Найти в Дзене
Первый Видео Авто Рынок

Автомобильный кондиционер - чем интересна история его появления.

Автомобильный кондиционер - такая привычная современному автомобилисту опция, что при виде современного автомобиля, в котором она отсутствует по причине базовой комплектации, некоторые откровенно удивляются. Конечно есть у кондиционеров и свои противники, которые принципиально не пользуются этим благом цивилизации, предпочитая открытые окна и приток “свежего” 30-градусного воздушного потока снаружи (в некоторых городах нашей страны, которым не повезло с большим количеством открытого грунта, еще и с пылью). Объясняют просто - с кондиционером всегда простываю. На самом деле, обычно достаточно просто не направлять на себя дефлекторы вентиляции и не выворачивать температуру в режим “выморозить все”, чтобы впоследствии не распустить сопли.

Но кондиционер был на автомобилях далеко не всегда, по части популярности и распространенности он совершенно точно уступал такому атрибуту комфорта как автоматическая коробка передач, или автоматические стеклоподъёмники. Сегодня вспомним, откуда вообще появился кондиционер в автомобиле, чем первые образцы отличались от современных и кто проложил путь к комфортному климату в салоне в том виде, в каком знаем его мы.

Если у Вас еще и стоит задача отыскать на рынке б/у достойный экземпляр, в котором будет не только кондиционер, но еще и добротное техническое состояние, заходите на сайт РДМ-Импорт и знакомьтесь с вариантами.

Начать стоит пожалуй с констатации факта - стационарное кондиционирование в помещениях появилось гораздо раньше автомобильного. К 1930-м годам ими оборудовались в основном высотные здания. О внедрении холодильной установки в транспортные средства впервые задумались в США где-то в 1933 году. Изначально это был чистой воды “колхоз” - на автомобиль заказчика устанавливался по сути инородный агрегат. Впрочем, с учетом специфики автомобилестроения того периода, можно и весь остальной автомобиль кроме рамы с агрегатами именовать "колхозом" - все же делалось под заказчика в сторонних кузовных ателье.

Packard Twelve 1939 года - первый заводской кондиционер в истории автомобилей. Выключался холодильник исключительно под капотом при помощи нехитрой операции по демонтажу приводного ремня с компрессора.
Packard Twelve 1939 года - первый заводской кондиционер в истории автомобилей. Выключался холодильник исключительно под капотом при помощи нехитрой операции по демонтажу приводного ремня с компрессора.

Пионером же в оснащении кондиционером серийного автомобиля стал в 1939 году Packard (кстати, мы как-то готовили большой материал на тему автомобилей, где впервые использовались те или иные технические решения, кому интересно ознакомиться можно здесь https://dzen.ru/a/Ztg8AQ1-_SP1qbxK?share_to=link ).

Эта архитектура с размещением основного громоздкого блока системы в багажнике, которая охлаждала воздух под потолком продержится более 10 лет.
Эта архитектура с размещением основного громоздкого блока системы в багажнике, которая охлаждала воздух под потолком продержится более 10 лет.

Главным отличием серийного кондиционера стал привод его компрессора от коленчатого вала двигателя. Сама установка была весьма громоздкой, занимая изрядное пространство в багажнике. А холодил этот чудо-агрегат всегда, пока двигатель вращался - никакой управляемой муфты у него не было. Хочешь отключить - скинь ремень с компрессора. Доплата за серийный кондиционер была весьма солидная, составляя примерно треть стоимости нормального полноразмерного легкового автомобиля. Через пару лет, вслед за люксовыми Packard кондиционер начал предлагаться и в серийных Cadillac - впрочем даже на дорогих автомобилях за него доплачивали крайне редко.

Chrysler Imperial 1952 года - версии с кондиционером имели жабры на задних крыльях, через них снаружи поступал воздух для охлаждения.
Chrysler Imperial 1952 года - версии с кондиционером имели жабры на задних крыльях, через них снаружи поступал воздух для охлаждения.

Первый серьезный прогресс произошел в 1952 году - Chrysler представил систему AirTemp на модели Imperial. Основные компоненты по прежнему занимали место в багажнике, заодно обеспечивая хороший прижим ведущих колес к земле, поскольку вес системы был мягко говоря не маленький. Персональный холодильник быстро выстужал салон - здесь появилась уже такая полезная вещь как режим рециркуляции, для более эффективного охлаждения.

-5

Система была практически бесшумной, а холодный воздух подавался через собственные отдельные от отопителя дефлекторы в задней полке, затем опускаясь из под потолка вниз. Кстати, в отличие от современных автомобилей - при таком варианте в салоне не создавалось тех самых сквозняков, которые обеспечивают внеплановый уход на больничный.

Помимо запаски место в багажнике съедал кондиционер, сейчас это пространство принято занимать сабвуфером.
Помимо запаски место в багажнике съедал кондиционер, сейчас это пространство принято занимать сабвуфером.

Но вот управлять температурой было нельзя - система могла быть либо включена, либо выключена. К 1956 году практически любой “бизнес-класс” в штатах можно было заказать с опциональным заводским кондиционером (что в условиях, когда на некоторых автомобилях то и печку ставили за доплату, можно было считать верхом расточительства).

