Это ароматическое вещество, получаемое из сока многолетних кустарниковых растений семейства ладанниковых, преимущественно Cistus ladaniferus (западное Средиземноморье) и Cistus creticus (восточное Средиземноморье). Добывают смолу также и из кустарников, распространенных в средней Европе, Крыму, Восточной Азии и Южной части Северной Америки.
Ладанник выделяет сок через особые железистые волоски, распределенные на поверхности его листьев и стеблей. Сок выступает наружу, растекаясь на поверхности растения, после чего окисляется на воздухе и превращается в густую липкую коричневую смолу, которая защищает растение от ультрафиолетовых лучей, а также от поедания молодых ростков животными и насекомыми.
Считается, что само слово «лабданум» пришло к нам из сирийского языка и в переводе означает «липкая трава». Долгое время источник лабданума держался продавцами в секрете. Иногда даже сочиняли различные легенды о происхождении этой ароматной смолы. Например, у Геродота можно прочитать, что она зарождается на зловонной бороде козлов. Это, конечно, не так, хотя козы действительно играли в процессе некоторую роль. Дело в том, что молодая зелень ладанника пришлась животным по вкусу. Поедая листья, животные тёрлись о кустарник. Его сок прилипал к козьей шерсти, смешивался с песком и дорожной пылью и загустевал под солнцем, становясь очень вязким. Потом коз вычёсывали специальным гребнем, получая таким образом готовый лабданум с примесью козьей шерсти и пыли.
Конечно, коз эксплуатировали не всегда. В Аравии, Сирии и Африке и на Крите до девятнадцатого века для сбора лабданума использовались специальные «грабли» из верёвок и кожи, на которые налипала смола. Кстати, уж не знаю, насколько это близко к истине, но Перси Ньюберри (1869–1949), британский специалист по Древнему Египту, предположил, что накладная борода, которую носили Осирис и фараоны, возможно, первоначально представляла собой «козлиную бороду, намазанную лабданумом». Он также утверждал, что скипетр Осириса, который обычно интерпретируется либо как цеп для молотьбы, либо как опахало, скорее всего, был инструментом для сбора лабданума, подобным описанным выше «граблям», который использовался.
В настоящее время сырую смолу добывают путем кипячения листьев и веток. Абсолют также получают экстракцией растворителем. Эфирное масло получают путем паровой дистилляции.
Смола ладанника была известна древним египтянам и евреям по меньшей мере две тысячи лет назад и использовалась в качестве благовония и лечебного средства. Лабданум использовался в качестве ранозаживляющего и обезболивающего средства, с его помощью лечили простуду, облегчали кашель, высушивали опухоли, стимулировали рост волос, останавливали кровотечение. Ароматная смола ладанника всегда высоко ценилась многими народами. её продавали под различными названиями: средиземноморский ладан, кистус, испанская манна, лазан, лабдан.
Американский ботаник Джон Стронг Ньюберри высказывал мнение о том, что лабданум был известен древним египтянам еще в эпоху I династии (около 3000 лет до нашей эры). Известные толкователи Библии архимандрит Никифор (1891) и А.П. Лопухин (1904) считали, что именно ладанник упоминается в следующем стихе: «Израиль, отец их, сказал им: если так, то вот что сделайте: возьмите с собою плодов земли сей и отнесите в дар тому человеку несколько бальзама и несколько мёду, стираксы и ладану (лабданума), фисташков и миндальных орехов» (Быт 43:11). Раввин Саадия бен Йосеф Гаон (Саадия) (882–942) и некоторые учёные, такие как Самуэль Бохарт и Х. Дж. Абрахамс утверждают, что таинственное שחלת (onycha) — ингредиент святого благовония кторет, упомянутого в книге Исход 30:34, — на самом деле был лабданумом, а не разновидностью морских ракушек.
Из-за схожести цветков кустарника с цветками шиповника, его иногда называют «скальная роза» или «каменный розан». На Руси такие кустарники за их ароматическую смолу тоже называли «ладанник».
Можно предположить, что лабданум часто использовался как более дешевый заменитель дорогих сортов ладана. В XVIII веке на европейском рынке можно было встретить три сорта лабданума: бородатый – вычесанный из козлиной шерсти; жидкий – тот же самый, только очищенный и разжиженный; трубчатый – гуща, оставшаяся после очистки жидкого лабданума. Два первых сорта использовались для изготовления лучших благовоний, а третий, наименее ценный, добавляли в мази и крема. Лабданумом в ароматических композициях заменяют животный мускус, из его семян также получают растительный аналог амбры кашалота.
На Руси эта ароматная смола под названием «кипрский лабдан» встречалась в трёх видах: первый сорт — вязкая липкая масса бурого или черного цвета с бальзамическим ароматом и горьковатым вкусом; второй — витой лабдан — скатанная в тонкие колбаски смола с менее ярким ароматом; третий — лабдан в палочках — имел слабый аромат и содержал большое количество примесей.
Запах лабданума описывается по-разному: янтарный, сладкий, древесный, пудровый, фруктовый, анималистический, амбровый, сухой мускусный или кожаный. Его теплый, сладкий и древесный аромат, с нотами пряной амбры, мускуса, мёда, можно уловить во многих знаменитых нишевых парфюмах, а также в традиционных восточных бахурах и некоторых сложносоставных фимиамах в том числе и работы нашей мастерской (Царю царей, Царь Давид, Благословенный и др.). Но не следует его путать с лауданумом — содержащей опиум настойкой на спирту, которая была особенно популярна у женщин в викторианскую эпоху как универсальное лекарственное, успокоительное и снотворное средство.