Введение
Религия подвергается множеству критических замечаний со стороны неверующих. Порой вполне заслуженно — в силу того, что зачастую религия выращивает в своей среде исключительно послушных и не смеющих возражать адептов, а сомневающихся и критикующих ломает под себя либо отлучает, так что все рупоры здравого смысла неизбежно оказываются за ее пределами.
Одно из таких замечаний сформулировал знаменитый американский комик Джордж Карлин. Вот как оно выглядит:
Тут много чего можно оспорить. И про постоянное наблюдение, и про количество заповедей (их намного больше десяти), и про горение в аду.
Вспомните, например, женщину, взятую в прелюбодеянии, которую Иисус отпустил без осуждения, сказав только: «Иди и впредь не греши» (см. Евангелие от Иоанна, главу 8).
Почему Иисус не послушался Карлина и не отправил бедняжку в ад? Потому что это так не работает. Есть множество других факторов: Божья милость, долготерпение, стремление наставить и исправить оступившегося человека.
В конечном счете отбраковываются в геенну люди, показавшие себя безнадежными, которые всё знают и понимают, имеют всякое наставление и обличение, но при этом сознательно выбирают зло, чтобы вредить, обижать, губить, мучить, разрушать, предавать, отвергать доброе и отравлять мир своим присутствием. Человечеству намного лучше без таких людей.
Любит ли Бог грешников — кандидатов в вечную погибель? Похоже, что так, раз многие из них еще живы. Похоже, что верит в возможность их исправления, которая во многом зависит и от них самих.
Но разве любящий человека будет ему вредить, губить и мучить?
Карлин интересно противопоставил геенну и Божью любовь. Однако похожая мысль, противоречивая на первый взгляд, имеется и в Библии:
11 И Господь даст глас Свой пред воинством Своим, ибо весьма многочисленно полчище Его и могуществен исполнитель слова Его; ибо велик день Господень и весьма страшен, и кто выдержит его?
12 Но и ныне ещё говорит Господь: обратитесь ко Мне всем сердцем своим в посте, плаче и рыдании.
13 Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши, и обратитесь к Господу Богу вашему; ибо Он благ и милосерд, долготерпелив и многомилостив и сожалеет о бедствии.
(Иоиль, глава 2)
Вот эта мысль, черным по белому.
Господь сожалеет о бедствии. Для чего же навел его?
Скажем, когда человек сожалеет о своих грехах, когда раскаивается в них, разве он потом продолжает грешить ими?
Лицемер — может быть. Но настоящее покаяние ведет к перемене дел, так что человек уже не совершает того, в чём раскаялся.
Итак, если Бог сожалеет о бедствии, то почему бы Ему это бедствие не отвести?
Бог что, лицемер?
Сегодня я предлагаю разобрать этот вопрос с необычной стороны — с позиции сотрудничества с лицемером.
Завет
По Библии, Бог заключил разные заветы — соглашения с людьми на земле:
- заключил завет с Ноем и его потомками, чтобы они не проливали человеческой крови, и при этом обещает больше не наводить на землю потопов вроде того, который Ной пережил в ковчеге (см. Бытие 9:1-17);
- заключил завет с Авраамом, намереваясь дать ему многочисленное потомство при условии его непорочности и хождения перед Богом (см. Бытие 17:1-2);
- заключил завет с Израилем, когда вывел израильтян из Египта и через Моисея дал им большой и подробный закон;
- заключил завет через Иисуса Христа с каждым, кто верит в него (см. Евангелие от Иоанна 3:16).
В частности, суть завета с Израилем хорошо описана в 28-й главе Второзакония. Если коротко: исполняешь Божьи заповеди — Бог благоволит к тебе и благословляет. Нарушаешь — Бог действует против тебя.
Чтобы лучше понять позицию Бога в Библии, я предлагаю рассмотреть ее на примере обычных деловых отношений между людьми.
Деловые отношения
Перед началом сотрудничества люди согласовывают свои намерения и обязательства. Так каждая сторона понимает, на что она согласилась, и потом не удивляется, что с нее чего-то требуют или ей что-то недодали. Мы так договорились, а не иначе. Кто-то верит на слово, а кто-то заключает письменное соглашение.
Так как я за годы своей жизни много раз договаривался о сотрудничестве, мне приходилось иметь дело с непорядочными людьми, так что я имел возможность опробовать различные подходы к ним.
Ниже я собираюсь изложить эти подходы и описать их эффективность.
В конце «лицемерная» позиция Бога станет вам понятна так же, как и мне.