Автомобили Nash-Kelvinator всегда отличались нетрадиционными (в хорошем смысле) решениями. Такими как закрытые колесные арки у всех 4-х колес, причудливое расположение органов управления, и уже с 1938 года нормальной системой вентиляции салона, пока еще только с отопителем.
Автомобили Nash-Kelvinator всегда отличались нетрадиционными (в хорошем смысле) решениями. Такими как закрытые колесные арки у всех 4-х колес, причудливое расположение органов управления, и уже с 1938 года нормальной системой вентиляции салона, пока еще только с отопителем.

В 1954 году американский автопроизводитель Nash-Kelvinator, который специализировался на изготовлении только необычных и новаторских автомобилей (с весьма характерным внешним обликом) додумался реализовать систему вентиляции и кондиционирования салона в привычном нам виде. Кстати, до использования охлаждающей жидкости с целью обогрева салона Nash додумался еще раньше, аж в 1938 году, когда некоторые конкуренты еще выпускали “одну вентиляцию” вместо кузовов. Тогда же они поставили электрический вентилятор, подающий в салон горячий воздух, салонный фильтр и в меру технологических возможностей того времени герметизировали салон, чтобы сквозняки не задували.

Впервые в истории "весь ливер" собрался под капотом, как это и реализовано в современных автомобилях.
Впервые в истории "весь ливер" собрался под капотом, как это и реализовано в современных автомобилях.

Поскольку дело происходило в США, где в целом очень тяготеют к пафосным названиям, неважно идет ли речь об авианосце или о кофеварке, новинку нарекли словосочетанием All-weather-eye (всепогодный глаз). Основным новаторством стало уменьшение размеров компонентов, которые теперь наконец-то вместе с “пожитками” переехали из багажника под капот, где им в общем то и место. Да и шанс повредить магистрали с хладагентом или ресивер в процессе штурма затрапезных ухабистых направлений, коих те годы хватало и в США стал нулевым.

Как и все массовое, кондиционер “резко подешевел” - в Nash можно было заказать его уже не за треть цены нормального автомобиля, а всего за четвертинку. Впервые система кондиционирования была объединена с отопителем, холодный воздух также подавался через дефлекторы на панели приборов, плюс в системе завелся термостат. А кондиционер получил возможность работать не только как холодильник, но и как осушитель - когда выхолаживать “помещение” не требовалось, а надо было только чтобы не запотевали стекла.

AMC Ambassador - первый серийный кондиционер в базовом оснащении в Америке.
AMC Ambassador - первый серийный кондиционер в базовом оснащении в Америке.

В стандартное же оборудование кондиционер попал лишь к 1970-м годам, на автомобилях AMC Ambassador - свыше 50% всех новых авто в штатах к этому времени оснащалось им с завода.

Но была и довольно интересная альтернатива, которая в глазах современного человека, смотрится диковато. В юго-западных штатах еще с 1930-х годов вошли в обиход так называемые “кулеры”, кондиционеры испарительного типа наружней установки, визуально чем-то напоминающие реактивный двигатель от пассажирского самолета.

Интересно, как далеко с таким "охладителем" можно было бы уехать сегодня в нашей стране, прежде чем поймать протокол по статье 12.5.1?
Интересно, как далеко с таким "охладителем" можно было бы уехать сегодня в нашей стране, прежде чем поймать протокол по статье 12.5.1?

Крепили их обычно на рамку пассажирской двери. Внутри корпуса этого устройства располагался картридж из волокнистого материала, смачиваемого в процессе работы водой. Набегающий поток воздуха заставлял воду интенсивно испаряться, снижая тем самым температуру. Вода заправлялась в отдельный небольшой резервуар в несколько литров объемом, которого хватало км эдак на 200 пробега. Естественно работало это все только в движении, даже модели с электровентиляторами не могли тягаться с настоящими кондиционерами на малых скоростях или в пробках.

Более продвинутый вариант "Болотного освежителя" щеголял вентилятором, на случай, если поступающего самотеком воздуха было недостаточно.
Более продвинутый вариант "Болотного освежителя" щеголял вентилятором, на случай, если поступающего самотеком воздуха было недостаточно.

А еще постоянным спутником работы таких аксессуаров был аромат затхлости и сырости, из-за чего злые языки нарекли их “болотными охладителями” (swamp cooler).

Европейский, японский и советский автопром в те годы в принципе не предлагали вариантов кататься в прохладе, если не считать правительственных лимузинов ЗИЛ или ГАЗ-14 “Чайка” или представительских/гранд туризмо моделей по запредельной цене. Что до массового потребителя - время их комфорта пришло уже в начале 1980-х годов.

Несмотря на то, что первый похожий на современные системы образец автомобильного кондиционера появился почти 100 лет назад, общий принцип работы системы остается неизменным. Разве что управляет распределением потоков воздуха и температурой теперь электроника, основываясь на показаниях множества датчиков (правда не у всех производителей получается настроить работу климат-контроля одинаково адекватно).

А на какой стороне Вы? За кондиционер или категорически против? Свои соображения отражайте в комментарях.

Ну а если заняты подборов хорошего варианта подержанного авто, приглашаем посетить сайт РДМ-Импорт, чтобы посмотреть ассортимент моделей в наличии, найти себе машину по душе и оформить заявку. Также вы можете связаться с нами по телефону 8 (905) 954-00-22 — поможем подобрать автомобиль и ответим на все вопросы.

-12