ближайших сподвижников пророка Мухаммада. Он происходил из рода бану аль-‘Ади и до принятия ислама был убежденным противником новой веры. Согласно преданию, он принял ислам около 616 года. В Медине он вошел в ближний круг пророка и выдал за него свою дочь. Он сопровождал пророка, участвовал в совете старейшин и был одним из главных сторонников назначения Абу Бакра халифом.

Умар стал халифом в 634 году по завещанию Абу Бакра. Несмотря на репутацию человека сурового нрава, его кандидатура получила поддержку общины, и ему присягнули без серьезных разногласий. 


Реформы и структура управления

Главной задачей Умара как халифа стало превращение быстро растущего халифата в управляемое государство. Завоевания Сирии, Египта, Ирака и Персии потребовали административных решений: новые территории были многонациональными, с преобладанием иноверческого населения, и требовали иной подход к управлению, нежели племенной порядок.

Вместо дележа земель Умар ввёл практику регулярных выплат (‘ата’) и пайков (ризк) из государственной казны для сподвижников и воинов, записанных в специальные реестры – диваны. В Ираке и других регионах была проведена проверка земельных кадастров, установлены фиксированные налоги для иноверцев - харадж (поземельный) и джизья (подушный). Эти меры легли в основу фискальной системы халифата.

Умар назначал судей (кади), а также учредил ведомство по жалобам на чиновников, во главе которого стоял его соратник Мухаммад ибн Маслама. В особо важных случаях он лично выезжал на место, проводил расследование и принимал меры. Перед назначением каждого чиновника фиксировалось его имущество, а в дальнейшем проводилась регулярная проверка доходов. За злоупотребления следовали наказания – от смещения с должности до публичного позора и телесных наказаний.

При Умаре уделялось внимание не только управлению, но и поддержке уязвимых слоев общества: появилась система социальной поддержки, охватывающая бедных, сирот, вдов, пожилых и людей с ограниченными возможностями. Сборы с закята и джизьи направлялись в государственную казну и распределялись в том числе на обеспечение этих категорий населения.

В 637 году по инициативе Умара было введено новое летоисчисление, и отсчёт времени стали вести от хиджры, переселения пророка Мухаммада из Мекки в Медину. Также началась работа над сбором коранических откровений. По поручению Умара этим занялся Зайд ибн Сабит, один из сподвижников пророка. Хотя окончательная редакция текста Корана была завершена позже, при Усмане, именно при Умаре были сделаны первые шаги к его кодификации.

Смерть и наследие

Умар ибн аль-Хаттаб был смертельно ранен в 644 году – на него напал раб по имени Абу Лулу во время утренней молитвы в мечети. Спустя три дня халиф скончался. Перед смертью он учредил шуру – совет из шести уважаемых сподвижников пророка, которым поручил выбрать следующего правителя. В результате халифат возглавил Усман ибн Аффан.

Личные качества Умара, его организаторский талант и умелое управление государством позволили халифату не только пережить первый этап экспансии, но и закрепиться как сильное и централизованное государство. Именно при нём были заложены основы административной системы, укреплена финансовая и правовая структура.

Суннитская традиция изображает Умара как идеального правителя – благочестивого, справедливого, аскетичного. В то же время в шиитской традиции его фигура воспринимается иначе: как одна из ключевых фигур, сыгравших роль в отстранении Али ибн Аби Талиба от власти. 

Читайте наши статьи о халифате:

Литература:

Умар ибн аль-Хаттаб — Википедия

https://www.britannica.com/biography/Umar-I

https://islamology.ru/content/%D1%83%D0%BC%D0%B0%D1%80-%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%80-i/

https://en.wikipedia.org/wiki/Reforms_of_Umar%27s_era