Ниже на всех рисунках все взаимодействия между людьми будут идти по двум фронтам: словесному и деловому. На этих фронтах я буду обозначать знаком «+» позитивные слова или соблюдение условий договора. А знаком «−» — негативные слова или нарушение договора: бездействие, обман и так далее.
Честный сотрудник
При честном сотрудничестве всё просто и банально.
1) Вы выдвигаете партнеру условия договора, рассчитывая на сотрудничество:
2а) Партнер принимает ваши условия, давая словесное согласие, и вы с ним начинаете сотрудничать на деловом фронте:
2б) Если же партнера не устраивают ваши условия, то он отклоняет ваше предложение и вы просто не сотрудничаете:
По Библии, право выбора Иисус Навин предложил народу Израиля перед вхождением в Ханаанскую землю:
14 Итак, бойтесь Господа и служите Ему в чистоте и искренности; отвергните богов, которым служили отцы ваши за рекою и в Египте, а служите Господу.
15 Если же не угодно вам служить Господу, то изберите себе ныне, кому служить, богам ли, которым служили отцы ваши, бывшие за рекою, или богам Аморреев, в земле которых живёте; а я и дом мой будем служить Господу.
(Иисус Навин, глава 24)
Израильтяне могли заключить завет с Господом и соблюдать его при Божьем содействии, а могли отвергнуть и жить без Него в другом месте — своим умом и своими понятиями.
Такой выбор есть и у каждого из нас.
Ситуация осложняется, когда на сцену выходит лицемер!
Лицемерие
Это довольно обширное понятие, имеющее множество граней и смыслов.
В рамках данной статьи я буду называть лицемером человека, который говорит одно, а делает другое. Не подкрепляет слова действиями.
Именно так Иисус Христос охарактеризовал книжников и фарисеев своего времени:
1 Тогда Иисус начал говорить народу и ученикам Своим
2 и сказал: на Моисеевом седалище сели книжники и фарисеи;
3 итак, всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают…
(Евангелие от Матфея, глава 23)
На нашей схеме лицемера можно изобразить как партнера, который принимает свои обязательства по договору, но не исполняет их:
Как же быть с таким человеком?
Здесь чисто математически возможны четыре подхода. Мы разберем их ниже.
Стратегия № 1: терпение
Понятно, что ваш деловой партнер не соблюдает того, на что согласился. Но он же не со зла так делает! Вот, смотрите, у него есть уважительные причины, форс-мажор. Он обязательно возьмется за дело, нужно только немножко потерпеть! Договор в силе, прошу его исполнять. Просто потерпите чуток, и всё будет!
Чисто по-человечески такую отсрочку можно понять, и вы соглашаетесь подождать, когда ваш деловой партнер «дозреет»:
Вы позволяете словам вашего партнера повлиять на ваши дела. Теперь обязательства по договору исполняете только вы.
Однако в случае с лицемером проходят недели, месяцы или даже годы, а форс-мажоры никуда не деваются, дела не налаживаются, всё плохо. Срок налаживания дел совсем рядом, но всё время куда-то уезжает дальше в будущее.
Вы начинаете подозревать неладное и переходите ко второй стратегии.
Стратегия № 2: гнев
Понимая, что время уходит, а ваше дело не движется как задумывалось, вы понимаете, что надо что-то менять. А поскольку ваш деловой партнер сумел своими словами повлиять на ваши дела, вы также надеетесь вашими словами повлиять на его дела. Поэтому вы высказываете ему резкие претензии о невозможности нормальной работы с ним:
При этом, будучи порядочным человеком, а не лицемером каким-нибудь, вы продолжаете исполнять свои обязательства по договору.
Партнер понимает с ваших слов, что дело запахло жареным и ваша к нему лояльность вот-вот прекратится. А ему этого ох как не хочется.
Казалось бы, это должно его переубедить и исправить. Но если вы имеете дело с лицемером, то он просто примется с двойной силой уговаривать вас — вернуться к первой стратегии и потерпеть еще совсем тютельку. А на его деловом фронте ничего не изменится!
Ваши слова сами по себе не способны повлиять на его дела.
И тут у вас есть выбор: либо смириться и терпеть дальше (стратегия № 1), либо перейти к решительным действиям.
Стратегия № 3: отвержение
Не сумев достичь результата словами, вы переходите к делу — прекращаете исполнение своих обязательств по договору:
Эта неожиданная мера больно бьет по вашему деловому партнеру: ведь он уже привык к вашему содействию и не ожидал, что вы так подло его оборвете. Он пытается снова договориться с вами на словах, но получает ваш словесный отказ от сотрудничества.
По сути, ваши деловые отношения прекращаются.
Имидж
Но со стороны такой подход выглядит несколько иначе. Скажем, если партнер перескажет третьим лицам итоги ваших переговоров или перешлет им вашу с ним переписку, то они увидят только словесный фронт. И эта картина будет не в вашу пользу:
Указывая на ваше словесное отвержение, расстроенный партнер представляет очевидным фактом то, что вы здесь зло, а он — добро. Он хотел как лучше, а вы его предательски отвергли. Ваше слово ничего не весит.
Разумеется, никто из третьих лиц не пойдет к вам и не узнает вашу версию истории: и так понятно, что вы здесь негодяй.
Эта стратегия портит ваш имидж в глазах общественности. Впрочем, если вы сильны и уверены в себе, вас не поколеблют мнения всяких глупцов и невежд.
Где же выход?
Отвержение — это не единственное, что вы можете сделать. Бывает так, что вопреки лицемерию вашего партнера вы заинтересованы в сохранении хороших с ним отношений. Именно это справедливо в отношениях Бога с народом Израиля — потомками верного Богу Авраама, которому Бог обещал беречь его потомство:
15 И вторично воззвал к Аврааму Ангел Господень с неба
16 и сказал: Мною клянусь, говорит Господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего,
17 то Я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твоё, как звёзды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твоё городами врагов своих;
18 и благословятся в семени твоём все народы земли за то, что ты послушался гласа Моего.
(Бытие, глава 22)
Бывает такой интерес и у людей. Если это ваш вариант, то вам понравится последняя стратегия.
Стратегия № 4: зеркало
Вам не обязательно отвергать человека, ведущего себя лицемерно. Вы можете быть с ним вежливы, как и он вежлив с вами. А ваши обязательства по договору не выполнять, как и он не выполняет свои. В некотором смысле вы просто зеркалите его шаги по обоим фронтам:
Никаких деловых выгод от вас партнер не получает, однако вы продолжаете поддерживать с ним общение в хорошем тоне.
Если у лицемера будут к вам какие-то претензии по договору, он будет вынужден сам перейти к стратегии № 3 и представить себя в дурном свете — как «словесного злодея». А ваш имидж останется нетронутым. Ему это невыгодно, поэтому лицемер так обычно не поступает.
Казалось бы, теперь вы оба лицемеры, которые говорят и не делают. Но на самом деле между вами есть принципиальная разница.
- Если вы исправите свой деловой фронт, лицемерный партнер всё так же будет бездействовать (см. рисунок 5).
- А если ваш деловой партнер вдруг одумается и исправит свой деловой фронт первым, то за вами дело не станет и всё наладится (см. рисунок 2). Потому что на самом деле вы не лицемер, а всего лишь зеркало.
Заключение
На мой взгляд, стратегия № 4 — это оптимальный подход к взаимодействию с лицемером. Вы ничего не теряете ни в деле, ни в репутации, а партнер ничего не получает, пока не начнет исполнять свои обязательства.
Иногда так поступают грамотные политики. Скажем, в ходе военного конфликта они ведут свои войска в наступление ради интересов своего народа, но в то же время открыты для переговоров с противником. Хотите поговорить — говорите, авось и договоримся без жертв. Не хотите — всё решим без вас.
И похоже, что примерно так же ведет Себя Бог, когда на грешный подзаветный народ наводит бедствие и сожалеет о нем. Сожаление о бедствии (+++) — на словесном фронте, а само бедствие (−−−) — на деловом.
Я не считаю, что любая беда приходит от Бога. Бывают последствия чужих грехов, бывают нелепые инциденты. Но бывает и Божье воздаяние.
Религиозное служение во всех его проявлениях — молитвы, свечки и курения, песнопения, жертвоприношения, религиозные праздники и всё прочее — находится на словесном фронте. Это внешний фасад, на нем идут переговоры, однако само по себе это служение не спасет грешника от грядущего бедствия. Для спасения ему нужно удалиться от зла, исправить свой деловой фронт и начать наконец исполнять то, что Господь ему заповедал. Тогда лицемерие прекратится и начнется праведная жизнь.
Это называется покаянием — перемена ума, за которой следует перемена дел. К нему призван каждый грешник.
Исправьте свой деловой фронт так, как угодно Господу.
А за Ним, я уверен, дело не станет.
Обратная связь
Доводилось ли вам договариваться о чём-либо с лицемерами? Как вы предпочитаете действовать в таких случаях? Приглашаю вас в комментарии.